Урок окружающего мира во 2 классе на тему: «Неживая и живая природа?»
Цель:научить детей устанавливать связи неживой природы и живой.
Задачи:обсудить с учащимися связи неживой и живой природы, способствовать развитию умений сравнивать объекты живой и неживой природы.
Ход урока.
- Организационный момент.
Начинаем наш урок. Я желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.
II. Актуализация знаний.
Слайд 1. Стихотворение о природе.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг… (природа)
Слайд 2. (Чёрный экран)
- А можно ли отнести к природе то, что сделано руками человека? (Нет.) Что же такое природа? (Ответы детей).
- Более точный ответ на этот вопрос подготовил к сегодняшнему уроку Никита, найдя определение этого понятия в словаре С.И. Ожегова.
Никита: 1. Природа - все существующее во Вселенной.
2. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства).
Слайд 3.
Слайд 4. (Чёрный экран).
- На какие две группы делят объекты природы? (Неживая и живая природа).
- Приведите примеры объектов неживой природы. (Ответы детей).
- Дополнить эту группу я предлагаю вам, полистав предыдущую главу «Планеты и звёзды». Полистайте. (Учащиеся могут назвать известные им звёзды, планеты. Если учащиеся назовут созвездие, то следует объяснить, что созвездие – это группа звёзд, объединённых в рисунок человеком.)
Слайд 5.
- Приведите примеры объектов живой природы. (Ответы детей).
Слайд 6.
- Скажите, а чем отличается живая природа от неживой? (Ответы детей).
Слайд 7.
Все объекты живой природы:
- дышат
- питаются
- растут
- размножаются
- умирают
Слайд 8. (Чёрный экран).
- Постановка цели урока.
- Как вы думаете, связаны ли между собой объекты живой и неживой природы?
- Давайте сформулируем тему нашего урока. («Как связана неживая и живая природа?») Откройте учебник на стр. 35 и убедитесь, что мы правильно назвали тему.
Слайд 9.
Слайд 10. (Чёрный экран)
- Первичное усвоение новых знаний.
- Что происходит в результате вращения Земли вокруг Солнца? (Солнце является источником тепла и света для всего живого. Его лучи по-разному освещают поверхность Земли во время её движения вокруг Солнца. Это вызывает смену времён года.)
Слайд 11.
- Как неживая природа влияет на живую в зависимости от времени года? Затрудняетесь ответить? Эту проблему мы сегодня и попробуем вместе решить.
Слайд 12.
Слайд 13. (Чёрный экран).
- Откройте стр. 36 и найдите второй абзац. Читает Андрей.
- Итак, солнце поднимается в небе не так высоко, как летом. А зимой солнце опускается совсем низко к земле. Какие изменения в природе происходят зимой из-за низкого положения солнца? (Продолжительность дня уменьшается, холодает и т.д.)
V. Первичная проверка понимания.
- Какое условное обозначение вы видите после прочитанного текста на стр. 36? (Работа в парах).
Прочитайте про себя задание. Как вы поняли, какое задание будете выполнять сообща?
- Договоритесь друг с другом, кто будет рассказывать о жизни осеннего леса, а кто зимнего.
- Давайте сделаем вывод: что изменилось в жизни растений и животных леса с наступлением зимы? (Осенью лиственные деревья сбросили листву и теперь стоят с голыми ветками. Ель и сосна свои листья-иголки не сбросили и зимой. На ветках всех деревьев лежит снег. Снег укрыл травянистые растения. Зимой в лесу не растут грибы, не летают бабочки. Кабанам приходится раскапывать снег, чтобы найти пищу.) С чем связаны эти изменения? (С изменением количества солнечного тепла и света, поступающего на Землю в разное время года.)
Физминутка.
Игра «Живая и неживая природа».
Я называю объекты природы. Если это объект живой природы, то вы показываете, как этот объект двигается, а если объект неживой природы – стоите на месте.
Ворона, снег, дождь, заяц, гора, берёза, гром, солнце, медведь,звезда, обезьяна, облако, планета,цапля, бабочка, лягушка.
Молодцы! Вы справились с заданием и отдохнули.
VI. Первичное закрепление.
- Живая и неживая природа тесно связаны между собой. На стр. 37 учебника прочитайте примеры, которые обсуждали на уроке одноклассники Маши. (Олеся, Аня Ц., Кирилл, Саша).
- Неживая природа вносит большие изменения не только в жизнь животных и растений, но может привести к большим разрушениям.
Вот какое письмо написали Маша и Миша экологам. Чтение письма на стр. 39 учебника.
В ходе чтения встречаем незнакомое слово почваи осуществляем поиск его значения в словарике в конце учебника.
Слайд 14.
Слайд 15 (черный экран).
Рассматривая вместе с детьми рисунки на стр. 39-41, обращаем внимание на разрушения, которые принесла разлившаяся река, и на виды работ, которые выполняют взрослые и дети, укрепляя высокий берег и восстанавливая низкий берег после разлива реки.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).
-Что ж, давайте вернёмся к проблеме нашего урока.
Слайд 16.
- Поднимите руку ребята, которые считают, что мы справились с решением проблемы, то есть выявили влияние неживой природы на живую в зависимости от смены времён года.
Слайд 17.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Слайд 18.