Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности | 1. Приветствие и проверка готовности рабочего места -Здравствуйте, дети! -Садитесь! -Меня зовут Дарья Владимировна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Снова пришёл долгожданный миг – Нам пора в дорогу. Он зовёт нас, в загадочный мир, В таинственный мир природы. | Дети готовятся к уроку. |
2.Актуализация и пробное учебное действие | 1. Индивидуальная работа по карточкам -Ребята, кто мне скажет, какой раздел мы закончили изучать на прошлом уроке? -Правильно, дети, это раздел «Где мы живем». Давайте проверим как вы усвоили изученный раздел. -Я раздам вам карточки, и вы выполните задания самостоятельно. Не забудьте подписать свою работу. Вариант 1 1.Наша страна Германия Россия Бразилия 2.Допиши предложение. Государственные символы Российской Федерации____________ 3.Особенности села: Крупный населенный пункт, многоэтажные дома Небольшой населенный пункт, колодец, печка Много улиц и проспектов, театры и музеи 4.Выбери верное утверждение. К природе относится… Всё, что нас окружает Всё, что нас окружает и не сделано руками человека Всё, что сделано руками человека 5.К объектам природы относится Цветок Телевизор Ряженка Вариант 2 1.Определи цвета флага Российской Федерации Белый, синий, красный Белый, зеленый, красный Белый, синий, розовый 2.Первые строки гимна России «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…» «Россия- священная наша держава, Россия- любимая наша страна…» «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…» 3.Особенности города Крупный населенный пункт, многоэтажные дома Небольшой населенный пункт, колодец, печка Выращивание овощей, выращивание животных 4.Допиши предложение. То, что создано людьми, принято называть____________ 5.К объектам рукотворного мира относится Оса Солнце Йогурт -Дети, вы закончили работу? Я соберу у вас их. Оценки вы узнаете позже. | -На прошлом уроке мы закончили изучать раздел «Где мы живем» Учащиеся выполняют самостоятельную работу 1 вариант: 1В, 2 флаг, гимн, герб, 3В, 4В, 5А 2 вариант: 1А, 2В, 3А, 4 рукотворным миром, 5С |
3.Выявление места и причин затруднения | 1. Самоопределение к деятельности. А теперь отгадайте загадку, отгадав ее вы узнаете о чем мы с вами будем говорить на уроке. Посмотри, мой милый друг, Что находиться вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка, и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года- Это все вокруг …(природа) 2. Беседа - Верно ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе. -Правильно, это слово «природа». Ребята, а что вы наблюдали летом в природе? Какая была погода? -Какие вы наблюдали дожди? Если вы видели грозу, расскажите о ней. -Какая летом бывает вода в водоемах - теплая или холодная? -Что интересного вы заметили в жизни растений? -Хорошо, молодцы. | -природа. -Летом чаще всего бывает теплая погода и даже жаркая. - Летние дожди непродолжительные, иногда бывают грозы. - Вода в водоемах теплая, можно купаться. - Все растения зеленые, многие из них цветут. |
4. Построение проекта и решение проблемы | 1. Беседа, работа по учебнику -Как вы думаете, чему мы будем учиться, изучая этот раздел? -Откройте учебник на 23 странице. -Прочитайте, правильно ли мы определили. -Что захотелось изучить из раздела? -Давайте откроем с.24-25 в учебнике и рассмотрим изображения. На какие группы можно разделить изображенные на них предметы? -Какие предметы мы отнесем к живой природе? А какие к неживой? -Объясните почему вы сделали такой выбор? -Правильно. Живые существа дышат, растут, приносят потомство и умирают. 2. Выполнение заданий в тетради - Давайте откроем рабочую тетрадь на с.17 и выполним номер 1 -Прочитаем задание. -Что нам нужно сделать? -Итак, кто перечислит объекты, относящиеся к неживой природе? А к живой? У всех так получилось? -Найдите номер 4. Прочитаем задание. Давайте дополним объекты живой и неживой природы своими примерами. Заполните таблицу. Кто хочет прочитать какие объекты написал(а), относящиеся к неживой природе? А к живой? 3. Работа со схемами учебника -Давайте вспомним, что необходимо растениям и животным для жизни? Откройте учебники на странице 27, рассмотрите схему и объясните, что обозначают стрелки на этой схеме -Как же связана между собой живая и неживая природа? -Молодцы! Правильно! Живые существа не могут жить без неживой природы. Солнце- это источник света и тепла для всего живого на Земле. Живым существам необходимы также воздух и вода. -И какой вывод мы с вами можем сделать? -Правильно, ребята. В природе все взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой. | Знакомятся с содержанием раздела «Природа» по учебнику, высказывают предположения, что будут изучать в данном разделе. -Я думаю, что можно разделить эти слова на 2 группы: живое и неживое -Я считаю, что к живой природе относятся: дерево, человек, бабочка и медведь. -Неживая природа- это солнце, камень, облако и сосулька. -Потому что все, что относится к неживой природе не дышит, не растет, не питается, не умирает. -Объекты, относящиеся к неживой природе- это солнце, воздух, гранит, созвездие, облако, льдина, сосулька, вода. Учащиеся читают какие объекты они вписали в таблицу -Я считаю, что без тепла, света, воздуха и воды живые существа не могли бы жить - Все в природе взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой. |
5.Реализация сформированной модели | 1. Беседа, работа по учебнику, работа в тетради - В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Кто знает, как это все называется? -Правильно. Давайте откроем учебник на с.28 и найдем определение, что такое явления природы. Прочитаем его. -Найдите номер 1 на с.20. Записываем определение, что такое явление природы. -А теперь давайте рассмотрим рисунки в учебнике на с.28. -Расскажите, какие явления могут происходить с этими объектами живой и неживой природы и живыми существами. -Приведите свои примеры явлений в живой и неживой природе. Для этого обратимся к рабочей тетради на с.21, заполним таблицу. -Итак, кто хочет перечислить явления неживой природы? А живой? У кого еще есть примеры, которых не называли? -Молодцы, вы все справились с этим заданием. -Ребята, а кто уже догадался, с чем связаны многие явления природы? Давайте в учебнике на с.29 посмотрим на картинки и подумаем с чем же это связано. | -Все это считается явлением природы -Все изменения, происходящие в природе называется явлениями природы -Сосульки могут таять, а могут и расти. Из тучи могут идти дождь, снег, град. Снежинки могут таять. Птицы осенью улетают на юг, а весной снова прилетают. Гусеница может превратиться в бабочку и т.д. -Явления неживой природы: засуха, метель, таяние снега, землетрясение. -Явления живой природы: цветение, распускание почек на деревьях, зимняя спячка медведя, опадение листвы и т.д. |
6.Первичное закрепление с проговариванием вслух | -Итак, что изображено на картинках? -Какие времена года вы знаете? -Все верно. Так с чем же связаны явления природы? -Правильно. Давайте прочитаем как называются такие изменения в природе на с.29 -Молодцы, справились с заданием. – Сейчас мы разобьемся на 4 группы, каждая группа будет описывать одно из времен года. Группа должна выявить не менее пяти сезонных явлений и озвучить их. Детям предлагается выбрать любой жетончик. Жетончики 4 цветов: желтый, белый, зеленый, красный. – У нас образовались 4 группы. – Ребята с жетончиками желтого цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? (Осени). Правильно. – Ребята с жетончиками белого цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? (Зимы). Правильно. – Ребята с жетончиками зеленого цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? (Весны). Правильно. – Ребята с жетончиками красного цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? (Лета). Правильно. -Хорошо. Выполним в рабочих тетрадях на с.21 номер 4. -Прочитаем задание. -Какие 2 времени года изображены на картинках? -Давайте подумаем, что нарисовано на 1 картинке не так. А на второй? | -На картинках изображены времена года. -Существует 4 времен года: весна, лето, осень и зима. -Я думаю, что многие явления связаны со сменой времен года -Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов). Они называются сезонными явлениями. -Весной тает снег, прорастают почки на деревьях. Летом созревают плоды, жара. Осенью отлетают птицы, заморозки. Зимой снегопад, иней, гололёд. -Дети читают задание -На картинках изображены лето и весна. -Летом снега, льда не бывает и птицы не отлетают. Весной на деревьях листья не желтею. |
7.Самостоятельная работа с самоконтролем | -Перед вами на доске висят явления природы. Прочтите их. (в хаотичном порядке располагаются явления из представленной ниже табличке, на доске.) -А теперь самостоятельно расположите их на 2 группы, в один столбик запишите явления неживой природы, а в другой живой. | - Читают. Учащиеся выполняют практическую работу |
8. Включение в систему знаний и повторений | 1. Беседа -Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке? -Правильно! Что такое неживая природа? -А что к ней относится? -Правильно! А что такое живая природа? А что к ней относится? -Правильно! Что такое явления природы? Какие бывают явления в природе? | -Сегодня на уроке мы говорили о живой, неживой природе, явлениях природы -Неживая: туман, месяц, мороз -Живая: деревья, птицы, насекомые, человек Явления в природе: радуга, ветер, молния, снегопад, закат солнца. |
9.Рефлексия учебной деятельности на занятии | 1. Рефлексия Оцените свои достижения на уроке с помощью лестницы успеха. Поставьте галочку на верхнюю ступень, если затруднений во время изучения новой темы на уроке не возникло, на вторую ступеньку, если в ходе урока возникали затруднения и на самую нижнюю ступень, если вы ничего не поняли. 2. Домашнее задание -Откройте дневники, запишите домашнее задание: с.24-31в учебнике читать (запись на доске) На этом урок окончен. До свидания! Мне было приятно с вами работать. | Оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек -Записывают домашнее задание, прощаются |