kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Написание имён существительных мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование представления о способе написания мягкого знака после шипящих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Написание имён существительных мужского и женского рода с основой на шипящий звук.»

Тема: Написание имён существительных мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

Цели: формировать представление о способе написания мягкого знака после шипящих, обосновывать выбор.

развивать умение осуществлять контроль за своими действиями, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать вывод.

воспитывать внимательность и аккуратность, взаимопомощь, умение сотрудничать.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация ЗУН

2.1.Чистописание

ж ш ч щ ь

-Какие звуки обозначают буквы ж, ш, ч, щ? 

-Запишите в тетрадь.

2.2. -Прочитайте данные слова.

Кон.ки, мал.чик, вороб.и, в.юга, пен., картофел., доч.

- Назовите орфограммы в словах. ( ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный).
- Выпишите слова в два столбика. 
- По каким признакам вы распределите слова в два столбика? (в один столбик выпишу слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком).

Проверка. 
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «дочь»)

- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч]? (нет). 
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.

III.Постановка учебной задачи.
Устно: Замените словосочетания одним словом:
Человек, который играет на трубе – трубач
Место, где купаются и загорают – пляж

Тёмное время суток - ночь

Чёрная птица – вестник весны - грач
Растение, из молотых зёрен которого выпекают ржаной хлеб - рожь
- Что заметили в словах? (почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет).
- Какая проблема встает перед нами? (нам надо узнать, когда на конце слов-предметов после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет).


IV. Физминутка

Учитель называет слова ж.р.с шипящим на конце – дети делают хлопок в ладоши, учитель называет слова м.р. – дети поднимают обе руки вверх.


V. Открытие нового

5.1. Работа с обратным словарём. Наблюдение за им. существительными м.р. и ж.р., основа которых заканчивается на – Ч и – ЧЬ, -Ш и -ШЬ

- Давайте откроем учебники на стр.152, упр. 117.

- Какого рода эти слова? (м.р.)

- На какой звук заканчивается основа слова? (ч)

- А какой это звук? (мягкий)

- А стоит ли после него мягкий знак? (нет)

- Выпишите 5 любых слов. Укажите род и обозначьте орфограмму. Какого рода все эти слова? (мужского рода)

- Давайте откроем обратный словарь на букву ь. Найдите слова-названия предметов, основа которых оканчивается на чь.

- Какого рода эти слова? (ж.р.)

- На какой звук заканчивается основа слова? (чь)

- А стоит ли после него мягкий знак? (да). Запишите 5 любых слов. Укажите род и обозначьте орфограмму.

5.2. Аналогичная работа с обратным словарём с основами –ш, -шь

- Какой вывод можно сделать о работе ь? (мягкий знак обозначает мягкость согласного; ь показывает, что все слова – названия предметов женского рода) Расскажите соседу по парте. (слова м.р. пишутся без мягкого знака, а слова женского рода с мягким знаком)

- Какой вывод можете сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на – Ч или ЧЬ, Ш и ШЬ? Расскажите соседу по парте. Кто озвучит свои выводы?

5.3. Наблюдение за словами – названиями предметов м.р. и ж.р., основа которых заканчивается на --Ж и --ЖЬ, --Щ и --ЩЬ

-Какие ещё шипящие звуки вы знаете? Прочитайте правило по учебнику. Совпадает ли оно с нашим выводом?

А как думаете это правило написания мягкого знака подойдёт для слов – названий предметов, с основой на -Ж и -ЖЬ и Щ и -ЩЬ?

5.4. Работа в парах.

-Откройте обратный словарь. Один сосед проверит по словарю написание слов – названий предметов с основой на –ж и –жь, а второй сосед – слова – названия предметов с основой на -щ и - щь. Обсудите друг с другом. (выслушиваются выводы детей).

5.5. Составление памятки.(работа в парах)

На партах у вас листочки, на которых изображена таблица, состоящая из двух колонок, заполните её. Один сосед работает в левой колонке, второй – в правой.

В словах   с основой на шипящий пиши

на конце   слов мужского рода

В словах   с основой на шипящий пиши

на конце   слов женского рода

Ж Ш Щ Ч

Жь Щь Чь Шь

Проверка.

-Заполните таблицу до конца.

VI.Физминутка. Гимнастика для глаз

VII. Первичное закрепление

Работа по учебнику.

Стр.153 упр.118

- На какие две группы можно разделить слова-названия предметов? Запишите их правильно, пользуясь памяткой.

Плач(ь), печ(ь), трубач(ь), мелоч(ь), реч(ь), мяч(ь), москвич(ь), ноч(ь).

VIII. Контроль

- На доске написаны слова. Запишите в тетрадь в два столбика, в первом столбике будем писать слова-предметы мужского род, а во втором слова- предметы женского рода.

Меч(ь), луч(ь), реч(ь), ключ(ь), помоч(ь), богач(ь), тягач(ь), врач(ь), лихач(ь), леч(ь).

-Спишите, правильно открывая скобки.

Проверка по образцу.

IX. Рефлексивная оценка

- А теперь давайте вернемся в начало урока и посмотрим на слово дочь.

- Как же мы его напишем? (с мягким знаком)

- В начале урока вы знали, как его надо писать? (нет)

- А теперь изменились ваши знания? (Теперь знаем). Расскажите, как надо писать слова – названия предметов с основой, оканчивающейся на шипящий.


Оцените свою работу при помощи игры

«Дистанция»

Дети встают возле своих мест. Чем успешнее и активнее они были на уроке (по их мнению), тем ближе каждый ребёнок подходит к доске.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Написание имён существительных мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

Автор: Мальцева Антонина Николаевна

Дата: 30.12.2018

Номер свидетельства: 493391

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Открытый урок по русскому языку в 3-м классе "Имена существительные с шипящим звуком на конце""
    ["seo_title"] => string(92) "otkrytyiurokporusskomuiazykuv3mklassieimienasushchiestvitielnyiesshipiashchimzvukomnakontsie"
    ["file_id"] => string(6) "275115"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452520554"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) ""Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(73) "miaghkii-znak-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "219811"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434374090"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Урок русского языка "Правописание имен существительных с основой на шипящий" "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-russkogho-iazyka-pravopisaniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-s-osnovoi-na-shipiashchii"
    ["file_id"] => string(6) "192469"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427462212"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_orfogrammami_na_osnove_algoritmov_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_nachal"
    ["file_id"] => string(6) "547875"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587723296"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства