В класс входят 2 человека «историк» и «археолог». Но дети ещё не знают об этом. – Здравствуйте. Мы ищем любознательных ребят для проведения исследовательской деятельности. Здесь есть такие? – Да. А кто вы? – Мы не скажем. Но предлагаем вам самим об этом догадаться. Для этого вам надо выполнить такое задание. (Дети получают свитки с заданием ) (историк и археолог зашифрованы в ребусе) Проверка. – Правильно «историк» и «археолог» – Ребята, подумайте, кто мы такие, и для чего пришли к вам на урок. 2 мин дети индивидуально пишут свои предположения. 2 мин в группах обсуждают свои мнения 3 мин коллективный сброс идей в корзину Например: Вы расскажете нам интересную историю. Мы будем изучать историю. Мы узнаем, кто такой археолог. Мы совершим путешествие в историю. Мы узнаем, с чего же началась история и др… .. Оставим наши записи на доске и начнём изучение материала. Перед вами таблица. Это ваш «бортовой журнал». Во время получения новой информации вы будете его заполнять, работая в паре. Один человек заполняет левую колонку (то, что он уже знал), второй – правую (что узнал нового). Что мне известно по этой теме? | Что нового я узнал? | | | – Отредактируйте следующие предложения: В прошлом году с ним произошла эта необычная история, и он написал историю о ней. (Слова для справок: рассказ, событие, происшествие). В прошлом году с ним произошло это событие, и он написал рассказ о нём. – Для того, чтобы уточнить слово «история», выберите верное высказывание: 1. История – это рассказ о событиях прошлого времени. 2. История – это события настоящего времени. Говорит «историк»: – Молодцы, ребята. История – это наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Почти две с половиной тысячи лет назад прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд «История», он стал первым учёным-историком, мы называем его «отцом истории». История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. И сегодня мы начинаем наше путешествие по этой дороге. Говорит «археолог»: – Как вы думаете, когда началась история? (С момента появления людей на Земле.) – Как люди узнали о появлении людей? (С помощью раскопок – работ по вскрытию пластов земли в поисках предметов древности.) – А кто знает, как называют учёных, которые производят раскопки? (Археологами) – Да, я археолог. Я занимаюсь археологией – наукой о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. – Когда появились на Земле первобытные люди? (ответы детей) Точного ответа на этот вопрос до сих пор нет. Большинство учёных считают, что древнейшие люди появились свыше двух миллионов лет назад. Их «следы» обнаружены в Африке и Азии. Условия здесь были довольно благоприятными для первобытного человека: жаркий климат, в достатке съедобных кореньев и плодов, есть, где укрыться от непогоды и хищников. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырёх лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперёд. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки. Ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. В то время на Земле жили мамонты. Сделайте пометы в «бортовом журнале» – А сейчас я вам предлагаю самим заняться исследовательской деятельностью. Перед вами осколки каких-то предметов древних людей. Попытайтесь собрать эти предметы и догадаться, что делали древние люди с их помощью и соответственно рассказать о деятельности людей первобытной эпохи. 1 группа собирает пазлы: мамонт, стрелы, посуда, быки и т.д. (дети рассказывают, что смогут) 2 группа работает со словарём: палка, зубило, чаша, пика, колосок, рисунок (в словах перепутаны буквы) 3 группа составляет рассказ из опорных слов (найдены обрывки фраз какого-то историка, попытайтесь восстановить его рассказ) Итоговый рассказ: Древние люди жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о тёплой одежде. Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах. А мужчины добывали на охоте мясо. В то время на Земле жили мамонты. – Сейчас мы попробуем почувствовать на себе, каково было древним людям. Итак, нужно изобразить древнего человека: 1. Как человек радовался. 2. Как человек сердился. 3. Как человек охотился. 4. Женщина с детьми ищет плоды и, наконец, нашла их. 5. Началась гроза. Как человек прятался. Как при этом относился к соплеменникам. Продолжаем работу с «бортовым журналом» Охота и собирательство занимали очень большое место в жизни первобытных людей. Но успех охоты и собирательства зависит от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Догадались они, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось, да ещё как: где упало одно зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте, например, дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили, и оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда – в загончике возле дома. Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы. Удивительно, что уже тогда существовало первобытное искусство. Древнейшие изображения животных – быков, лошадей, мамонтов – обнаружены в Испании, на юге Франции, в России (на Урале). Рисунки находятся в глубине пещер в полной темноте. Первобытные художники не могли обойтись без освещения. Очевидно, они пользовались факелами или «лампами» – каменными ковшами, наполненными жиром, который хорошо горит. По некоторым данным в отдельных племенах подростков посвящали во взрослых. Для этого они должны были выполнить сложное задание: пройти через крутые горы, затем влезть на очень высокую, крутую гору и пролезть сквозь узкое ущелье внутрь пещеры. Там подросткам показывали наскальные рисунки с изображением животных, сцен охоты. Благодаря этому они должны были понять, как охотиться, как жить по-взрослому. Таким образом, пещеры с рисунками, возможно, были первыми школами. |