Актуализация знаний | Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 116. - Чему удивился Петя Зайцев? - Что такое корень? - Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.) - Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. - Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? | Рассматривают иллюстрацию в учебнике. Отвечают на вопросы: - Подземная часть растения. - Многозначными. - Корень слова. | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД |
Развитие умений – применение знания Работа с учебником Упр. 116 Упр. 117 | 1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня. Работа на доске. Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала. На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый. Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. (Е. Измайлов) - Запишите эти слова. Как они называются? - Что такое однокоренные слова? - Выделите корень значком. Вы заметили, что слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник похожи по звучанию. По написанию они тоже похожи. Давайте понаблюдаем за лексическим значением этих слов. Сад – это группа посаженных фруктовых деревьев. Посадки – это посаженные растения. Садовник – это человек, ухаживающий за растениями в саду. Садовод – это хозяин садоводства. Рассада – это молодые растения. Все эти слова близки по значению и связаны по смыслу со словом сад. У всех слов есть общая часть – сад. Такие слова называются родственными. Слова, близкие по смыслу и имеющую общую часть, в русском языке называются родственными. В общей (одинаковой) части заключено общее лексическое значение всех родственных слов. - Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол. Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло – Стало много новых слов. – Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) – Как называются такие «расплодившиеся» слова? – Проведём маленький эксперимент. – Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово? – Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.) – А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? – Без какой же части не бывает слова? – Почему? – Что выражает корень в однокоренных словах? – Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? – У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень. – В корне заключён общий смысл однокоренных слов. – От него образуются («растут») другие слова. Учитель может добавить: – Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами (словообразовательными гнёздами.) – Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117. – Что для вас было новым? Непонятным? - Прочитайте задание к упражнению – Какая общая часть есть у этих слов? – Что общего у них в значении? – С каким словом они все связаны? Докажите это. – Какой корень «посадили» здесь? | Однокоренными. Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах. Однокоренные. Отвечают на вопросы: -Без корня. -В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла. -Общий смысл однокоренных слов. -Это главная часть слова. Выполняют задание в тетради. | Уметь выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов; Развитие умения находить общую часть однокоренных слов. Развитие умения находить корень и обозначать его в словах. | Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД) Развиваем умения извлекать информацию из схем (познавательные УУД) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами (коммуникативные УУД) Умение ориентироваться в учебнике, умение работать с иллюстрациями в учебнике, с текстом (познавательные УУД) |