kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Милосердие и сострадание - ОПК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформироваить у учащихся понятия "милосердие" и "сострадание", как основы человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека. Задачи урока: формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации: добро, милосердие, взаимопомощь; воспитывать милосердное отношение к людям. На уроке ребята выполняют различные задания: задания по данной темеп на карточках, читают притчи "Незабудка", "Милосердие", выполняют после прочтения задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Милосердие и сострадание - ОПК »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Карповская средняя общеобразовательная школа

Уренского муниципального района

Нижегородской области









Интернет-фестиваль уроков по курсу ОРКСЭ







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«Основы православной культуры и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»







Тема:

«Милосердие и сострадание»







Автор:

Охлопкова Вера Александровна,

учитель начальных классов













2012 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема урока: «Милосердие и сострадание»

Номер урока в тематическом планировании №12

Цель урока: сформировать у детей понятия “милосердие и сострадание” как основы человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Задачи:

1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации: добро, милосердие, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание.

2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умение аргументировать свою точку зрения, способность формулировать нравственные суждения.

3. Воспитывать уважительное, милосердное отношение к людям, внимательность и тактичность.

Планируемые УУД:

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Предметные:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: нравственность, милосердие, сочувствие, долг;

  • осознание ценности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные:

  • умение добывать информацию из различных источников;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения;

  • умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог;

  • умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы.



Предварительная работа:

Задания детям:

  1. вспомнить о своем добром поступке по отношению к другим,

  2. найти в словаре определение понятий «милосердие», «сострадание»,

  3. собрать пословицы и поговорки о доброте, помощи,

Индивидуальные задания:

  1. выучить отрывок из стихотворения «Матушка Великая Княгиня»;

  2. подготовить устное высказывание о поступках святой Ульяны.

Задания для педагога:

  1. разработка мультимедийной презентации,

  2. подбор аудио, видео и иллюстративного материалов,

  3. подготовить выставку детской художественной литературы по теме урока.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, экран, электронное пособие к модулю «Основы православной культуры», мультимедийная презентация, художественная литература, раздаточный материал: объяснение слов “милосердие”; текст притчей “Незабудка”, “Милосердие”;

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель приветствует детей: предлагает всем встать в круг и поздороваться друг с другом по очереди, называя друг друга ласковым именем.

Учитель задает вопрос

- Как вы чувствовали себя, когда вас называли по имени? (Нам было очень приятно, хотелось для других сделать что-то доброе).

Учитель: Поступать с людь­ми надо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Полученные положительные эмоции помогут каждому из вас решить задачи сегодняшнего урока. Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям. И так я приглашаю вас к разговору о милосердии и сострадании.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (О заповедях.)

- Что же такое заповеди? (Правила, которые помогают различать добро и зло.)

- Откуда взялись заповеди? (Сам Бог дал их Моисею на горе Синай).

- Сколько заповедей было написано на каменных плитах (скрижалях)? (10).

- Какие заповеди заставили вас задуматься? Почему? (дети дают ответ)

Учитель: Эти заповеди люди хранили, старались жить по ним. Со времен Моисея прошло много лет. И вот пришел к людям Иисус Христос. Однажды люди спросили Его, какая среди множества заповедей самая главная.

- Интересно, что же ответил Иисус Христос? (Дети дают ответ)

- Давайте сравним наши ответы с ответом на стр. 42 в учебнике. (Дети зачитывают ответ)

Иисус Христос сказал, что важнее всего любовь к Богу и к человеку: «Люби ближнего, как самого себя». Смотрите, что Он сделал – Он все заповеди взял и соединил в одну. Тот, кто убивает – любит ли ближнего? Кто крадет, лжет, предает – любит? Нет, если любит – не соврет и не предаст человек. Вот что значат слова «Люби ближнего, как самого себя».

И тогда Иисусу Христу задали другой вопрос: «А кто же мой ближний?» В самом деле, кто? (Мои ближние – это моя семья, мои родственники и мои друзья). 

Давайте подумаем. (слайд 3)

Мой ближний человек – это

а) тот, кто в минуту твоей беды, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе;

б) твой вроде бы родной дядя, но тоже прошел мимо;

в) лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить, заметил твои слезы и подошел поговорить и помочь.

- Кто же на самом деле твой ближний? (тот, кто посочувствовал твоему горю)

Как же ответил на этот вопрос Иисус Христос? Он в ответ рассказал «Притчу о добром самарянине» (Слушание аудиозаписи «Притчи о добром самарянине»)

Учитель: Что же означает эта притча, как вы поняли? ( Ближний тот, кто помог тебе в трудную минуту, не оставил тебя в беде)

- Кто же наш ближний? В следующем абзаце давайте прочитаем выделенные слова «ближний - тот, кто не оставит тебя в беде. И еще тот, кто нуждается в твоей помощи».

Давайте подумаем.

- Как необходимо поступить, если человек виноват лично перед тобой?

- По какому принципу нельзя поступать? (дети заполняют таблицу “Как поступить?”)

Нельзя поступать по принципу:

Как ты поступишь?

Как ты ко мне, так и я к тебе

 

Так тебе и надо

 

Получай по заслугам

 

Учитель: Ребята, что помогает вам поступать с людьми по доброму, не обижать их, а наоборот, помогать? (доброта, уважение, понимание)

- Каким словом можно назвать доброго, внимательного, заботливого человека? (милосердный)

- А что такое «милосердие»? Как вы понимаете значение этого слова? В помощь вам я даю карточки, на которых даны значения этого слова - верные и неверные. Выберите верное значение слова. (Работа в парах: Дети выбирают верные значения слова, зачитывают. Правильные ответы показаны и на слайде:

Милосердие: (слайд 6)

  • это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности, награды;

  • это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, не делающее различий между "своими" и "чужими", родными и неродными, близкими и далёкими;

  • это сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость.)

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Обращает внимание учащихся к теме урока - «Милосердие и сострадание», моделирует проблемную ситуацию.

- Слова «милосердие» и «сострадание» вам, ребята, знакомы. Что приходит вам на ум, когда вы слышите или видите перед собой слово «сострадание»? А можете ли вы дать ответ на вопрос: что такое сострадание?

- Как вы думаете, почему эти слова - милосердие и сострадание - поставлены рядом?

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Давайте разберём по составу слово: сострадание

- Как вы понимаете значение слов: "милосердие" (милое сердцу, хорошее, доброе),

«сострадание» (со – страдать)

- Подберите синонимы к слову «сострадать» (сочувствовать, сопереживать).

Учитель: Ребята, послушайте мой рассказ: «Великая Отечественная война. Русские солдаты в Берлине. Делятся с голодными фашистами своей солдатской кашей. А ведь могли бы отомстить, могли бы взрывать и убивать. Так же, как делали гитлеровцы.

В кармане каждого немецкого солдата лежала памятка – как себя вести в чужой стране: «…Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик.... Уничтожай все живое на твоем пути. Завтра перед тобой на коленях будет весь мир».

Русские солдаты никогда такими жестокими не были – потому что они были христианами. Им Бог сказал: «Милости хочу, а не жертвы». И показал всем пример милосердия. Но самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших»

- Посмотрите иллюстрацию в учебнике: «Встреча и прощение» фрагмент иконы. Какой иконы, кто вспомнит? (Она называется «Сошествие во ад»).

- О чьем милосердии икона напоминает? (О милосердии Бога.) Ведь Бог мог бы людям сказать «Так вам и надо! Сами зло творите – вот и мучайтесь в аду…» Это было бы справедливо. А Он не по справедливости поступил, а по милосердию – стал Человеком и пошел на смерть, на крест – чтобы спасти людей из ада. Ему каждого человека жалко, Ему каждый мил – как родное дитя.

Учитель: Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Милосердие и сострадание – это сочувствие чужой беде и помощь.

- В нашем учебнике есть фотографии сестер милосердия.

- Кто это такие? (медицинские сёстры)

- Можно ли сказать, что «сестра милосердия» - это тоже самое, что сегодня медсестра? Давайте разбираться.

Учитель: Первые в России сестры милосердия появились примерно 150 лет назад во время Крымской войны (1854-1856 г.) На той войне больше солдат умирало от ран, чем погибало в бою. Раненые в то время лежали не только в госпиталях, но даже на улицах. Врачей не хватало. И вот тогда женщины попросили, чтобы им разрешили помогать там, где идут бои.

На этой иллюстрации вы видите родную сестру русской императрицы Великую княгиню Елизавету Фёдоровну, внучку английской королевы. После гибели мужа она продала свои драгоценности и на вырученные деньги открыла в Москве Обитель Милосердия: для бедных людей больница, аптека, где лекарства выдавалась бесплатно, бесплатная столовая… Елизавета Фёдоровна до последней минуты своей жизни помогала всем, кто нуждался в помощи. В учебнике фотография «Великая княгиня Елизавета Фёдоровна ухаживает за ранеными солдатами. Москва, 1915 г.».

Отрывок из стихотворения «Матушка Великая Княгиня» (читает заранее подготовленный ученик)

Разве не сестра императрицы?

Как же это – без обиняков

Деньги все – на нищих и больницы,

Силы – на больных и стариков?

Были ведь богаты в самом деле.

Что же не в шелках, не в соболях?..

Руки от работы огрубели,

Ночи напролет в госпиталях.

Где же ваши слуги и кареты?

Отчего не в злате-серебре?

...Но не все бездомные согреты,

И толпа голодных на дворе…

(А. Логвинов)

- Сегодня медсестра может иметь семью? (Да) А сестры милосердия не могли иметь мужа и детей – потому что шли на войну, могли погибнуть.

- Сегодня медсестра получает зарплату за свою работу? (Да). А сестры милосердия зарплаты не получали – только одежду и питание.

- Можно ли за милосердную помощь брать плату? (Нет)

- Давайте послушаем старинную солдатскую песню «Милосердная сестра». Попробуйте представить, какой была жизнь сестры, какие у нее были дела. (Сестры выносили раненых с поля боя, отвозили в госпиталь, в госпиталях день и ночь дежурили, помогали при операциях, при перевязке, раздавали больным чай и лекарства. Они облегчали страдания раненых. Если умирал солдат, читали молитвы об умершем.)

V. Реализация построенного проекта

Учитель: Продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие.

‑ Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают? (нет)

‑ А как мы должны относиться к людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков, жестокосердия родственников) попали в беду? (с состраданием, помочь одеждой, едой, помочь, чем можем.)

Ведь, порой, среди таких несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром. Вот почему в Церкви появилась традиция благотворительности и милосердия. Христиане заботятся о больных людях, об инвалидах, строят приюты для сирот, для одиноких стариков.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на картину «Слепцы». Её написал известный художник Аркадий Александрович Пластов.

- Кого художник изобразил на этой картине? (На картине мы видим бедных людей. Они подошли к дому и просят милостыню.)

- Милостыня – это помощь нуждающимся, это одно из дел милосердия. Найдите в учебнике на стр. 44.,что говорил про милостыню святой Дорофей – прочитайте.

– В учебнике дана пословица «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается». Как вы ее понимаете? (Ответы детей)

– Милостыня приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых. Она делала людей добрее.

(Рассказ подготовленного учащегося о поступках святой Ульяны).

- Скажите прав ли святой Дорофей, когда говорит, что милостыней человек приносит добро сам себе?

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель:- Как вы думаете, можно ли научиться милосердию? (Да. Если мы совершаем дела милосердия, то эти дела со временем изменят наше сердце, сделают его более человечным).

- Можно ли назвать поступки детей милосердными. Почему? Вам уже почти всем исполнилось 10 лет. Что доброго и полезного для других можете сделать именно вы? (заполнение кластера «Лучики добра»)



1.помогать пожилым людям 3. Уважать друг друга

2.заботиться о младших 4. Кормить животных и птиц



VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель: (на фоне спокойной музыки) Ребята, закройте глаза, представьте, что вы на лесной полянке, а сострадание, милосердие, доброта, любовь – это цветы.

- Какого они цвета?

- Почему вы выбрали эти цвета?

- Расскажите.

- Нравится ли вам эта полянка? Хорошо ли вам здесь?

Мы с вами попали на лесную «Поляну добра». На ней много необычной красоты “цветиков - семицветиков”. И нам с вами предстоит провести небольшое исследование. (Дети работают в группах. Исследовательская работа “Качества личности милосердного человека).

Учитель: Посмотрите на нашу “Поляну добра”. (Открываем доску - на ней 3 цветика - семицветика). От каждой группы выберите 1 человека, который выберет цветок. Вашему вниманию предлагается план исследования, которое необходимо выполнить.

  1. Прочитайте предложенный текст:

  • 1 группа: фрагмент из учебника ( стр. 43-44).

  • 2 группа: притча “Незабудка» (см. Приложение №1).

  • 3 группа: притча « Милосердие» (см. Приложение №2).

  1. Самостоятельная работа. Заполнить на лепестках “Качества милосердного человека”. Прикрепить цветик-семицветик на доску.

3. Обсуждение результатов работы

- Какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным?

- Прочитайте качества личности милосердного человека, которые вы выписали.

Совпадают ли ваши ответы с моими? ( Проверка по эталону) (См. приложение 3)

- Если бы лепестки этих цветов были волшебными, какие желания вы хотели бы загадать?

- Загадайте желание и оторвите лепесток с наших волшебных цветков, с тем качеством, которое присутствует у вас. Пусть ваше желание исполнится!

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Компьютерное контрольное задание. (Контрольный тест-диск “Основы православия» . Задание №1, №2, №3)

IX. Рефлексия учебной деятельности.

- Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих уроках?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

- Что стало самым важным на уроке?

Составить синквейны со словами: 1 группа: сострадание, 2 группа милосердие

Возможные синквейны учащихся:

1. Сострадание. 1. Милосердие.

2. Любящий, отзывчивый. 2. Добрый, переживающий.

3. Сочувствовать, переживать, помогать. 3. Проявлять, поддерживать, любить.

4. Мы должны проявлять сострадание. 4. Помогать нуждающимся в помощи

5. Необходимо. 5. Забота.

Учитель: Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.

В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком старины. Думаю, что вы сможете возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни. Надежным помощником вам будет наш курс ОРКСЭ, освещающий путь к светлому будущему. Ведь он учит делать добро так, чтобы оно стало естественным в жизни человека, стало обыкновенным.

X. Задание на дом (на выбор):

1. Расспросите родителей и членов семьи, какие милосердные поступки они совершали в своей жизни.

2.Вспомните художественные произведения, в которых рассказывается о милосердии и сострадании.

3. Познакомьтесь с книжной выставкой и выберите ту книгу, которая вам понравилась.

4. Предложите социальную рекламу по теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице.

5. Подберите пословицы о добре и милосердии, стихи, фрагменты из фильмов. Можете подобрать и обсудить антипримеры.














ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Незабудка.

Притча о милосердии и любви к природе для детей

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.

Рос он, рос…

И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)












ПРИЛОЖЕНИЕ №2

МИЛОСЕРДИЕ

Забралось воровство в дом бедняка. И то, что он своим трудом за всю жизнь заработал, украло. И так там почти ничего не было, так выгребло и последнее.

Забросило воровство мешок на плечо и бежать. Но вот напасть: когда через забор перелезало, за гвоздь зацепилось. Ни туда - ни сюда.

А по двору уже бедняк с дубиной бежит. Жалко с добром расставаться. Да и, как следует, вора проучить не мешает!

И тут, на свое счастье, видит воровство: идет по дороге милосердие.

- Эй, помоги! - принялось кричать воровство что есть сил.

А милосердие мимо идет, словно его и не замечает.

- Освободи меня! - еще громче стало взывать к нему воровство. - А не то мне сейчас, ой, как достанется! А потом еще и в тюрьму посадят!

- Нет, - говорит милосердие. - Не стану я помогать тебе!

- Как?! - возмутилось воровство. - Ты же ведь - милосердие!

- Да, - милосердие. Но я тоже могу послужить злу, если буду действовать неразумно. И поэтому помогу не тебе, а тому бедному человеку, которого ты обокрал и обрек на холодную и голодную смерть.

- Но ведь он же прибьет меня!

- Не прибьет, - улыбнулось милосердие. - Я попрошу его быть милостивым даже к тебе!

И попросило уже замахнувшегося дубиной бедняка не бить воровство.

Что тот и сделал.

Потому что многим был обязан милосердию...








ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Милосердие и сострадание - ОПК

Автор: Охлопкова

Дата: 16.10.2015

Номер свидетельства: 240322

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Использование раздаточного материала на уроках ОПК "
    ["seo_title"] => string(55) "ispol-zovaniie-razdatochnogho-matieriala-na-urokakh-opk"
    ["file_id"] => string(6) "235187"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443626114"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" "
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia-k-uroku-milosierdiie-i-sostradaniie"
    ["file_id"] => string(6) "223770"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438114132"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока ОРКСЭ ОПК "Милосердие и сострадание""
    ["seo_title"] => string(49) "konspekt_uroka_orkse_opk_miloserdie_i_sostradanie"
    ["file_id"] => string(6) "583135"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1623329506"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по ОПК "Милосердие и сострадание". "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-opk-milosierdiie-i-sostradaniie"
    ["file_id"] => string(6) "236945"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444205185"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства