kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н.Н. Носов "На горке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс по формированию умения понимать содержание текста через использование технологии смыслового чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Н.Н. Носов "На горке"»

Мастер – класс

Формирование умения понимать содержание текста через использование технологии смыслового чтения (Н.Н.Носов «На горке»)

  1. Вступление.

Ежедневно человек, и взрослый и ребенок получает из разных источников огромное количество информации. Если говорить о ребенке, то основной объем информации он получает в школе с помощью учителя.

В соответствии с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.

Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую.

Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. 

Цель смыслового чтения – формирование умения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех УУД.

Формирование УУД при работе с текстом осуществляется через формирование у учащихся читательских умений. Учитель формирует следующие читательские умения:

- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст; прогнозировать содержание по заголовку (ПУУД);

- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам (ПУУД);

- формулировать тему небольшого текста (ПУУД);

- пользоваться толковым словарём (ПУУД);

- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова (ПУУД);

- извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию (ПУУД);

- находить в тексте описание к иллюстрациям (ПУУД);

- сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника (ПУУД);

- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль (ПУУД);

- находить главную мысль, сформулированную в тексте (ПУУД);

- обмениваться полученными сведениями (КУУД);

- логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст (ПУУД, КУУД);

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста (выборочное чтение) (ПУУД, КУУД);

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам (ЛУУД);

- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла (ПУУД, ЛУУД);

- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных (ПУУД, ЛУУД);

- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст (ПУУД, ЛУУД);

- составлять план к прочитанному тексту (ПУУД, РУУД);

- самостоятельно выполнять задания на основе текста учебника и дополнительной литературы (ПУУД, РУУД);

- выполнять задания, включающие составление схем, таблиц (ПУУД, РУУД);

- готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета) (ПУУД, РУУД).



  1. Мастер класс

2 класс. Урок литературного чтения. Н.Н.Носов «На горке».



Постановка темы и целей урока.

ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП

- Внимание! Важное задание: зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово.

- Какое слово получилось? (Носов)

- Разгадайте анаграмму и узнаете тему урока.

ан рокег (На горке)

- Что будем делать на уроке?

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Н.Н.Носова «На горке». Будем читать рассказ. Отвечать на вопросы.

- Что такое горка? (словарь Ожегова)

- А как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? 

1. «Дерево предсказаний» 1 (в группе) - каждый участник группы напишет свое предположение.

2. Перед чтением рассказа - знакомство с устаревшим словом ДВОРНИЦКАЯ. (словарь)

ДВОРНИЦКАЯ - ЭТО ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ДВОРНИКА ИЛИ РАБОТНИКА, КОТОРЫЙ ПОДДЕРЖИВАЕТ ПОРЯДОК И ЧИСТОТУ НА УЛИЦЕ.

3. Чтение с остановками (ответы по содержанию).

1ч. 
- Как ребята строили горку. 


2 ч. 

- А что делал Котька, когда ребята трудились? Как бы вы поступили?
- Почему же он не вышел?
- Какой он?
- Что произошло, когда ребята ушли обедать? 
- Расскажите, как Котька пытался залезть на горку. 

3 ч. 


- А зачем он посыпал горку песочком?
- Что из этого вышло? Что будет дальше?


4 ч. 
-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? 
- Котька сразу согласился это сделать?

5 ч.
- Понравилось ли Котьке работать? 
- Подтвердите словами из текста…



4. «Дерево предсказаний» (в группе) – Верны ли оказались ваши предположения?

5. Игра «Верно-неверно» 2 (работа в парах).

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”?

- Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)

- Ребята полили горку водой и пошли поужинать. (Пообедать)

- Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки)

- Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять)

- Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)

- Котька посыпал горку позади себя. (Впереди)

- Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком)

- Котька сначала отпирался. (Нет, сразу признался)

- Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет, Котька засыпал снегом горку сразу)

- Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам)

- Молодцы! Вы справились с заданием! А теперь оцените свою работу.

6. Кроссворд 3 (работа в группе).

1.Как звали мальчика, который не помогал строить горку?

2. Чем поливали дети горку?

3. Чем посыпал Котька горку?

4. Откуда он таскал песок?

5. Какой инструмент помогал Котьке

засыпать песок снегом?

6. Что было на ногах у Котьки?

7. Что сделал для удобства Котька на новой горке?

- Проверка по группам.

7. Восстанови порядок событий на картинном плане 4. Озаглавьте каждую часть (в группе).

8. Подбери строчки из рассказа к иллюстрациям 5 (в парах).

9. Выполнение теста 6 (индивидуальная работа).

Прочитайте вопросы, выберите правильные ответы.

1. Что ребята построили во дворе?
А) снежную горку;
Б) снежную крепость;
В) снежную бабу;

2. Чем занимался Котька во время строительства горки?
А) работал вместе с ребятами;
Б) смотрел телевизор;
В) сидел дома и смотрел, как другие трудятся;

3. Что сделал Котька, когда ребята ушли?
А) быстро нацепил коньки и выскочил во двор;
Б) продолжал смотреть телевизор;
В) стал строить свою горку;

4. Почему Котька не смог взобраться на горку?
А) не пустили ребята;
Б) горка была высокой;
В) горка была скользкой;

5. Что придумал Котька для того, чтобы взобраться на горку?
А) посыпал песком и взобрался;
Б) решил гулять в другом месте;
В) позвал папу;

6. Как ребята отнеслись к поступку Котьки?
А) похвалили и стали кататься вместе;
Б) пожурили и предложили исправить;
В) побили и не стали разговаривать;

7. Что предпринял Котька, чтобы исправить свою ошибку?
А) посыпал горку снегом и сделал ступеньки;
Б) принес конфеты и раздал ребятам;
В) не стал ничего исправлять;

Проверка. Самооценка.

10. «Синквейн» (в группах).

11. Рефлексия.

- Каждому в детстве приходится решать очень нелёгкий вопрос:

- «Как сказать правду?» «Признаться, или не признаться в совершённом проступке?»

- Как поступил Котька в начале рассказа?

- Как вы относитесь к этому поступку героя? Чему учит этот поступок? (часть горки)

- Кто помог Котьке измениться?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

- Хотели бы вы иметь таких друзей? Чему учит этот поступок? (часть горки)

- Чему нас учит этот рассказ? (Если сделал что-то плохое, не утаивай этого. Признайся, попроси прощения. Ребята, которые работали вместе с Котькой, помогли ему исправить ошибку).

12. Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: 

1. Поспешишь – людей насмешишь.  
2. Семь раз отмерь, а один отрежь. 
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

13. Самооценка (снежинки)

14. Заключение

В результате обучения смысловому чтению у обучающихся:

- повысится интерес учащихся к чтению;

- изменится отношение к урокам (дети чаще станут посещать библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием будут находить дополнительный материал к урокам, особенно при подготовке домашнего задания);

- повысится познавательное отношение к прочитанному (учащиеся научатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);

- разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.

Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретенный опыт работы с информацией.


Итак, подведём итог нашего мастер класса (любой приём рефлексии).

Нашу встречу мне хочется закончить притчей.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил мудреца: «Скажи, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Так и в наших руках многое: развитие личности ребёнка. Любознательной, активно познающей мир, умеющей учиться, способной к организации собственной деятельности.

Всем большое спасибо.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Н.Н. Носов "На горке"

Автор: Дитерле Елена Николаевна

Дата: 04.06.2019

Номер свидетельства: 513361

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока по рассказу Н.Н.Носова "На горке""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekturokaporasskazunnnosovanaghorkie"
    ["file_id"] => string(6) "280142"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453320074"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока на тему: "Тайна юмора и сатиры". Н.Носов "Федина задача" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-taina-iumora-i-satiry-n-nosov-fiedina-zadacha"
    ["file_id"] => string(6) "108541"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403741867"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Н.Носов. «На горке». "
    ["seo_title"] => string(18) "n-nosov-na-ghorkie"
    ["file_id"] => string(6) "185241"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426161955"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Урок по литераткрному чтению 2 класс по теме "Н. Н. Носов "На горке" УМК  "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-po-litieratkrnomu-chtieniiu-2-klass-po-tiemie-n-n-nosov-na-ghorkie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "134592"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416761332"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Урок по литературному чтению 2 класс по теме "Н.Н. Носов "На горке" УМК "Перспектива" "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-po-litieraturnomu-chtieniiu-2-klass-po-tiemie-n-n-nosov-na-ghorkie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "134865"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416826996"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства