2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умение аргументировать свою точку зрения, способность формулировать нравственные суждения.
3. Воспитывать уважительное, милосердное отношение к людям, внимательность и тактичность.
Планируемые УУД:
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
Предметные:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: нравственность, милосердие, сочувствие, долг;
осознание ценности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:
умение добывать информацию из различных источников;
умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог;
умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы.
Ход урока
Этапы урока
Содержание
Примечание
Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу. Покажите карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас. У всех учеников есть четыре цветных карточки (красный, оранжевый, зелёный, чёрный) О чём мы беседовали на прошлом уроке? (О заповедях данных Богом пророку Моисею на горе Синай)
Работа с понятийным аппаратом
– Послушайте пятую из девяти заповедей блаженства. «Блажени милостивии, яко тии помиловании будут» Как вы думаете, о ком здесь говорится? – Назовите те слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слова милосердие, милость, милостыня, сострадание.
Технология «Ассоциативный ряд»
Объяснение темы, цели, постановка учебно-познавательных задач урока
– Тема урока: «Милосердие и сострадание» Цель: формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах через изучение темы «Милосердие и сострадание» Задачи: развить этические чувства, милосердие; овладеть навыками смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями, осознанно строить речевые высказывания, слушать собеседника, вести диалог; развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества.
Работа с понятийным аппаратом
Что включают в себя понятия «милосердие, сострадание, милость, милостыня»? Задание: найти и прочитать толкование данных слов в толковом словаре С.И. Ожегова. Что объединяет эти понятия? Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милость – доброе человеколюбивое отношение. Благодеяния, дар. Благосклонность, полное доверие, расположение к кому-нибудь низшему со стороны высшего. Милостыня – то, что подаётся нищему, подаяние. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Работа в группах
Организация и управление процессом усвоения школьниками учебного материала
Задание до чтения текста: – Начертить таблицу из трех столбиков: знаю, узнал, хочу узнать. – Запишите ваши ответы в первый столбик таблицы «знаю». – Подумайте и скажите, что вы хотите еще узнать о милосердии, сострадании, милости, милостыни? – Запишите ваши ответы в третий столбик таблицы «хочу узнать». – По ходу чтения текста вам необходимо заполнить второй столбик таблицы «узнал». – Какая информация для вас была новой. – При обсуждении результатов использовать технологию «Общаться по правилам». Прослушайте два стихотворения и скажите к какому понятию вы отнесли бы их.
НИЩИЙ Знавал я нищего: как тень, С утра, бывало, целый день Старик под окнами бродил И подаяние просил; Но все, что в день насобирал, Бывало, к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам, Таким же нищим, как и сам. Я.П. Полонский
НИЩИЙ У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку М.Ю. Лермонтов
Технология «ЗХУ»
Содержательная деятельность
1 группа. Задание во время чтения текста: – Найти в тексте ответы на вопросы: – Какой вопрос был задан Христу? – Как ответил Христос? – Кто шёл по дороге, куда и откуда? – Что с ним произошло? – Кто шёл по той же дороге? – Что сделал каждый из них? – Кто оказался ближним пострадавшему человеку? – При чтении используйте систему маркировки текста. (текст дан в учебнике А.В. Кураева «Основы православной культуры» на с.4 2-43) 2 группа. – Как Христос учил относиться к врагам? – Священник изменил мнение о заключённых? – Почему? – Может ли человек научиться быть милосердным? – Что для этого нужно? (текст дан на 44 с.) 3 группа. Закончи предложение. Одно из дел милосердия – … Милостыня – это встреча … В конце XVI в. в Муроме жила … Она помогала всей округе тем … Ульяна стала просить себе … На самом деле святая тайком … Хлеб святая стала печь из … (текст дан на 44–45 с.)
Работа в группах (все задания на карточках, группы работают по 7 минут, сменяя друг друга по кругу)
Технология «Инсерт»
Итог урока
– Сегодня мы разбирали такие понятия как: милосердие, сострадание, милость, милостыня. – Какие мысли и чувства вы испытали во время урока? – Какая основная мысль объединяет понятия: милосердие, сострадание, милость, милостыня. – Составить синквейн по теме урока: милосердие бескорыстный, добрый помогает, спасает, утешает, где тяжело, будь там ответственность В заключение урока я хочу рассказать вам одну интересную историю. У монастырской пристани стояло парусное судно на якоре. Вдруг поднялась сильная буря. Каждую минуту была опасность. Что разорвётся канат якоря и судно с экипажем будет выброшено на каменные скалы. Из окон монастыря несколько монахов наблюдали за судном. Матросы пытались перебраться через борт в лодку, чтобы спастись. Судно бросало вверх и вниз. Лодку – ещё больше. Перелезть через борт и попасть в лодку было не только трудно, но и смертельно опасно. Глядя на эту картину, один из стоявших молодых монахов не удержался и сказал: – О, как болит за них моё сердце! Стоявший там же старец положил ему на плечо руку и произнёс: – Если болит твоё сердце за них, то они спасены. Действительно, им всем удалось спуститься в лодку и достигнуть пристани. Спасённые побежали в церковь служить благодарственный молебен. Все беды, катастрофы, землетрясения наводнения и эпидемии для пробуждения наших сердец.
– Покажите карточку, оценив самостоятельно свою работу на уроке, – своё настроение.
– На следующем уроке мы с вами разберём золотое правило этикета.
Технология «Ресурсный круг»
Технология «Синквейна»
Домашнее задание (дифференцированное, по выбору 1 или 2 задание)
1. Нарисовать рисунки на тему: «Милосердие и сострадание». 2. Ответить на вопросы учебника с.45.
МИЛОСЕРДИЕ
Забралось воровство в дом бедняка. И то, что он своим трудом за всю жизнь заработал, украло. И так там почти ничего не было, так выгребло и последнее.
Забросило воровство мешок на плечо и бежать. Но вот напасть: когда через забор перелезало, за гвоздь зацепилось. Ни туда - ни сюда.
А по двору уже бедняк с дубиной бежит. Жалко с добром расставаться. Да и, как следует, вора проучить не мешает!
И тут, на свое счастье, видит воровство: идет по дороге милосердие.
- Эй, помоги! - принялось кричать воровство что есть сил.
А милосердие мимо идет, словно его и не замечает.
- Освободи меня! - еще громче стало взывать к нему воровство. - А не то мне сейчас, ой, как достанется! А потом еще и в тюрьму посадят!
- Нет, - говорит милосердие. - Не стану я помогать тебе!
- Как?! - возмутилось воровство. - Ты же ведь - милосердие!
- Да, - милосердие. Но я тоже могу послужить злу, если буду действовать неразумно. И поэтому помогу не тебе, а тому бедному человеку, которого ты обокрал и обрек на холодную и голодную смерть.
- Но ведь он же прибьет меня!
- Не прибьет, - улыбнулось милосердие. - Я попрошу его быть милостивым даже к тебе!
И попросило уже замахнувшегося дубиной бедняка не бить воровство.
Что тот и сделал.
Потому что многим был обязан милосердию...
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель приветствует детей: предлагает всем встать в круг и поздороваться друг с другом по очереди, называя друг друга ласковым именем.
Учитель задает вопрос
- Как вы чувствовали себя, когда вас называли по имени? (Нам было очень приятно, хотелось для других сделать что-то доброе).
Учитель: Поступать с людьми надо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Полученные положительные эмоции помогут каждому из вас решить задачи сегодняшнего урока. Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям. И так я приглашаю вас к разговору о милосердии и сострадании.
II.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: Ребята,давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (О заповедях.)
- Что же такое заповеди? (Правила, которые помогают различать добро и зло.)
- Откуда взялись заповеди? (Сам Бог дал их Моисею на горе Синай).
- Сколько заповедей было написано на каменных плитах (скрижалях)? (10).
- Какие заповеди заставили вас задуматься? Почему? (дети дают ответ)
Учитель: Эти заповеди люди хранили, старались жить по ним. Со времен Моисея прошло много лет. И вот пришел к людям Иисус Христос. Однажды люди спросили Его, какая среди множества заповедей самая главная.
- Интересно, что же ответил Иисус Христос? (Дети дают ответ)
- Давайте сравним наши ответы с ответом на стр. 42 в учебнике. (Дети зачитывают ответ)
Иисус Христос сказал, что важнее всего любовь к Богу и к человеку: «Люби ближнего, как самого себя». Смотрите, что Он сделал – Он все заповеди взял и соединил в одну. Тот, кто убивает – любит ли ближнего? Кто крадет, лжет, предает – любит? Нет, если любит – не соврет и не предаст человек. Вот что значат слова «Люби ближнего, как самого себя».
И тогда Иисусу Христу задали другой вопрос: «А кто же мой ближний?» В самом деле, кто? (Мои ближние – это моя семья, мои родственники и мои друзья).
Давайте подумаем. (слайд 3)
Мой ближний человек – это
а) тот, кто в минуту твоей беды, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе;
б) твой вроде бы родной дядя, но тоже прошел мимо;
в) лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить, заметил твои слезы и подошел поговорить и помочь.
- Кто же на самом деле твой ближний? (тот, кто посочувствовал твоему горю)
Как же ответил на этот вопрос Иисус Христос? Он в ответ рассказал «Притчу о добром самарянине» (Слушание аудиозаписи «Притчи о добром самарянине»)
Учитель: Что же означает эта притча, как вы поняли? ( Ближний тот, кто помог тебе в трудную минуту, не оставил тебя в беде)
- Кто же наш ближний? В следующем абзаце давайте прочитаем выделенные слова «ближний - тот, кто не оставит тебя в беде. И еще тот, кто нуждается в твоей помощи».
Давайте подумаем.
- Как необходимо поступить, если человек виноват лично перед тобой?
- По какому принципу нельзя поступать? (дети заполняют таблицу “Как поступить?”)
Нельзя поступать по принципу:
Как ты поступишь?
Как ты ко мне, так и я к тебе
Так тебе и надо
Получай по заслугам
Учитель: Ребята, что помогает вам поступать с людьми по доброму, не обижать их, а наоборот, помогать? (доброта, уважение, понимание)
- Каким словом можно назвать доброго, внимательного, заботливого человека? (милосердный)
- А что такое «милосердие»? Как вы понимаете значение этого слова? В помощь вам я даю карточки, на которых даны значения этого слова - верные и неверные. Выберите верное значение слова. (Работа в парах: Дети выбирают верные значения слова, зачитывают. Правильные ответы показаны и на слайде:
Милосердие: (слайд 6)
это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности, награды;
это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, не делающее различий между "своими" и "чужими", родными и неродными, близкими и далёкими;
это сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость.)
III.Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Обращает внимание учащихся к теме урока - «Милосердие и сострадание», моделирует проблемную ситуацию.
- Слова «милосердие» и «сострадание» вам, ребята, знакомы. Что приходит вам на ум, когда вы слышите или видите перед собой слово «сострадание»? А можете ли вы дать ответ на вопрос:что такое сострадание?
- Как вы думаете, почему эти слова - милосердие и сострадание - поставлены рядом?
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Давайте разберём по составу слово: сострадание
- Как вы понимаете значение слов: "милосердие" (милое сердцу, хорошее, доброе),
«сострадание» (со – страдать)
- Подберите синонимы к слову «сострадать» (сочувствовать, сопереживать).
Учитель: Ребята, послушайте мой рассказ: «Великая Отечественная война. Русские солдаты в Берлине. Делятся с голодными фашистами своей солдатской кашей. А ведь могли бы отомстить, могли бы взрывать и убивать. Так же, как делали гитлеровцы.
В кармане каждого немецкого солдата лежала памятка – как себя вести в чужой стране: «…Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик.... Уничтожай все живое на твоем пути. Завтра перед тобой на коленях будет весь мир».
Русские солдаты никогда такими жестокими не были – потому что они были христианами. Им Бог сказал: «Милости хочу, а не жертвы». И показал всем пример милосердия. Но самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших»
- Посмотрите иллюстрацию в учебнике: «Встреча и прощение» фрагмент иконы. Какой иконы, кто вспомнит? (Она называется «Сошествие во ад»).
- О чьем милосердии икона напоминает? (О милосердии Бога.) Ведь Бог мог бы людям сказать «Так вам и надо! Сами зло творите – вот и мучайтесь в аду…» Это было бы справедливо. А Он не по справедливости поступил, а по милосердию – стал Человеком и пошел на смерть, на крест – чтобы спасти людей из ада. Ему каждого человека жалко, Ему каждый мил – как родное дитя.
Учитель: Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Милосердие и сострадание – это сочувствие чужой беде и помощь.
- В нашем учебнике есть фотографии сестер милосердия.
- Кто это такие? (медицинские сёстры)
- Можно ли сказать, что «сестра милосердия» - это тоже самое, что сегодня медсестра? Давайте разбираться.
Учитель: Первые в России сестры милосердия появились примерно 150 лет назад во время Крымской войны (1854-1856 г.) На той войне больше солдат умирало от ран, чем погибало в бою. Раненые в то время лежали не только в госпиталях, но даже на улицах. Врачей не хватало. И вот тогда женщины попросили, чтобы им разрешили помогать там, где идут бои.
На этой иллюстрации вы видите родную сестру русской императрицы Великую княгиню Елизавету Фёдоровну, внучку английской королевы. После гибели мужа она продала свои драгоценности и на вырученные деньги открыла в Москве Обитель Милосердия: для бедных людей больница, аптека, где лекарства выдавалась бесплатно, бесплатная столовая… Елизавета Фёдоровна до последней минуты своей жизни помогала всем, кто нуждался в помощи. В учебнике фотография «Великая княгиня Елизавета Фёдоровна ухаживает за ранеными солдатами. Москва, 1915 г.».
Отрывок из стихотворения «Матушка Великая Княгиня» (читает заранее подготовленный ученик)
Разве не сестра императрицы?
Как же это – без обиняков
Деньги все – на нищих и больницы,
Силы – на больных и стариков?
Были ведь богаты в самом деле.
Что же не в шелках, не в соболях?..
Руки от работы огрубели,
Ночи напролет в госпиталях.
Где же ваши слуги и кареты?
Отчего не в злате-серебре?
...Но не все бездомные согреты,
И толпа голодных на дворе…
(А. Логвинов)
- Сегодня медсестра может иметь семью? (Да) А сестры милосердия не могли иметь мужа и детей – потому что шли на войну, могли погибнуть.
- Сегодня медсестра получает зарплату за свою работу? (Да). А сестры милосердия зарплаты не получали – только одежду и питание.
- Можно ли за милосердную помощь брать плату? (Нет)
- Давайте послушаем старинную солдатскую песню «Милосердная сестра». Попробуйте представить, какой была жизнь сестры, какие у нее были дела. (Сестры выносили раненых с поля боя, отвозили в госпиталь, в госпиталях день и ночь дежурили, помогали при операциях, при перевязке, раздавали больным чай и лекарства. Они облегчали страдания раненых. Если умирал солдат, читали молитвы об умершем.)
V. Реализация построенного проекта
Учитель: Продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие.
‑ Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают? (нет)
‑ А как мы должны относиться к людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков, жестокосердия родственников) попали в беду? (с состраданием, помочь одеждой, едой, помочь, чем можем.)
Ведь, порой, среди таких несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром. Вот почему в Церкви появилась традиция благотворительности и милосердия. Христиане заботятся о больных людях, об инвалидах, строят приюты для сирот, для одиноких стариков.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на картину «Слепцы». Её написал известный художник Аркадий Александрович Пластов.
- Кого художник изобразил на этой картине? (На картине мы видим бедных людей. Они подошли к дому и просят милостыню.)
- Милостыня – это помощь нуждающимся, это одно из дел милосердия. Найдите в учебнике на стр. 44.,что говорил про милостыню святой Дорофей – прочитайте.
– В учебнике дана пословица «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается». Как вы ее понимаете? (Ответы детей)
– Милостыня приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых. Она делала людей добрее.
(Рассказ подготовленного учащегося о поступках святой Ульяны).
- Скажите прав ли святой Дорофей, когда говорит, что милостыней человек приносит добро сам себе?
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учитель:- Как вы думаете, можно ли научиться милосердию? (Да. Если мы совершаем дела милосердия, то эти дела со временем изменят наше сердце, сделают его более человечным).
- Можно ли назвать поступки детей милосердными. Почему? Вам уже почти всем исполнилось 10 лет. Что доброго и полезного для других можете сделать именно вы? (заполнение кластера «Лучики добра»)
1.помогать пожилым людям 3. Уважать друг друга
2.заботиться о младших 4. Кормить животных и птиц
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель: (на фоне спокойной музыки) Ребята, закройте глаза, представьте, что вы на лесной полянке, а сострадание, милосердие, доброта, любовь – это цветы.
- Какого они цвета?
- Почему вы выбрали эти цвета?
- Расскажите.
- Нравится ли вам эта полянка? Хорошо ли вам здесь?
Мы с вами попали на лесную «Поляну добра». На ней много необычной красоты “цветиков - семицветиков”. И нам с вами предстоит провести небольшое исследование. (Дети работают в группах. Исследовательская работа “Качества личности милосердного человека).
Учитель: Посмотрите на нашу “Поляну добра”. (Открываем доску - на ней 3 цветика - семицветика). От каждой группы выберите 1 человека, который выберет цветок. Вашему вниманию предлагается план исследования, которое необходимо выполнить.
Прочитайте предложенный текст:
1 группа: фрагмент из учебника ( стр. 43-44).
2 группа: притча “Незабудка» (см. Приложение №1).
3 группа: притча « Милосердие» (см. Приложение №2).
Самостоятельная работа. Заполнить на лепестках “Качества милосердного человека”. Прикрепить цветик-семицветик на доску.
3. Обсуждение результатов работы
- Какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным?
- Прочитайте качества личности милосердного человека, которые вы выписали.
Совпадают ли ваши ответы с моими? ( Проверка по эталону) (См. приложение 3)
- Если бы лепестки этих цветов были волшебными, какие желания вы хотели бы загадать?
- Загадайте желание и оторвите лепесток с наших волшебных цветков, с тем качеством, которое присутствует у вас. Пусть ваше желание исполнится!
4. Мы должны проявлять сострадание. 4. Помогать нуждающимся в помощи
5. Необходимо. 5. Забота.
Учитель: Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье.
В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком старины. Думаю, что вы сможете возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни. Надежным помощником вам будет наш курс ОРКСЭ, освещающий путь к светлому будущему. Ведь он учит делать добро так, чтобы оно стало естественным в жизни человека, стало обыкновенным.
Тема урока: «Милосердие и сострадание»
Основные понятия: Милосердие. Сострадание. Ближний. Любовь. Милостыня.
Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка.
Ресурсы: А.В. Кураев «Основы православной культуры » 4 класс, С.И. Ожегов "Толковый словарь русского языка", В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка", выставка детской литературы ( «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Снежная королева» Андерсена; роман Э. Портер «Полианна»; роман «Маленькая принцесса» Ф. Э. Бернетт), мягкая игрушка в виде сердечка, плакаты с вопросами для этапа рефлексии, экран, мультимедийный проектор.
Методы: стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности, проблемно-поисковый, самоконтроль, наглядный, словесный, практический,
Формы, приемы обучения: фронтальная; индивидуальная; коллективная, речь учителя, тренировочные задания.
Ход урока:
I этап Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.
Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить о том, что волнует многих живущих на нашей планете.
Просмотр видеоклипа Ю. Славянской «Пробудись, душа» (слайд № 1)
- Как вы понимаете выражение «Пробудись, душа»?
- Как вы думаете, почему я предложила посмотреть этот видеоклип?
- Действительно, на уроках православной культуры мы «пробуждаем нашу душу для добра, любви, помощи другим, бескорыстия, уважения». Итак, в путь.
II этап Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин)
1. - Я предлагаю прослушать стихотворение А. Дементьева и определить ключевые слова урока (слайд № 2)
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры…
Слишком многих мы словом раним,
Позабыв, что слова остры.
(ключевые слова: милосердие, сострадание)
- Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии и сострадании.
- Эпиграфом нашего урока послужат слова Св. Иоанна Кронштадтского (слайд № 3)
«Милосердие и сострадание – это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь, человек сможет сохранить не только себя как личность, но воссоздать на земле Царствие Божие, мир добра, красоты и справедливости»
- К какой заповеди можно отнести эти слова?
-Действительно, в одной из заповедей говорится: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности. Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Подберите однокоренные слова к слову «милостивый» («милость», «милосердие», «миловать», «помиловать»).
– Назовите те слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слова милосердие, милость, милостыня, сострадание.
- Предположите тему урока (слайд № 4)
- Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?-
- Каковы цели урока? (Высказывания детей)
- Сегодня на уроке узнаем:
• Что такое милосердие в христианстве?
• Можно ли научиться милосердию?
• А надо ли учиться милосердию? Зачем?
• Как стать милосердным?
• Профессии милосердия
• Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?
• Чем милосердие отличается от дружбы?
• Кого называют ближним?
• Как христианин должен относиться к людям?
III этап Выявление места и причины затруднения (7 мин)
1. Исследовательская работа
Милосердие и сострадание… Чем близки эти слова? Чем отличаются?
- Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковых словарях русского языка)
- Я предлагаю провести исследовательскую работу по группам. Найдите определения этих слов в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.
(1 группа работает со значением слова «милосердие», 2 группа – со значением слова «сострадание»).
- Зачитайте значения слов
(Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека)
- Узнав значение слова, давайте подумаем, какие душевные качества присущи милосердному человеку?
Конспект урока по Основам православной культуры
Тема урока: Милосердие и сострадание.
Формирование УУД:
личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; развивать умение
делать выводы и обобщения;
познавательные: находить в тексте ответ на заданный вопрос; анализировать изучаемые
объекты по смысловому восприятию текста; проводить аналогию между изучаемым объектом
и собственным опытом;
коммуникативные: управление поведением партнера, развивать умение договариваться,
приходить к общему решению при работе в группе, планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся задумаются над понятиями милосердия и сострадания;
- узнают, кого называют ближним; как христианин должен относиться к людям;
- познакомятся с притчей о добром самарянине;
- обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и
мировоззренческом уровне).
Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний, любовь к врагам,
милостыня, ответственность, добрый самарянин.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, самостоятельная
работа с источником информации, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным
материалом и карточками.
Ресурсы:
- компьютер, проектор;
- интернет;
- презентация;
- учебник;
- мультфильм «Просто так!»;
- текст притчи «О добром самарянине» с вопросами для анализа;
- маршрутная карта урока;
- глоссарий,
-толковый словарь.
План урока с хронометражем
I этап: Вводный (мотивационно - организационный) ( 4 минуты):
1. Организация деятельности учащихся (1 минута).
2. Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так!» (2 минуты).
3. Рефлексия 1 этапа. Дети формулируют сами тему урока и записывают на 1 ступени
лестницы: познание добра в маршрутном листе свое определение милосердия (1 минута).
II этап: Основной (информационно - аналитический) ( 20 минут):
1. Подготовка к восприятию нового материала (дети убирают те значения, которые не
соответствуют милосердию) (1минута).
2. Осмысление многогранности понятия «милосердия»(задания в маршрутных листах,
слайдах презентации) (3 минуты).
3. Работа с текстом (дети делают вывод: как нужно творить добрые дела милосердия: кому?
Почему?)
а) организационный момент – 1минута;
б) выполнение задания по карточкам – 4 минуты;
в) презентация (выступление одного учащегося от группы – 2 минута);
г) самооценка – 1минута;
д) – «Притча о добром самарянине –5 минут»;
.
4. Рефлексия II этапа урока (дети записывают выводы на 2 ступени лестницы познания добра
в маршрутном листе) – 3 минуты.
III этап: Заключительный (оценочно - рефлексивный) ( 6 минут):
1. Самостоятельная работа учащихся на 3 ступени лестницы познания добра в маршрутном
листе (дети записывают кратко главное чему они научились на уроке. Продолжают
предложение: «Я буду стараться в жизни быть…») – 3 минуты.
2. Дети озвучивают свои выводы – 1 минута.
3. Задание на дом – 2 минуты.
Ход урока
1 этап: Вводный (мотивационно - организационный)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. (Хочу,
потому что могу.)
Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь
к гостям и поприветствуйте их. Мне очень хочется, чтобы наша встреча принесла всем нам
радость общения и наполнила наши сердца добрыми чувствами.
Ребята, подумайте, что пригодится нам для успешной работы на уроке?