Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | СЛАЙД 1. Читает стихотворение: Раз – читаем летопись, Два – идем в музей, Узнаем о первобытном времени И станем мы мудрей. Звенит звонок, Начинаем наш урок. Нам надо многое понять, Чтобы историками стать. – Сегодня мы приступим к изучению второй книги «Окружающий мир». – Какие темы мы будем изучать в этой книге? Откройте содержание и прочитайте их названия | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Обобщение изученного материала. Кроссворд | – Что такое история? – У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения. Но жизнь продолжалась, годы горестей и несчастий сменялись лучшими временами. СЛАЙД 2. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. вспомним исторические термины, изученные ранее, и решим кроссворд. СЛАЙД 3. | Отвечают на вопросы учителя. Внимательно слушают. Решают кроссворд | Фронтальная, индивидуальная. Коллективная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы, составление рассказа, разгадывание кроссворда Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Рассказ учителя. Работа по учебнику. Составление рассказа | – Прочитайте выделенное слово. Кто это? (Геродот.) СЛАЙД 4. – Его называют «отцом истории». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История». СЛАЙДЫ 5, 6. – Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь? – А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей? – Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По останкам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые, а мозг больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. Больше половины первобытных людей не доживали до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие – от болезней и голода. СЛАЙДЫ 7 - 12. предлагает рассмотреть рисунки в учебнике (ч. 2, с. 5) и найти черты, отличающие первобытного человека от современного. – Прочитайте текст в учебнике (с. 4–6). Ответьте на вопрос: почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной? предлагает учащимся составить рассказ о первобытном человеке, используя рисунок на с. 4 учебника | Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. дают ответы. Составляют рассказ | Фронтальная. Индивидуальная | |
IV. Вклю- чение в систему знаний и повторение изученного | Фронтальный опрос. Задания из электронного приложения к учебнику | – Почему первобытные люди жили группами? – Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде? – Для чего строили жилища первобытные люди? – Для чего они изготавливали орудия труда? – Чем занимались мужчины? – Чем занимались женщины? – Почему первобытные люди рисовали животных? – Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки. СЛАЙД 13. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Отвечают на вопросы. читают: «Желаем успехов вам на уроках истории». Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя); владеют логическими операциями. Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы, записи в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Кого называли «отцом истории»? – Что нового вы узнали из истории человечества? – Для чего вам нужна эта информация? – Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему? – выполнение каких заданий не вызвало затруднений? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | читают вывод в учебнике на с. 7. Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, ч. 2, с. 4–6 (пересказ текста); ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1–3, с. 7 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач | |