Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- изученные части речи и их признаки, однородные члены предложения.
Учащиеся должны уметь:
безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст в 75 - 80 слов с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа) и знаками препинания между однородными членами (при перечислении, при употреблении союзов а, но);
производить фонетический разбор слов типа морозный, школьники;
производить разбор слова по составу: определять в слове корень, приставку, суффикс, окончание;
производить разбор слова как части речи: определять род, склонение, число, падеж имен существительных; род, число, падеж имен прилагательных; время число (род), спряжение глаголов;
производить элементарный синтаксический разбор предложений, определять их вид, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
писать изложение текста в 90 - 100 слов по самостоятельно плану, небольшой рассказ о случае из жизни.
Слова с непроверяемыми написаниями: автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, комбайн, корабль, космонавт, костер, медленно, металл, назад, налево, направо, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолет, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телефон, теперь, хозяйство, шестнадцать, шоссе, шофер, экскурсия, электричество, электростанция.
Тематическое планирование
по русскому языку в 4 классе
170 часов
Программа: 'Г. Г. Рамзаева.
Учебник: Т. Г. Рамзаева. Русский язык. Ч. 1,2,
Издательство «Дрофа» 2007г.
№
урока
Тема урока
Повторение изученного (16 ч.)
1.
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания.
2.
Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложения.
3.
Связь слов в предложении. Словосочетания.
4.
Текст. Виды текстов.
5.
Звуки и буквы. Алфавит. Слоги.
6.
Однокоренные слова. Корень слова.
7.
Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова.
8.
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
9.
Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными и двойными согласными.
10.
Р.р. Изложение зрительно воспринятого текста.
11.
Анализ работ. Работа над ошибками. Приставки и предлоги.
12.
Разделительные ЪиЬ.
13.
Части речи. Род и склонение имен существительных.
14.
Имя прилагательное как часть речи. Глагол.
15.
Контрольный диктант № 1 по теме: «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне, парными согласными»
16.
Анализ работ. Работа над ошибками.
Предложение (12 ч.)
1.
Однородные члены предложения.
2.
Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.
3.
Запятая между однородными членами предложения.
4.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
5.
Р.р. Изложение зрительно воспринятого текста.
6.
Анализ работ. Работа над ошибками. Предложения с однородными членами, соединенными союзами а, но.
7.
Упражнение в составлении предложений с однородными членами.
8.
Упражнение в написании предложений с однородными членами.
9.
Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами.
10.
Закрепление. Однородные члены предложения.
|
11.
Контрольный диктант №2 по теме: «Однородные члены предложения».
12.
Анализ работ. Работа над ошибками.
Текст (5 ч.)
1.
Текст. Тема и основная мысль текста.
2..
Заголовок текста.
3.
План текста.
4.
Р.р. Изложение по коллективно составленному плану.
5.
Анализ работ. Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Текст»
Имя существительное (48 ч.)
1.
Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей.
2.
Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
3.
Именительный падеж имен существительных.
4.
Родительный падеж имен существительных.
5.
Дательный падеж имен существительных.
6.
Винительный падеж имен существительных.
7.
Занимательный урок русского языка «Несклоняемые
существительные».
8.
Творительный падеж имен существительных.
9.
Предложный падеж имен существительных.
10.
Повторение знаний о падежах.
11.
Распознавание именительного винительного, винительного и предложного падежей.
12.
Р.р. Изложение на основе слухового восприятия текста.
13.
Анализ работ. Работа над ошибками. Повторение знаний о падежах.
14.
Закрепление знаний о падежах. Проверочный диктант.
15.
Три типа склонения имен существительных в единственном числе.
16.
Упражнение в определении склонений имей существительных.
17.
Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных, употребляемых в косвенных падежах.
18.
Ударные и безударные окончания имен окончания имен существительных в единственном числе.
19.
Проверка безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения.
20.
Контрольный диктант №3 по теме: «Повторение знаний о падежах имен существительных».
21.
Анализ работ. Работа над ошибками.
22.
Упражнение в правописании существительных в Р. п.
23.
Правописание окончаний имен существительных 1- го и 3 - го склонения в дательном падеже.
24.
Правописание имен существительных в родительном и дательном падежах.
25.
Сравнение окончаний в родительном и дательном падежах.
26.
Родительный и винительный падежи имен существительных.
27.
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.
28.
Правописание имен существительных в предложном падеже.
29.
Правописание имен существительных в предложном падеже. Проверочный диктант.
30.
Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах.
31.
Р.р. Сочинение по картине А.Пластова «Первый снег».
32.
Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах.
33.
Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах.
34.
Закрепление знаний по теме: "Правописание безударных окончаний имен существительных в единственном числе».
35.
Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имен существительных.
36.
Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
37.
Склонение имен существительных.
38.
Множественное число имен существительных.
:
39.
Склонение имен существительных во множественном числе. Распознавание именительного и винительного падежей.
40.
Окончания имен существительных м.р., ж.р., ср.. р. в И.п.и В.п.
множественного числа.
41.
Контрольный диктант N4 по теме: «Безударные окончания имен существительных в единственном числе»
42.
Анализ работ. Работа над ошибками.
43.
Родительный падеж множественного числа имен существительных.
44.
Родительный падеж множественного числа имен существительных.
45.
Р.р. Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
46.
Анализ работ. Работа над ошибками. Дательный и творительный, предложный падежи мн.ч. имен существительных.
47.
Дательный и творительный, предложный падежи мн.ч. имен существительных.
48.
Обобщение знаний имен существительных.
Имя прилагательное (33ч)
1.
Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам.
2.
Родовые окончания имен прилагательных.
3.
Склонение имен прилагательных.
4.
Р.р. Повествовательный текст с элементами описания.
5.
Анализ работ. Работа над ошибками. Распознавание падежей имен прилагательных.
6.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.
7.
Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода.
8.
Родовые окончания имен прилагательных.
9. Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных.
Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных.
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах.
12. Р.р. Изложение текста на основе слухового восприятия.
13. Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
14. Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего
рода в творительном и предложном падежах.
15. Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
16. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода.
17. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода . Проверочный диктант.
Сопоставление безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных. _
Сравнение безударных окончаний имен прилагательных м.р, и ж. р.
Винительный и творительный падежи имен прилагательных ж.р.
Проверочный диктант по теме: «Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе».
Анализ работ. Работа над ошибками. Закрепление знаний о склонении имен прилагательных.
Винительный и творительный падежи имен прилагательных.
Р.р. Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
Анализ изложений. Работа над ошибками. Падежные окончания имен прилагательных во множественном числе. Именительный и Винительный падежи.
27.
Родительный и Творительный п адежи.
Дательный и Творительный падежи имен прилагательных во множественном числе.
Закрепление знаний об именах прилагательных и именах существительных.
30. Контрольный диктант №5 по теме: «Имя прилагательное».
Анализ работ. Работа над ошибками.
Р.р. Сочинение по картине В.Васнецова «Богатыри».
Анализ работ. Работа над ошибками. Закрепление знаний об имени прилагательном.
Местоимение (7 ч.)
1.
Местоимение как часть речи. Сравнение личных местоимений и имен существительных.
2.
Личные местоимения 1,2,3- го лица.
3.
Раздельное написание местоимений 1 - го а 2 - го лица с предлогами.
4.
Раздельное написание предлогов с местоимениями 3 - го лица.
5.
Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами.
6.
Упражнение в правильном употреблении и написании местоимений, построении и разборе предложений.
7.
Проверочный диктант по теме: «Местоимение».
Глагол (40 ч.)
1.
Глагол как часть речи.
2.
Изменение глаголов по временам.
3.
Изменение по родам глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний.
4.
Неопределенная форма глагола.
5.
Неопределенная форма - начальная форма.
6.
Спряжение глаголов (общее понятие).
7.
Контрольный диктант №6 по теме: «Общее понятие о местоимении и глаголе».
8.
Анализ работ. Работа над ошибками.
9.
Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глагола.
10.
Употребление ь в глаголах 2 - го лица ед. числа.
11.
1 и 2 спряжения глагола.
12.
Окончание глаголов 1 и 2 спряжений.
13.
Образование формы будущего времени глагола.
14.
Спряжение глаголов в будущем времени.
15.
Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.
16.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
17.
Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме.
18.
Р.р. Сочинение по картине В.Васнецова «Аленушка».
19.
Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
20.
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
21.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящее время.
22.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящее время.
23.
Глаголы- исключения.
24.
Контрольный диктант №7 по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
25.
Анализ диктантов. Работа над ошибками.
26.
Правописание глаголов- исключений.
27.
Наблюдение над точным употреблением глаголов в речи.
28.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
29.
Р.р. Изложение текста на основе слухового восприятия.
30.
Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание суффикса в глаголах прошедшего времени.
31.
Изменение глаголов по временам.
32.
Изменение глаголов по временам.
33.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.
34.
Изменение глаголов совершенного и несовершенного вида.
35.
Упражнение в образовании временных форм глагола.
36.
Обобщение знаний о глаголе как части речи.
37.
Проверочный диктант по теме: «Глагол».
38.
Анализ работ. Работа над ошибками. Закрепление знаний о глаголе.
39.
Р.р. Сжатое изложение.
40.
Анализ изложений. Работа над ошибками. Закрепление знаний о глаголе.
Повторение (9 ч.)
1.
Анализ изложений. Работа над ошибками. Обобщение знаний о предложении.
2.
Правописание безударных гласных в корне, приставке и суффиксе.
3.
Текст и предложение как единицы речи. Части речи.
4.
Контрольный диктант №8 по теме» «Повторение».
5.
Анализ диктантов. Работа над ошибками.
6.
Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных я прилагательных, личных окончаний глаголов.
7.
Имя прилагательное.
8.
Местоимение. Глагол.
9.
Урок – игра: «Занимательно о русском языке».