Актуализация знаний. Слайд №2 на доске Слайд №3 | - Ребята, отгадайте анаграмму. Е Ы Н Т О В И Ж - Кто догадался, в чём здесь секрет? Как расшифровать слово? - Правильно, ребята, это животные. - А как, мы называем животных? Кем они для нас являются? - Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Прочитайте эпиграф к нашему уроку. «Мы в ответе за тех, кого приручили». - Это сказал французский лётчик, писатель, погибший во вторую мировую войну Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими». - Итак, ребята, братья наши меньшие живут рядом с нами, мы их любим. Им посвящено много произведений и сегодня мы вспомним такие произведения. | - Слово записано наоборот. - животные. - Братьями нашими меньшими. |
Самоопреде-ление к деятельности. Постановка учебной задачи. Слайд №4-8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 | - Исходя из всего вышесказанного, определите тему урока. - А так как мы закончили изучать раздел, то тема нашего урока «Обобщение по теме «О братьях наших меньших». - И давайте предположим, какие цели мы бы поставили перед собой на уроке? - Вспомним, как надо относиться к животным. - А вспомним произведения через игру. Игра «Отгадай название рассказа». - Играть мы будем по группам. Вспомним правила работы в группах. Игра «Вспомни-ка» - У вас на столах карточки, ваша задача, работая в паре, соединить фамилию автора с названием произведения. - Ребята, многие произведения можно соотнести с пословицами. Перед вами пословицы. Подумайте и скажите, какая пословица подходит к произведению Чарушина «Страшный рассказ». - У страха глаза велики. - Дружно не грузно, а врозь хоть брось. - Бояться не надо, надо умом раскинуть. - Пуганая ворона и куста боится. - Как вы понимаете эту пословицу? - Вспомним как же боялись дети. Прочитаем отрывок из этого произведения по ролям. Голосом передайте, что дети боялись кого-то или чего- то. От 1 группы читают Борисов Д, Югансон А, и Тарунин А. - Так кого же испугались мальчики? - Где жили мальчики? - Почему они остались одни? - Какие звуки они услышали? - Как они отреагировали на эти звуки? - Чем же заканчивается рассказ? - Подберите пословицу к рассказу «Сова» Бианки. - Как вы её понимаете? - Применительно к рассказу эта пословица показывает, что старик не обошёлся без совы, а сове тоже было тяжело, потому что она осталась голодная. - Прочитаем отрывок из этого произведения и вспомним, почему старик с совой не стали дружить. - Какую связь мы наблюдаем между чаем старика и совой? - Давайте её составим. - Сова перестала летать на луг, что произошло? - Зачем шмели нужны в поле? - Получилась цепь, которую разорвать никак нельзя. Всё в природе взаимосвязано. Сова- мыши – шмели – клевер –корова – молоко - чай. | - О братьях наших меньших. - вспомнить произведения о животных, изученных в разделе, кто их автор. Ответы детей. - К произведению «Страшный рассказ» Чарушина подходит пословица « У страха глаза велики». - Если чего то боишься , то оно кажется таким огромным, страшным. - Мальчики испугались ежа. Ответы детей. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. - Если вместе выполнять какую-то работу, то она нам покажется лёгкой, а поодиночке работа покажется тяжёлой и невыполнимой. Читают: Власов И, Птицына С, Ильиных Е. Мыши почуяли раздолье и стали разорять гнёзда шмелей. - Чтобы опылять клевер. Клевер нужен , чтобы кормить корову. А корова даст молоко и старик забелит чай. |
Слайд №12 | - Итак, мы вспомнили произведения прочитанные в разделе. А теперь вспомним персонажей произведений. - Работа по группам. На листочках зашифрованы герои произведений. Расшифруйте их. Продолжим работу над персонажами. Игра « Убери лишний персонаж». - В нашем разделе мы с вами читали разные произведения. А знаете ли вы, что тексты бывают художественные и научно-познавательные. - Чем они отличаются спросите вы? - Художественные рассказы пишет писатель, он изображает всё что волнует и интересует человека с помощью слова. - Научно-познавательный текст пишет учёный. Он на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты. Об одном и том же явлении можно написать по разному. Давайте сравним рассказ Чарушина « Страшный рассказ» и научно- познавательный текст . Рассказ Чарушина мы знаем. В нём автор пишет о том , что ёж попал к детям в дом. А теперь прочитаем другой текст на странице 155. - Это научно-познавательный текст, где автор описывает ежа, его внешний вид, повадки и т.д. - Отдохнём и послушаем сказку Сладкова « Сорока и Заяц».( Рассказывают Птицына Света и Борисов Данил). | |
Проверка домашней работы. | - На уроках мы читали рассказы о диких животных, но и в повседневной жизни нас окружают животные. Им повезло. - У них есть хозяева – вы и ваши родители. Давайте посмотрим ваши рисунки и послушаем рассказы о ваших питомцах. Отгадайте о ком пойдёт речь? Этот зверь живёт лишь дома, С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы, Он, мурлыча песнь поёт. Только мышь его боится, Угадали? Это … - Показ рисунка и чтение рассказа о нём. Глядишь – кусается Дразнишь- кусается. У порога лежит, Дом сторожит. Показ рисунка и чтение рассказа. Не мой бы труд, Не мой бы бег, Ты плохо жил бы человек. Но в век машины и мотора, Боюсь, в отставке буду скоро. Показ рисунка и чтение рассказа. - Ребята, мы должны с вами беречь всех животных и домашних ,и диких, и больших, и маленьких. Без этих существ жить на земле невозможно. Они повышают настроение, спасают от одиночества, своим забавным поведением вызывают у человека улыбку. | - кот. Защита проекта. - собака. Защита проекта. - лощадь. Защита проекта. |
Рефлексия. Слайд № 13 Слайд №14 | - Вспомним, какую учебную задачу ставили в начале урока? - Еще раз вспомним эти произведения, отгадав кроссворд. 1.На кого обиделась сова? 2.Кто обижал утят? 3.Какое горе у бедной киски. Ей не дают….? 4.У нее уши торчком, нос крючком. 5.Как автор назвал медведя, который играл на скрипке? 6.Как звали храброго утенка? 7.Что разоряли мыши на лугу? - Возвращаясь к эпиграфу нашего урока « Мы в ответе за тех, кого приручили», скажем, да действительно животные наши меньшие братья и их нужно беречь, защищать от врагов. Человек, который не только любит животных, но и бережёт их ,имеет большое и доброе сердце. Надеюсь, что у вас тоже будет большое и доброе сердце. Ведь, всё доброе на земле- от Солнца, всё хорошее – от человека. На память о нашем уроке я дарю вам сердечки. Прочитайте что на них написано « Самому доброму и чуткому». Я надеюсь, что вы вырастите такими. - Ну а оцените вы свою работу на уроке при помощи вот такого задания. - В квадрате нужно зачеркнуть повторяющиеся буквы, а из оставшихся составить слово. Оно и будет для вас оценкой. | - старик. - стрекоза. - сосиски. - сова. - музыкант. - Алёша. - гнезда. |