kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наблюдение за использованием антонимов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку, знакомство с понятием "Антоним"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наблюдение за использованием антонимов»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе.


Тема: «Наблюдение за использованием антонимов».

Цель: создать условия для формирования и закрепления системы знаний о словах антонимах.

Средства обучения: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык, 2 класс», мультимедийное оборудование, индивидуальные карточки, картинки.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Методические приемы:

• рассказ учителя;

• проблемные вопросы;

• работа над новыми понятиями;

• практические упражнения.

Педагогические технологии:

• технология проблемного обучения;

• игровая технология;

• здоровьесберегающая технология, ИКТ технология.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Учитель: - Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание. Скажите, пожалуйста, у кого-нибудь выполнение задания вызвало трудности?

Дети: - Ответы детей

Учитель: - Хорошо, молодцы. Сдайте тетради дежурным по классу на проверку.

Учитель: - О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке?

Дети: О словах-синонимах.

Учитель: Хорошо, какие слова называются синонимами? Приведите примеры.

Дети: - Слова, близкие по значению, например: папа-отец.

Учитель: - Правильно.

Учитель: - Ребята, что значит определить лексическое значение слова?

Дети: - Сказать, что обозначает это слово.

Учитель: - Молодцы. Ребята, а где еще мы можем узнать значение слова?

Дети: - Есть толковые словари.

Учитель: - Хорошо. А если мы не можем подобрать слово-синоним, как мы должны поступить?

Дети: - Посмотреть в словаре синонимов.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.

Учитель: - Ребята, послушайте пары слов.

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!



Учитель: - Вам понравилось ? Чем?

Дети: - Оно весёлое, читается легко.

Учитель: - Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?

Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?

Дети: - Здесь их нет.

Учитель: - Правильно.

Учитель: - А как называются эти слова? Какие они по смыслу?

Дети: - Мы не знаем, слова разные по смыслу.

Учитель: - Эти слова называются антонимами. Какая тема урока сегодня?

Дети: - Антонимы.

Учитель: - Молодцы.

Учитель: - Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем?

Дети: - Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет?

Учитель: - Хорошо. Ответим на первый вопрос: какие это слова?

Дети: - Разные

Учитель: - Хорошо, ещё?

Дети: - Они не похожи друг друга.

Учитель: - Хорошо, молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет?

Дети: - Они не похожи по смыслу.

Учитель: - Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный - белый?

Дети: - Это цвета.

Учитель: А вот эти слова: жара - стужа?

Дети: - Жара - это когда тепло, а стужа, когда холодно.

Учитель: - Молодцы! Значит, какие это слова?

Дети: - Они противоположны друг другу.

Учитель: - Молодцы.

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.( карточка каждому ребенку)



IV. Работа над каллиграфией.

Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте проведем пальчиковую гимнастику:

(Самомассаж рук).

1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

Учитель: - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, сегодня 23 января, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать.

(Дети прописывают буквы).

Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Продолжаем работу.

V. Словарная работа.

Учитель: - Ребята, а мы сейчас «Поиграем в словарик». Я буду называть вам лексическое значение словарного слова, а вы пишете это слово в тетрадях. ( 1 ученик пишет слова на доске, на откидывающейся половине)

Учитель: Коробка для школьных принадлежностей.

Дерево с белой корой.

Столица нашей родины.

Страна, в которой мы живём.

Место, где мы родились и живём.

Это плод яблони.

Инструмент для копания земли.

Это садовое дерево, плод у него яблоко.

Учитель: - Ребята, проверьте себя, сверьтесь с доской. Проверяем, как у вас написаны слова. Сверьте работы с доской.

4 слайд

Пенал, берёза, Москва, Россия, родина, яблоко, лопата, яблоня.



Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше.

VI. Закрепление нового материала.

Учитель: - Повторите тему сегодняшнего урока.

Дети:- Антонимы.

Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, на карточки на доске, назовите слова- антонимы к картинкам:

Дети: - Чистый – грязный.

6 слайд:

Дети: - Плачет – смеётся.

7 слайд:

Дети - Толстый – тонкий.

8 слайд:

Дети: - Маленький - большой.

9 слайд:

Дети: - Грустный – весёлый.

Учитель: - Правильно, молодцы! Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли. Сравните их.

чистый – грязный,

плачет – смеётся,

толстый – тонкий,

маленький - большой,

грустный – весёлый.



Учитель: - Какие это слова?

Дети: - Это антонимы.

Учитель: - Какие слова называются антонимами?

Дети:- Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском языке обозначает «против».

  1. Работа с учебником.

Учитель: - Ребята, откройте страницу в учебнике 54. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Где можно найти слова антонимы?

Дети: - В словаре антонимов.

Учитель: - Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника на странице 142. Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего задания. Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из вас на уроке был самым внимательным. Я читаю загадки, а вы записываете отгадки.

Я- антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня……(прохлада)

- Молодцы!

Я -антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …..(зима)

- Молодцы!

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь ……..(тишина)

Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте в них антонимы.1 ученик работает у доски, остальные учащиеся записывают в тетрадь под диктовку.

Ученье – свет,

А неученье -……(тьма)

(Хором – тьма)

Учитель: - Дети как вы понимаете значение этой пословицы?

Дети: - Будешь хорошо учиться, будешь много знать, многого добьёшься в жизни.

Учитель: - Хорошо.

Знай больше,

А говори ……..(меньше)



( Хором – меньше)

Учитель: - Как понимаете значение этой пословицы?

Дети: - Хоть ты будешь много знать, а говорить надо меньше и правильно, чтобы люди думали о тебе хорошо.

Учитель: - Хорошо. Вы все молодцы. Работали быстро, дружно, были внимательны!

  1. Самостоятельная работа.

Учитель: - А сейчас небольшая самостоятельная работа. Сядьте правильно. Будем самостоятельно выполнять задание на карточке, карточки соберут дежурные в конце урока.

Карточка Найди слова-АНТОНИМЫ, соедини их в пары, запиши пары антонимов через дефис:

   близкий                              мелкий

   крупный                            чужбина

   свет                                    разрешать

   родина                               далёкий

   вечер                                 утро

   запрещать                         темнота

   начало                               конец



  1. Рефлексия.

Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке?

( Какие слова называются антонимами).

Учитель: - Какие это слова?

(Слова, противоположные по значению).

Учитель: - Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?

(Отгадывали загадки).

Учитель: - Хорошо! Ещё?

(Учились подбирать антонимы к картинкам и к пословицам).

Учитель: - Хорошо. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

  1. Домашнее задание.

Учитель: -Запишите в дневниках: с. 54, учить правило, у. 74 - подобрать и записать антонимы к словам, можно пользоваться словарём антонимов.

















9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Наблюдение за использованием антонимов

Автор: Юнацкая Наталья Дмитриевна

Дата: 22.01.2024

Номер свидетельства: 644444

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Использование изобразительно-выразительных средств языка в системе работы над связной речью в третьем классе."
    ["seo_title"] => string(123) "ispol-zovaniie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nykh-sriedstv-iazyka-v-sistiemie-raboty-nad-sviaznoi-riech-iu-v-triet-iem-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "317936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460465261"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Фразеологизмы в русском языке "
    ["seo_title"] => string(33) "frazieologhizmy-v-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "239529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444815506"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-razvitiiu-riechi-i-podghotovkie-k-obuchieniiu-ghramotie"
    ["file_id"] => string(6) "145548"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418934060"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по русскому языку (Обучение грамоте) 1 класс"
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia_programma_po_russkomu_iazyku_obuchenie_gramote_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "490181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1544526323"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства