kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по рассказу Н.Н.Носова "На горке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н.Н.Носов "На горке"

Цели:

•         Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке» и биографией автора.

•         Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения.

•         Учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения; закрепить навык акцентного вычитывания.

•         Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа.

•         Воспитывать коммуникативные навыки

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  мультимедийное сопровождение урока, конверты с карточками-названиями частей плана.

                                              ХОД УРОКА

Начало урока

1) Эмоциональный настрой

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

– У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

– Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

– Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать

– Кто хочет стать настоящим читателем?

– А что для этого надо делать?

– Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.

Слайд 2: Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

(Чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох (про себя), 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10 (или пока хватает дыхания);

Прочитать слитно:

А О У Ы И Э

А Ы О У Э И

О У А Э И Ы

З С Ж

Слайд 3:

Ок-ок-ок – падает снежок.

Ип-ип-ип – слышу снега скрип.

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

– Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.

– Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.

– В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

– Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.

– А теперь прочтите ее громко и быстро.

2) Сообщение темы урока, его целей

Слайд 4:

Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомиться. Знакомы вам фамилии эти писателей, какие их произведения мы уже изучили?

Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя

Аг*ния Барт*

Чуков*кий К*рней

Михалко* Сергей (  – НОСОВ)

Слайд 5: (портрет)

Слайд 6: (рассказ о биографии Н.Н. Носова

– Какие  произведения этого автора вы знаете? Слайд 7.

– Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать.  А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…

Даю подсказку: название состоит из двух слов.

Дети разгадывают анаграмму:

Слайд 8:   А Н        К Е Г О Р             Слайд 9.    

3) Подготовка к первичному восприятию текста.

– Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА».   Слайд 10.

– Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?

– «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

– А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

– Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.

– Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

– Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

– Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

– Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

– Ребята, а вы любите бывать на горке?

– Почему?

– Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Словарная работа. Слайд 11.

– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами:

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)

СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  –   СВАЛИВАЛИ

ТРУ-ДЯТ-СЯ       –    ТРУДЯТСЯ  (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)

СКОЛЬЗ- КА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ

ВЗОБ-РАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)

ДВОР-НИЦ-КА-Я  – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице  учебника)

ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ

ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)

НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

4) Первичное восприятие текста

– Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала.

– Чьё чтение вам понравилось больше всего?

5) Проверка первичного восприятия текста

Эмоционально-оценочная беседа

– Кому понравился рассказ?

– Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

Физкультминутка: Слайд 12.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)

Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

6) Анализ произведения, выборочное чтение

– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)

– Что делали ребята?

– Прочитайте, как они строили горку.

– А что делал Котька, когда ребята трудились?

– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)

– Какой он? (Хитрый)

– Что произошло, когда ребята ушли обедать?

– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

– А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться)

– Что из этого вышло? Прочитайте.

– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

– Понравилось ли Котьке работать?

– Подтвердите словами из текста…

– Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше).

– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)

– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?

– Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: Слайд 13:

1. Поспешишь – людей насмешишь.

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

– Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

– Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

Физкультминутка (Релаксация) Слайд 14.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…

(пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Глазки дружно открываем,

И к работе приступаем.

7) Деление текста на части, составление плана, пересказ. Слайд 15.

– Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.    

– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

– Давайте расставим картинки по порядку.

– Какой картинки не хватает?

– У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.

Составление плана рассказа (по группам).

– Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.

План

•         Строительство горки ребятами.

•         Хитрец на скользкой горке.

•         Котька посыпает горку песком.

•         Ребята заставили товарища работать.

•         Котьке понравилось трудиться.

– Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?

8) Обобщение материала

– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: Слайд 16.

ДРУЖБА

ЗЛО

ТРУДОЛЮБИЕ

РАДОСТЬ

ЛЕНЬ

ЗАВИСТЬ

– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Слайд 17.

Чтобы:

•         Развеселить читателя.

•         Подшутить над кем-нибудь.

•         Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

•         Разбудить фантазию.

•         Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

– Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

9) Итог урока

 Я надеюсь, что в нашем классе нет таких ребят, как Котька. Оцените свою работу на уроке:

–  У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

– А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.

10) Выставление и комментирование оценок

11) Дифференцированное домашнее задание

•         Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.

•         Выбор творческого задания (на выбор):

•         нарисовать диафильм к рассказу;

•         продолжить рассказ. «На следующий день дети решили построить крепость…».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по рассказу Н.Н.Носова "На горке"»

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,98 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке» и биографией автора.

  • Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения.

  • Учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения; закрепить навык акцентного вычитывания.

  • Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа.

  • Воспитывать коммуникативные навыки

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  мультимедийное сопровождение урока, конверты с карточками-названиями частей плана.

ХОД УРОКА

Начало урока

1) Эмоциональный настрой

Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.

– У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»
– Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

– Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать
– Кто хочет стать настоящим читателем?
– А что для этого надо делать?
– Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.

Слайд 2: Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

(Чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох (про себя), 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10 (или пока хватает дыхания);

Прочитать слитно:

А О У Ы И Э
А Ы О У Э И
О У А Э И Ы
З С Ж

Слайд 3:

Ок-ок-ок – падает снежок.
Ип-ип-ип – слышу снега скрип.
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

– Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.
– Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.
– В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
– Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.
– А теперь прочтите ее громко и быстро.

2) Сообщение темы урока, его целей

Слайд 4:

Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся. Знакомы вам фамилии эти писателей, какие их произведения мы уже изучили?
Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя

Аг*ния Барт*
Чуков*кий К*рней
Михалко* Сергей  – НОСОВ

Слайд 5: (портрет)

Слайд 6: (рассказ о биографии Н.Н. Носова

– Какие  произведения этого автора вы знаете? Слайд 7.
– Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов.

Дети разгадывают анаграмму:

Слайд 8:   А Н        К Е Г О Р             Слайд 9.     

3) Подготовка к первичному восприятию текста.

– Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА».   Слайд 10.
– Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?
– «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».
– А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.
– Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.
– Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.
– Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)
– Скажите, что нужно для строительства снежной горки?
– Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.
– Ребята, а вы любите бывать на горке?
– Почему?
– Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Словарная работа. Слайд 11.

– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами: 

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  –   СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ       –    ТРУДЯТСЯ  (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)
СКОЛЬЗ- КА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ДВОР-НИЦ-КА-Я  – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице  учебника)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

4) Первичное восприятие текста

– Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала.
– Чьё чтение вам понравилось больше всего?

5) Проверка первичного восприятия текста

Эмоционально-оценочная беседа

– Кому понравился рассказ?
– Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

Физкультминутка: Слайд 12.

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

6) Анализ произведения, выборочное чтение

– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
– Что делали ребята?
– Прочитайте, как они строили горку.
– А что делал Котька, когда ребята трудились?
– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
– Какой он? (Хитрый)
– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
– А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться)
– Что из этого вышло? Прочитайте.
– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
– Понравилось ли Котьке работать?
– Подтвердите словами из текста…
– Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше).
– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)
– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?
– Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: Слайд 13:

1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

– Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?
– Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

Физкультминутка (Релаксация) Слайд 14.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Глазки дружно открываем,
И к работе приступаем.

7) Деление текста на части, составление плана, пересказ. Слайд 15.

– Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.     
– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
– Давайте расставим картинки по порядку.
– Какой картинки не хватает?
– У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.

Составление плана рассказа (по группам).
– Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.

План

  • Строительство горки ребятами.

  • Хитрец на скользкой горке.

  • Котька посыпает горку песком.

  • Ребята заставили товарища работать.

  • Котьке понравилось трудиться.

– Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть, кто-то попробует пересказать текст от лица Котьки?

8) Обобщение материала

– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: Слайд 16.

ДРУЖБА
ЗЛО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ

– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Слайд 17.

Чтобы:

  • Развеселить читателя.

  • Подшутить над кем-нибудь.

  • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

  • Разбудить фантазию.

  • Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

– Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

9) Итог урока

–  У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

– А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.

10) Выставление и комментирование оценок

11) Дифференцированное домашнее задание

  • Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.

  • Выбор творческого задания (на выбор):

    • нарисовать диафильм к рассказу;

    • продолжить рассказ. «На следующий день дети решили построить крепость…».

 Цели урока:

1. Познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».

2.     Учить вдумчивому и внимательному перечитыванию произведения.

3.     Развивать речевые умения и творческие способности.

4.  Способствовать воспитанию уважения и умения простить ошибку
друга.

         Оборудование:

1. Набор художественных рисунков 5шт. 2.Карточки с текстом для работы в группах.

        План урока:

   I. Организационный момент.

  П. Основная часть:

  А) Подготовка к  открытию  новой темы.  ( Работа с  корректурными

  пробами)

  Б) Новая тема. Прогнозирование текста.

  III.         Итоги урока

  IV.      Домашнее задание.

 



     План - конспект:

   I.  Организационный момент:

       Слышите, звенит звонок?

       Начинать пора урок!

       Только, сколько ни мечтай -

       Книги всё же почитай.

      Я даю вам 3 минутки.

      Полюбить читать не шутка.

      Начинаю: раз, два, три,

      Пальчик в книгу приземли.

      И читай себе в усладу,

      Чётко, правильно, так надо.

      Голосочком в гору лезь,

      Будет там тебе успех!

     (Объём работы 1 страница, в парах: друг другу.)

     - Назовите главного героя, прочитанного вами текста.

 II.   Основная часть (подготовка к новой теме).

    ПППЕЕНЕЕППИ

    КПППЕОЕЕЛЕЕ

    АППППППЙППП

    -     Внимание! Важное задание: Зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте русское имя.

-     А каких известных людей с именем   Николай   Вы знаете? (Н. Басков - певец, Н. Озеров - спортивный комментатор, Н. Цискаридзе - танцор.)

-     Но сегодня для нас важно лишь творчество одного человека с именем Николай.


-   Догадайтесь, кто это? (Николай Носов.)

-   Почему? (Мы читаем его рассказы.)

-   Ребята, прочитайте цифровую ленту, которая находилась на вашем столе уже целую перемену. Обратили внимание? Или не заметили? Замечательно. Внимательными быть очень важно.

-   Вам понадобиться алфавит, а ключ - на доске: 1а, 2б,3в.. .,33я.

4 16 18 12 1

i-ГОРКА (вывешиваю слово на доску)

-   Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта у нас в гостях: ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА.

-   Хотите узнать всё про слово «горка»?

-   Слово «горка» начинается с буквы Г. Значит, я открою страницу с буквой Г. Пальчик помогает мне найти слово «горка». Я читать умею быстро, поэтому слово найти не сложно.

«Горка — это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего - нибудь».

- А ещё горкой называют полёт спортивного самолёта, или застеклённый
шкафчик для красивой посуды. Существует понятие «Красная горка», оно
очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной. Дома мы
можем увидеть горку соли, горку сахара, горку семечек. Про какую горку
нам предлагает узнать Н. Носов?

(Про снежную горку).

- Скажите, что нужно для строительства снежной горки? (ответы детей)

-   Строительство горки - добрая работа. Она требует большой силы и
терпения.



Сценка.

-   О, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

-   Ого! Скользкая!

-   Что делать? (Ответы детей)

-   Откройте учебник и найдите рассказ Н.Носова «На горке». (Вывешиваю «живую» шляпу с заданиями.  Читая внимательно — выполни задания. Дети тремя командами выполняют задания).

-   Расскажите о своём решении.

Физкультминутка.

-   Прочитайте рассказ «На горке», стараясь увидеть в нём разных по голосу людей (жужжащее чтение).

-   Проверьте себя, посмотрев диалог Котьки с ребятами. Сценка.

-   Какую ошибку совершил Котька?

 

-     Как он исправил свою ошибку?

-     Как вы думаете, простили ребята Котьку? Почему?

-     Найдите,   ребята,   страницу  65.   Проверьте,   соответствует  ли  порядок рисунков событиям рассказа. Каких рисунков не хватает?

(Проверка соответствия рисунков на доске).

-  Можно ли эту историю  назвать поучительной? Чему научился в ней
Котька?

III.     Итоги урока:

- Итак,  выделите  верные,  ответив на вопрос:

С какой целью Н. Носов написал рассказ «На горке»?



Чтобы:     1. Развеселить читателя?

2. Подшутить над кем - нибудь?

3.Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними? 4. Разбудить фантазию?

5.Помочь     читателю     отличить     правильный       поступок  от  неправильного?

Итак, все 5 выводов верны и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить, и помочь ему впредь такое не совершать.

IV.    Домашнее задание:

С. 60 - 63 читать выразительно ,  найти значение слова «дворницкая»              (в словаре).

Тема урока: Рассказ Н. Носова «На горке»

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока

Образовательные:

продолжить знакомство с биографией и творчеством Н. Носова, познакомить с рассказом «На горке», его идейно-смысловым и художественным содержанием, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения, над выработкой хорошей дикции, формировать читательские умения, активизировать «вдумчивое чтение», формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

Развивающие:

развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся, расширять кругозор детей, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, развивать многообразие психических процессов, фонематический слух, самооценку.

Воспитательные:

воспитание норм морали и нравственности, интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей, воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки, воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками, воспитание критического мышления.

Оборудование:

учебник «Родная речь» 2 класс, 2 часть (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), портрет Н.Носова, выставка книг Н.Н. Носова, программное обеспечение Microsoft Оffice Word, Microsoft Power Point, музыкальная фонохрестоматия (музыкальный редактор С.Е. Ленский) (СD-диск № 2, трек № 24 «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковский), «Словарь русского языка» Ожегова С.И., индивидуальные карточки с буквами А, О, И, Е, Я, карточки для словарной работы, сигнальные карточки, слоговая таблица, набор сюжетных картинок, карточки с пословицами

Ход урока

  1. Организационный момент

Психологическая установка на урок:

Уч. Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке,

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

  1. Проверка домашнего задания

Пересказ рассказа Н. Носова «Живая шляпа» по плану, данному в учебнике.

  1. Цель урока

Уч. Давайте вставим пропущенные буквы в слова, поднимаясь снизу вверх. (Коньки, ребята, лопата, гора).

По команду учителя дети показывают карточку с нужной буквой и хором называют слово, где возможно, подбирают проверочные слова.

Слайд 1.




Уч. Итак, мы оказались на вершине горки и сегодня познакомимся с рассказом, который так и называется «На горке», и биографией его автора — Николая Носова. Будем упражняться вдумчиво читать, анализировать произведение, определять характер героев, оценивать их поступки.

  1. Знакомство с биографией и творчеством Н. Носова

Двое, заранее подготовленных детей, выступают с докладами.

1 ученик. Николай Николаевич Носов один из любимых детских писателей. Много ребят выросло на его юмористических, забавных, познавательных произведениях. Николай Николаевич родился в Украине, в Киеве, в семье актёра. Высшее образование Носов получил в Московском институте, в котором учат снимать кино. Впоследствии Николай Николаевич стал режиссёром: снимал учебные и художественные мультфильмы. Вообще Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой, фотографией. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным.

2 ученик. Николай Николаевич Носов начал писать в1938 году, это было 68 лет назад. Первый его рассказ для детей «Затейники» появился в журнале «Мурзилка». Первый сборник рассказов Носова «Тук-тук-тук» вышел в год окончания Великой Отечественной войны, в 1945 году. Николай Николаевич Носов — автор всем хорошо известных произведений: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Витя Малеев в школе и дома». Заслуженную славу писателю принёсла роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и два его продолжения «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Н.Н. Носков умер в 1976 году. Его вклад в детскую литературу очень велик. Дети и взрослые с удовольствием читают рассказы этого писателя. Они смешные, добрые, поучительные.

Учитель обращает внимание детей на выставку книг Н. Носова, делает краткий обзор книг, дополняет сообщения детей.

  1. Первичное восприятие текста

Текст читает учитель для целостного восприятия произведения. Учебники детей закрыты.

  1. Проверка первичного восприятия текста

— Что вы можете сказать о прочитанном?

— Что особенно понравилось в этом рассказе?

— Кто главные герои этого произведения?

  1. Физкультминутка

Дети произвольно двигаются под «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского.

Вращение глазами по часовой стрелке и против, моргание.

  1. Чтение и анализ произведения

1. Словарная работа.

Уч. Прежде, чем перечитать рассказ, уточним значение некоторых слов. Что, по-вашему мнению, называется «дворницкой»? От какого слова оно произошло? (Демонстрация слайдов с записью слов, их толкованием и соответствующими картинками.)

Дворницкая — помещение, в котором дворник хранит приспособления для уборки территории.

Уч. Как вы думаете, что значит «на четвереньках»?

Четвереньки — на четвереньках — на обеих руках, опираясь на ладони, и на обеих ногах, опираясь на колени; на карачках.

  1. Работа над чтением трудных слов

Слайд 4.

ВЗОБ-РАТЬ-СЯ

СГРЕ-БА-ЛИ

ДВОР-НИЦ-КА-Я

ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ

Первый раз трудные слова читаются по слогам, затем — целыми словами.

  1. Речевые разминки.

Для отработки дикции, скорости чтения поработаем со скороговоркой, написанной на доске, — выполним дыхательную гимнастику:

Как у горки на пригорке

Жили 33 Егорки.

Вспоминаем правила разучивания скороговорок.

Слайд 5.

медленно

средняя скорость

3 раза быстро

Прочитав скороговорку быстро, на вдохе начинаем отсчёт: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… Необходимо считать до тех пор, пока есть воздух в лёгких.

Чтение 1 раз хором слоговой таблицы.

Ве-во-ви-вы-ва — в лесу выросла трава.

Са-си-сы-со-су — даю Саше лису.

Ра-ро-ру-ре-ри-ры-ра — начинается игра.

Ар-арь-ар—ар-арь — на стене висит фонарь.

  1. Вторичное чтение

Уч. Откройте учебники на странице 60. Начинаем читать рассказ по «цепочке».

Затем чтение «хор-суфлёр», далее в парах.(По частям).

  1. Анализ произведения.

Учитель при подготовке делит рассказ на смысловые части для анализа во время второго чтения.

Вопросы к 1-ой части:

— Что ребята делали во дворе?

— Как об этом сказано в тексте? (Выборочное чтение).

— Прочитайте, что пришлось делать лопатами?

— Как вы думаете, какая горка получилась?

— Почему вы так считаете?

— Как можно назвать работу, которую делают все вместе, дружно?

Вопросы ко 2-ой части:

— Что делал Котька Чижов, пока ребята строили горку?

— Найдите и прочитайте в тексте, как Котька реагирует на приглашение ребят выйти на улицу строить горку?

— Что сделал Котька, когда ребята ушли обедать домой? Найдите и прочитайте, как Котька собирался на улицу. Эти слова несут особый эмоциональный оттенок.

— Как вы думаете, почему он так спешил?

Вопросы к 3-ей части:

— Зачем Котька посыпал горку песком?

— Что из этого вышло?

— Какие чувства вызывает в нас Котька во время чтения этой сцены? (Смех, потеху).

Уч. Верно, в этой ситуации мы ему не сочувствуем, он нас забавляет.

6. Наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка произведения.

Уч. Найдите в этом отрывке маленькое слово, которое повторяется трижды. С помощью него автор показывает, что Котька постоянно падает на горке. Котька падает неожиданно, мгновенно. При этом мы будто слышим глухой тяжёлый звук. Обратите внимание, как много слов мы употребили, а автор эту картину нарисовал одним словом — «бух!».

  1. Обобщение.

Уч. Найдите и прочитайте эпизод, в котором мы начинаем сочувствовать Котьке. Какие чувства испытал Котька, когда по требованию ребят «стал посыпать горку снегом»? (Желание исправить свою ошибку). Как меняется Котька и наше отношение к нему к концу рассказа? Чему научила Котьку история с горкой и песком?

Уч. Расположите картинки по порядку.

Тест.

Уч. Какой Котька Чижов? Да — зелёная карточка, нет — красная.

Слайд 6. Учитель показывает указкой.

Котька Чижов

притворщик непредусмотрительный

хитрый сообразительный

настойчивый заботится о других

правдивый трудолюбивый

Уч. Добавьте недостающее.

Работа с пословицами в малокомплектных группах.

Уч. Сейчас вам необходимо будет подобрать одну пословицу из трёх, предложенных в карточке, наиболее соответствующую, на ваш взгляд, его главной мысли. Свой выбор необходимо доказать.

  1. Друзья познаются в беде.

  2. Умел ошибиться — умей и поправиться.

  3. Делу время — потехе час.

Пословицы для всех групп одинаковые. Совсем не обязательно слушать ответы всех групп. Достаточно спросить: «Каково решение вашей группы? Ваша группа согласна с мнением других групп?»

Уч. Итак, главную мысль произведения Н.Н. Носова «На горке» можно выразить словами русской пословицы «Умел ошибиться — умей поправиться».

  1. Итог урока.

Ответы на вопросы учителя.

— Какое настроение заключено в рассказе «На горке»?

— Что вызвало у вас смех? Каким был этот смех?

— Как вы считаете, а сам Котька посмеялся над собой?

— Что можно сказать о ребятах из этого рассказа?

— С творчеством какого детского писателя мы продолжили сегодня знакомство?

— Что нового вы узнали о жизни Николая Николаевича?

— Чему научил нас рассказ Носова «На горке»?

Уч. Я надеюсь, что в нашем классе нет таких ребят, как Котька. Оцените свою работу на уроке: хорошо — зелёная карточка, плохо — красная.

  1. Выставление отметок.

Объявление и комментирование отметок, похвала за усердие, старание.

  1. Домашнее задание.

Стр. 60-63 выразительно читать, вопросы (стр. 64). Дополнительно по желанию:

  • составить план пересказа и написать в тетрадь;

  • нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку;

  • придумать продолжение рассказа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по рассказу Н.Н.Носова "На горке"

Автор: Жижилева Вера Ивановна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 280142


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства