воспитывать интерес к изучению предмета, аккуратность, дружелюбие.
Ход урока
Орг. момент
Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.
Работа в тетради
Откроем наши тетради. Встаньте, пожалуйста, те, кто получил 4 и 5. Молодцы. Продолжайте работать в тетради точно так же, а остальным я советую немного подтянуться.
Минутка чистописания.
- И так, выполним минутку чистописания, которая пройдёт под девизом «Я умею писать лучше всех». Запись числа в тетради.
Актуализация.
- Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? /глаголом/
- Что вы знаете о глаголе? Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Что еще вы знаете о глаголе? Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени.
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
- Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делали? что сделали?
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Что делает? что делают?
- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?
- Как еще могут изменяться глаголы? По числам. Они могут быть единственного и множественного числа.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о глаголе.
- Представьте, что вы оказались на лесной опушке, где мы с вами станем волшебными садовниками, будем творить чудеса: выполните задание – и появится в классе чудесный цветок. Давайте постараемся, поработаем так, чтобы на уроке появилась целая клумба цветов, чтобы они окружали нас повсюду, радовали каждого из вас.
Изучение нового материала.
- Вот и появился первый цветок. Но этот не совсем обычный: на его лепестках написаны какие-то правила. Прочитайте их.
(Дети читают на плакате правила.)
- Найдите глаголы, определите время данных глаголов.
срывайте цветы!
ломайте ветки деревьев!
ловите бабочек и других насекомых!
уничтожайте лягушек и жаб!
разоряйте гнезда птиц!
берите животных из леса домой!
- Ребята, а вы согласны с этими правилами, или, может быть, в них чего-то недостает?
/ Здесь везде надо добавить не/
- Вы совершенно правы!
не
срывайте цветы!
ломайте ветки деревьев!
ловите бабочек и других насекомых!
уничтожайте лягушек и жаб!
разоряйте гнезда птиц!
берите животных из леса домой!
- Значит, что нового мы узнаем о глаголе? /как пишется частица не с глаголами/
- Сейчас в свои тетради перепишите правила поведения в природе, но вам предстоит вписать частицу не. Как вы думаете, частица не с глаголами пишется слитно или раздельно, если у них такая странная любовь?
- Давайте откроем учебник на стр. 150 и прочитаем правило. / Частица не с глаголами пишется раздельно./
- Какое правило вы узнали о написании частицы НЕ?
- Совершенно верно. Приступайте к работе.
- Мы с вами выяснили, как пишется частица не с глаголами, правильно написали глаголы с частицей, и у трудолюбивых садовников вырос еще один замечательный цветок. /ЦВЕТОК/
Закрепление.
- Чтобы выращивать цветы, строить дома или получать в школе хорошие отметки, нужно приложить много усилий. И сейчас я вам предлагаю такое задание: вспомните пословицы о труде, в которых есть частица не перед глаголом.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Под лежачий камень вода не течет.
- Как вы это понимаете? / Если ничего не будешь делать, то ничего у тебя не будет, не будешь учиться, значит, не будет знаний, небудешь помогать людям, заботиться, значит, у тебя не будет друзей./
- Назовите глаголы с частицей НЕ.
- С красной строки, через запятую, запишем эти глаголы частицей НЕ. Помните как она пишется.
- Я вам тоже приготовила пословицы. Прочитайте их на доске.
Кто (не) стыдится спрашивать, узнает многое. (Не) говори «гоп»,пока (не) перепрыгнешь.
Физминутка. (интерактивная)
- Я хочу прочитать вам сказку.
Гордую и упрямую частицу не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», - а она ему... Как вы думаете?
- Не люблю.
- Да. Он признавался: «Верю», - а она ему...
- Не верю!
- И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул... А что было дальше, сейчас узнаем.
(Заранее подготовленные дети по ролям читают стихотворение наизусть)
- Слезь со стула!
- Не хочу!
- Упадешь!
- Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Приедешь?
- Не приеду!
- Придешь?
- Нет, не приду!
- Услышишь?
- Не услышу!
- Найдешь?
- Нет, не найду!
- Слезаешь?
- Не слезаю!
- Решаешь?
- Не решу!
- Мечтаешь?
- Не мечтаю!
- Молчишь?
- Нет, не молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
- Нет! Да, хочу, хочу!
- А хотели бы вы узнать, как дальше сложились отношения между глаголом и частицей не? Давайте я вам расскажу, что в сказке было дальше.
...Частица не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!»
И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица не жить друг без друга не могут.
- Как вы думаете, почему в выделенных словах ненаписано слитно?
- Правильно, эти слова не существуют без не.
- Нездесь не частица, она входит в корень, как у существительных невежа, неряха. Эти слова без не не употребляются.Напишите эти глаголы в тетрадь, в столбик, с маленькой буквы.
Закрепление. После выполнения упражнения – появляются цветы.
Стр. 150 упр. 403 отработать правописание частицы не с глаголом
Не ходите, не пригласили, не врывайтесь, не забудь, не шали и не кусайся, не обижайся, не ломай, не шарь.
Стр. 151 упр. 404 отработать правописание частицы не с глаголом
Вымолвить не хочется, так и язык не ворочается. Не ударишь в дудку, не налетит и перепел. Человека видим, а души его не видим. Голова хвоста не ждет.
Итог урока.
- Нам предстоит выполнить еще много заданий. Но сегодня мы выполнили все, хорошо потрудились и теперь нас окружает множество прекрасных цветов, которые требуют к себе бережного отношения.
- А что помогло нам создать такую поляну? /знания, дружная работа/
- Какая задача стояла на уроке? /научиться писать НЕ с глаголами/
- Знаете ли вы теперь правило о написании частицы НЕ с глаголами?