Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ребята, посмотрите на доску. Здесь произошла какая-то путаница. Помогите разобраться. Названия, каких произведений написаны на доске?
Приключения шляпа
Незнайки
Мишкина
Живая каша
- Отгадайте, из каких произведений эти отрывки: (отрывки читает ученик)
«Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили – смотрим, опять каша наружу лезет.
- Ах, чтоб тебя! – говорит Мишка.
- Куда ты лезешь?
Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды». (Мишкина каша)
Как вы думаете, почему автор так назвал рассказ?
«А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?
- Ну, пойди, посмотри.
- Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну.
- Постой, я тоже кочергу возьму.
- Да у нас другой кочерги нет.
- Ну, я возьму лыжную палку». (Живая шляпа)
Подходит ли этот заголовок или нет? Почему?
«О, говорит, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь. Только полез на горку – бух носом.
- Ого! – говорит. – Скользкая.
Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
- Что делать? – думает. Думал, думал и придумал. (На горке)
Вы согласны с заголовком автора?
Есть ли рисунки, которые подходят к этим произведениям?
Молодцы, хорошо знаете эти произведения.
- Кто автор этих произведений?
Ученики расскажют нам о творчестве Н.Н.Носова (Презентация)
Николай Николаевич Носов родился 22 ноября 1908, в семье актера. Николай Николаевич не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт Кинематографии в Москве. После окончания института, больше двадцати лет проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором. В годы Великой Отечественной войны за серию военно-технических картин режиссер был награжден боевым орденом Красной Звезды. О том, чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына. Сборники рассказов Носова представляют собой целую школу жизни. Каждый рассказ заставляет о чем-то задуматься, чему-то научиться в жизни. В своих рассказах Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что- нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.
- Какие профессии освоил Н.Н.Носов?
- Как он стал писателем?
- Какие произведения писал Н. Н. Носов?
- Над каким произведением будем работать? Отгадайте.
Ачадаз анидеф
- Как вы думаете, кто главный герой этого произведения?
- Как, по-вашему, справится ли Федя с задачей?
- Послушайте рассказ и подумайте, что же помешало мальчику решить задачу?
- Бывают произведения сатирические, а бывают юмористические.
- А вы знаете что такое сатира?
- Что такое юмор?
В словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся такое объяснение
САТИРА, -ы, ж. 1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. 2. Обличающее, бичующее осмеяние. || прил. сатирический, -ая, -ое. С. жанр. С. стиль
ЮМОР, -а, л. 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н. Чувство юмора. Рассказывать о чем-н. с юмором. 2. В искусстве: изображение чего-н. в смешном, комическом виде. Ю. и сатира. Отдел юмора в газете. 3. Насмешливая и шутливая речь. Тонкий ю. Грубый, неуместный ю. || прил. юмористический, -ая, -ое
Вопросы:
- Как вы понимаете слово «сатира» (объяснение детей своими словами)
- Как вы понимаете значение слова «юмор» (объяснение детей)
А как об этих понятиях говорит Носов?
Слайд 4
Вывод: Значит, юмор – это добрый смех, а сатира – злой, высмеивающий смех.
Как вы думаете, на какой вопрос мы постараемся сегодня ответить? (Проблема)
Словарная работа.
4) Включение звукозаписи. Текст читает Л. Дуров
5) Работа над анализом текста
- Понравилось вам произведение?
- Что понравилось?
- Каким вам представляется Федя Рыбкин?
- Как вы думаете, почему он включил радиоприемник?
- Почему Федя не мог решить задачу? Как вы поняли?
Эксперимент.
Попробуйте прочитать карточку самостоятельно (шепотом), которая лежит у вас на парте
(В этот момент в классе звучит звонкая, громкая музыка)
- О чем вы прочитали на этой странице?
- Вот и Федя не понял задачу, которую читал, потому что слушал песню. Как сказал Федя "плохая песня". Музыка отвлекала и вас.
Выборочное чтение
Работа в группах
1 группа «Мыслители» - Словесное рисование:
-Представьте встречу Юры и Феди.
Сможет ли Юра растолковать трудную задачу? Инсценирование.
2 группа «Исследователи» -
Какой номер был задан Феде? Сколько раз Федя начинал читать задачу? Найдите ответ в тексте.
3 группа «Аналитики» - подобрать пословицы и поговорки к рассказу
Дурная голова ногам покоя не дает.
Дело мастера боится.
Делу время, потехе час.
Кончил дело, гуляй смело.
Не спеши языком, спеши делом.
Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Всему своё время.
Работа не волк, в лес не убежит.
4 группа «Консультанты» - составить советы как правильно готовить домашнее задание
Памятка
Выдать всем памятки.
10. Отчет групп о проделанной работе
Как автор относится к герою своего рассказа?
Посмеивается над ним?
Осуждает его?
Или помогает ему что-то понять?
- Какой совет вы могли дать Феде?
- Какой Федя ученик?
- Не случалось ли с вами подобных историй?
Вспомним цель урока.
Какой это рассказ сатирический или юмористический?
Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ?
Чтобы повеселить читателя или с другой целью?
- Как вы думаете автор все выдумал, или так бывает на самом деле?
- А с вами этого не случалось?
- Какой совет вы могли дать Феде?
Тест.
Выставка книг.
VI. Итог:
Зачем Н.Носов сочинил такой рассказ?
Прочитав этот рассказ и другие произведения Н.Носова, вы, я надеюсь, задумаетесь о своих недостатках и постараетесь их исправить.
Надеюсь, что рассказы Н.Н.Носова будут полезны и вам.
Работали сегодня хорошо, особая благодарность докладчикам, чтецам.
(Самооценка учащимися)
VII. Домашнее задание – творческое: решите Федину задачу за время, р.т.с. 80 №4.