Природа нашего края многолика и разнообразна. Её нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться. Особенно радует сердце красота растений. «Растение - посредник между небом и Землёй. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик гигантской паровой машины и кисть художника, и перо поэта»- так образно писал академик К.А. Тимирязев. К сожалению, активное воздействие людей на природу не могло остаться без негативных последствий: сокращаются площади лесов, обмелели реки, уменьшилось количество видов растений и животных. Отрицательное воздействие на природу продолжается. Человеку давно пора задуматься, как сохранить красоту и неповторимость нашей природы для себя и будущих поколений?[5] Мы уверены в простой истине, когда у детей и подростков сформирована любовь к своему родному краю, малой родине, тогда будучи взрослым человеком, он будет беречь природу и делать всё, чтобы сохранить окружающий мир!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа села Вязовка» Татищевский район
« Мой край…»
Руководитель:
Хрисанфова Наталия Владимировна
2016
Содержание
Введение……………………………………………………………3 Подготовка к созданию экологической тропы………………. 7
II. Этапы реализации проекта…………………………………….7
III. Эколого-географическая характеристика территории…… 8
1. Географическое местоположение…………………………… 8
2. Геоморфология и гидрология………………………………… 8
3. Климат………………………………………………………… 9
4. Почвы, растительность и животный мир…………………… 10
IV. Основные объекты экологической тропы:……………….... 11
1. Станция «Информационная»………………………………… 11
2. Станция «Истоки»……………………………………………. 11
3. Станция «Сосны»…………………………………………….. 11
4. Станция «Перспективная порода»…………………………... 11
5. Станция «Орешинка»………………………………………… 11
6. Станция «Непривычные берёзы»……………………………. 11
7.Станция «Хвойная»………………………………………….... 12
8. Станция «Бархат амурский»…………………………………. 12
9. Станция «Сосна кедровая сибирская»………………………..12
10. Станция «Северная Америка»……………………………… 12
Выводы…………………………………………………………….13
Список используемой литературы………………………………14
Приложение……………………………………………………… 15
Введение
Чтобы понять неповторимость и красоту, необходимо
вглядеться, вчитаться, вжиться в то, что нас окружает
М.М.Пришвин
Природа нашего края многолика и разнообразна. Её нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться. Особенно радует сердце красота растений. «Растение - посредник между небом и Землёй. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик гигантской паровой машины и кисть художника, и перо поэта»- так образно писал академик К.А. Тимирязев. К сожалению, активное воздействие людей на природу не могло остаться без негативных последствий: сокращаются площади лесов, обмелели реки, уменьшилось количество видов растений и животных. Отрицательное воздействие на природу продолжается. Человеку давно пора задуматься, как сохранить красоту и неповторимость нашей природы для себя и будущих поколений?[5] Мы уверены в простой истине, когда у детей и подростков сформирована любовь к своему родному краю, малой родине, тогда будучи взрослым человеком, он будет беречь природу и делать всё, чтобы сохранить окружающий мир! В нашем селе много удивительных уголков, памятников природы Саратовской области, одним из которых является дендрарий Вязовского учебно-опытного лесхоза Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова. Это уникальное собрание растений, ареал произрастания которых далеко за пределами Саратовской области. В рамках работы экологического кружка мы проводили экскурсии в дендросад, выделяли наиболее понравившиеся нам виды деревьев и кустарников, искали о них информацию, фотографировали и решили, для системной исследовательской работы создать проект экологической тропы «Там, на неведомых дорожках…» и в весенне-осеннее время года осуществить свой замысел на практике. В предлагаемом нами проекте экологической тропы достаточно возможностей для выполнения системы заданий, которые можно организовывать во время экскурсий, исследований, практической деятельности.
Цель проекта: Создание и использование экологической тропы как объекта экологического образования школьников и создание условий для повышения уровня экологической культуры детей и взрослых.
Задачи проекта:
1. Разработать модель, маршрут и основные этапы (станции) экологической тропы.
2.Составить паспорт, описание и схему маршрута экологической тропы.
3.Разработать содержание и дизайн информационного оснащения станций экологической тропы.
4. Использование экологической тропы для проведения занятий в природе, воспитание экологической культуры.
Методы исследования: сбор и анализ литературы по данной теме, проектирование, маршрутная съёмка местности, экологический мониторинг, наблюдение в природе, сбор гербарного материала, определение видового состава маршрутным методом и методом пробных площадок, беседы со специалистами лесхоза, метод социального партнёрства.
Ожидаемые результаты:
1.Создание и функционирование экологической тропы.
2.Углубление и расширение знаний о природе родного края школьников и населения.
3.Исследовательские проекты школьников на экологической тропе и их презентации.
4.Повышение уровня экологической культуры школьников и населения.
Актуальность проекта: в экологическом Кодексе России прописано: «Природа - естественная среда возникновения и существования человека. Человек - дитя природы…» Экологическое образование необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования природы[8].Поэтому всем необходимы экологические знания. А самым мудрым учителем, где можно получить эти знания, является сама природа. В условиях экологической тропы возможно формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованием ФГОС.
Природа - это живая, чувствительная, очень сложная система. Даже самый тихий наш шаг для неё ощутим. Создавая свою экологическую тропу, мы выбирали самый оптимальный путь, чтобы не нарушить равновесие в природе и максимально познакомить с самыми распространенными видами растений дендрария. Программа экологической тропы сочетает в себе доведение до посетителей информации о древесно-кустарниковых породах, произрастающих в дендросаду, наблюдения и выполнения ряда практических заданий. Маршрут протяжённостью 1 км, время прохождения 1,5 часа, выделены 10 станций. Время года проведения экскурсий: весна-осень.Необходимым элементом организации экологической тропы являются правила поведения людей на маршруте, «экологический кодекс» (использовать уже имеющиеся тропинки, не рвать цветы, не оставлять мусора и т.п.). Тропа может выполнять свою воспитательную функцию только при условии соблюдения этих правил. Хорошо организованная экологическая тропа способствует охране природы. Экологическая тропа предоставляет широкий простор для творчества школьников и может помочь в работе не только учителям географии, экологии, но и преподавателям других предметов. Например, учитель рисования может организовать этюды на природе или предложить ученикам создать эскизы оформления аншлагов и т.д
I. Подготовка к созданию экологической тропы
Наша экологическая учебная тропа «Там, на неведомых дорожках…» создавалась в рамках работы экологического кружка. Сначала мы под руководством учителя изучили методику создания подобных троп, познакомились с различными источниками информации на эту тему[6]. Маршрут выбирали, руководствуясь основными критериями: доступность для посетителей, маршрут позволяет за 1,5 часа получить массу информации и впечатлений и вернуться в школу, привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта, информативность, составили перечень объектов, расположенных в зоне тропы. При прокладке маршрута использовали уже существующую дорожно-тропиночную сеть, чтобы избежать дополнительной нагрузки на природу. В результате была вычерчена схема маршрута, а также составлен паспорт тропы ( см. приложение№1,№2).
II. Этапы реализации проекта
1 этап - исследование местности, прокладка маршрута тропы, составление его схема, выявление точек остановки (станций), подготовка экологического паспорта тропы.
2 этап - поиск информации в различных источниках, встреча с главным специалистом лаборатории учебного центра СГАУ - Антончевой Татьяной Матвеевной, подготовка информации о видовом разнообразии растений( см. проложение№3).
3 этап - разработка дизайна указателей станций и написание текстовой информации и подготовка экскурсии для учащихся начальной школы ( см. приложение №4)
III. Эколого-географическая характеристика территории
1. Географическое местоположение
Вязовский учебно-опытный лесхоз расположен в центральной части Саратовской области на территории Татищевского, Петровского и Новобурасского административных районов. Расстояние от областного центра г. Саратова 30 км. Лесхоз расположен в районе с развитой сетью дорог. Основная транспортная магистраль Саратов-Пенза находится в 12 км от лесхоза[1].
2. Геоморфология и гидрология
Территория имеет сложное геологическое развитие, представлена морскими, ледниковыми и аллювиальными отложениями. Геологическую основу района составляет Донно-Медведецское поднятие одно из крупных тектонических поднятий Приволжской возвышенности. В ее строении принимали участие пески, песчаники, глины юрского, мелового и третичного периода. Материнская порода залегает на глубине 110-120см, в основном это коричневато – желтоватая делювиальная глина. Механический состав породы – легкие и средние глины.
Гидрографическая сеть района относится к бассейну реки Волга. Глубина залегания грунтовых вод колеблется от 2 до 23 метров. Реакция раствора близка к нейтральной. На территории есть орошаемый участок. Способ орошения – дождевание. Подача воды производится из искусственного водоема[1].
3. Климат
Климат на данной территории умеренно континентальный. Основная задача лесомелиорации на данной территории это защита с/х культур от вредоносных ветров.
Особенно вредны ветры юго-восточного и южного направления, которые в начале лета переходят в суховеи. Длительные суховеи вызывают гибель всходов при посадке. Средняя скорость ветра за год 5м/с.
Продолжительность вегетационного периода 150 дней, безморозный период 161 день. Установление ледостава на реках и водоемах – 25 ноября, начало паводка – 10апреля. Глубина промерзания почвы – 40 сантиметров.
Очень опасными для растений являются весенние заморозки т.к. они могут привести к гибели растений.
Для территории расположения хозяйства характерны частые засухи с высокой температурой и низкой влажностью воздуха, что снижает производительность лесов, урожайность сельскохозяйственных культур. Коэффициент увлажнения К=0,7. Следовательно, район относится к зоне недостаточного увлажнения, т.е. целесообразно проводить мелиоративные мероприятия.
4. Почвы
На территории преобладает чернозем южный, который характерен для лесостепной зоны. Материнская порода, которая образовала этот тип почвы коричневато-желтоватая делювиальная глина.
5. Растительность и животные
Территория относится к лесостепной зоне. Из естественной древесно-кустарниковой растительности преобладает: дуб летний, клен остролистный, липа мелколистная, клен татарский, жимолость татарская, бересклет, лещина, боярышник, роза собачья, различные виды ив, вязы, смородина золотая, бузина красная.
Из травянистой растительности произрастает: прострел луговой, адонис весенний и волжский, тюльпан Шренка, косатик низкий, лапчатка волнистая, фиалка сомнительная (степные виды).
Из лесной растительности: печеница благодарная, купальница европейская, лапчатка белая, пролеска сибирская, касатик боровой.
В низинных частях рельефа преобладают влаголюбивые породы: осина, ольха и т.д. Животные данной территории представлены следующими видами: суслики, заяц русак, лоси в небольшом количестве, рыжая лисица[1].
IV. Основные объекты экологической тропы:
1.Станция «Информационная». Это начало тропы, и здесь размещён информационный щит. Проводится вводная беседа, где коротко рассказывается, что такое экологическая тропа, о чём можно узнать, пройдя по ней. Это своеобразная « визитная карточка» дендрария.
2. Станция «Истоки». Здесь можно увидеть первых представителей заложенного в 1966 году дендрария под руководством замечательного учёного-дендролога В.А.Лебедева: большую ель, можжевельник и удивительное дерево Хмелеграб.
3. Станция «Сосны». Посетителей встретят своим великолепием сосна Веймутова, сосна Банкса, они достаточно хорошо чувствуют себя у нас, хотя их родина Северная Америка.
4. Станция «Перспективная порода» представлена дубом красным. Он морозоустойчив, не очень требователен к плодородию почв, а главное устойчив к вредителям и болезням, в том числе и к мучнистой росе, его посадки могут украсить улицы наших городов.
5. Станция «Орешинка» расскажет о семействе ореховых: орех грецкий, орех чёрный, орех маньчжурский.
6. Станция «Непривычные берёзы» представлена необычными для нас берёзками: берёза бумажная, берёза карельская, берёза повислая, берёза Эрмана, такие же стройные, но кора тёмно-серая, буроватая, жёлто-серая и родина их Восточная и Юго-Восточная Азия.
7.Станция «Хвойная». Здесь представлены не только виды, но и формы туи западной, можжевельника казацкого.
8. Станция «Бархат амурский». Бархат амурский-необычное дерево, родина которого леса Маньчжурии и Япония.
9. Станция «Сосна кедровая сибирская». Эти растения живая история, семена их привёз в 1979 году из Красноярского края Старостин Иван Павлович- ныне директор лесхоза. Посеял их в теплице, а через три года сеянцы пересадили в дендросад. Выросли уникальные деревья и стали плодоносить с 17 лет, а в естественных условиях- с 30 лет, значит, здесь для них оказались благоприятные условия.
10. Станция «Северная Америка» представлена породами: сосна Веймутова, псевдотсуга канадская, клён серебристый, каштан конский, ирга канадская – это гости из Северной Америки, которые обрели вторую родину у нас и чувствуют себя великолепно.
Выводы
1. Мы считаем, что создание экологической тропы способствует повышению научного уровня образования. Знания, которые обучающиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что школьники овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
2.В представленном проекте нашей тропы обучение и воспитание должны сливаться в единый процесс. Обучающиеся усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.
3. Мы предлагаем использование экологической тропы как учебной территории, где сами обучающиеся выступают в роли учителей, экскурсоводов, художников.
4.В ходе реализации проекта создание экологической тропы мы постараемся привлечь внимание общественности к памятнику природы: Дендрарию Вязовского учебно-опытного лесхоза Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова. Силами родителей, участниками экологического кружка и старшеклассников установить предупреждающие и информационные знаки, получить опыт проведения экскурсий с младшими школьниками.
2.Булыгина И.И. Способы повышения эффективности использования туристско-рекреационного потенциала Саратовской области: проблемы и перспективы его использования // Социальные ориентиры современного города: здоровье, спорт, активный туризм: сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2007.
3.Игошин В.И., Терешкова Н.В., Углов А.И. Туристские маршруты Саратовской области. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1983.
4.Макаров В.З., Березуцкий М.А., Болдырев В.А. Особо охраняемые природные территории Саратовской области: национальный парк, природные микрозаповедники, памятники природы, дендрарий, ботанический сад, особо охраняемые геологические объекты. – Издательство Саратовского университета, 2007.
5.Пакулова В.М., Иванова Н.В.Природоведение. М., Дрофа.2009.
6. Чижова В.П., ДобровА.В., ЗахлебныйА.Н. Учебные тропы природы. М.: Агропромиздат,1989.
7. Энциклопедия Саратовского края. – Саратов. Приволжское книжное издательство. 2002.