- Назовите орфограммы в словах. ( ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный). - Выпишите слова в два столбика. - По каким признакам вы распределите слова в два столбика? (в один столбик выпишу слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком).
Проверка. - О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «дочь»)
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий). - Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком). - Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч]? (нет). - Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.
III.Постановка учебной задачи. Устно: Замените словосочетания одним словом: Человек, который играет на трубе – трубач Место, где купаются и загорают – пляж
Тёмное время суток - ночь
Чёрная птица – вестник весны - грач Растение, из молотых зёрен которого выпекают ржаной хлеб - рожь - Что заметили в словах? (почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет). - Какая проблема встает перед нами? (нам надо узнать, когда на конце слов-предметов после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет).
IV. Физминутка
Учитель называет слова ж.р.с шипящим на конце – дети делают хлопок в ладоши, учитель называет слова м.р. – дети поднимают обе руки вверх.
V. Открытие нового
5.1. Работа с обратным словарём. Наблюдение за им. существительными м.р. и ж.р., основа которых заканчивается на – Ч и – ЧЬ, -Ш и -ШЬ
- Давайте откроем учебники на стр.152, упр. 117.
- Какого рода эти слова? (м.р.)
- На какой звук заканчивается основа слова? (ч)
- А какой это звук? (мягкий)
- А стоит ли после него мягкий знак? (нет)
- Выпишите 5 любых слов. Укажите род и обозначьте орфограмму. Какого рода все эти слова? (мужского рода)
- Давайте откроем обратный словарь на букву ь. Найдите слова-названия предметов, основа которых оканчивается на чь.
- Какого рода эти слова? (ж.р.)
- На какой звук заканчивается основа слова? (чь)
- А стоит ли после него мягкий знак? (да). Запишите 5 любых слов. Укажите род и обозначьте орфограмму.
5.2. Аналогичная работа с обратным словарём с основами –ш, -шь
- Какой вывод можно сделать о работе ь? (мягкий знак обозначает мягкость согласного; ь показывает, что все слова – названия предметов женского рода) Расскажите соседу по парте. (слова м.р. пишутся без мягкого знака, а слова женского рода с мягким знаком)
- Какой вывод можете сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на – Ч или ЧЬ, Ш и ШЬ? Расскажите соседу по парте. Кто озвучит свои выводы?
5.3.Наблюдение за словами – названиями предметов м.р. и ж.р., основа которых заканчивается на --Ж и --ЖЬ, --Щи --ЩЬ
-Какие ещё шипящие звуки вы знаете? Прочитайте правило по учебнику. Совпадает ли оно с нашим выводом?
А как думаете это правило написания мягкого знака подойдёт для слов – названий предметов, с основой на -Ж и -ЖЬ и Щ и -ЩЬ?
5.4. Работа в парах.
-Откройте обратный словарь. Один сосед проверит по словарю написание слов – названий предметов с основой на –ж и –жь, а второй сосед – слова – названия предметов с основой на -щ и - щь. Обсудите друг с другом. (выслушиваются выводы детей).
5.5. Составление памятки.(работа в парах)
На партах у вас листочки, на которых изображена таблица, состоящая из двух колонок, заполните её. Один сосед работает в левой колонке, второй – в правой.
В словах с основой на шипящий пиши
на конце слов мужского рода
В словах с основой на шипящий пиши
на конце слов женского рода
Ж Ш Щ Ч
Жь Щь Чь Шь
Проверка.
-Заполните таблицу до конца.
VI.Физминутка. Гимнастика для глаз
VII. Первичное закрепление
Работа по учебнику.
Стр.153 упр.118
- На какие две группы можно разделить слова-названия предметов? Запишите их правильно, пользуясь памяткой.
- На доске написаны слова. Запишите в тетрадь в два столбика, в первом столбике будем писать слова-предметы мужского род, а во втором слова- предметы женского рода.