Конспект урока по основам православной культуры на тему "Милосердие и сострадание". Предназначен для учащихся 4 классов общеобразовательных учреждений. Конспект содержит цели и задачи, ожидаемые результаты достижений обучающихся, ресурсы, используемые на уроке, Каждый этап урока содержит краткое пояснение, действия учащихся и учителя. В конспекте представлены слайды из презентации, используемой на уроке, сделаны выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОПК "Милосердие и сострадание". »
государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №14 города Жигулевска
городского округа Жигулевск Самарской области
Гребенчук Нина Ивановна
Учитель основ православной культуры
Конспект урока по Основам православной культуры
Тема урока: Милосердие и сострадание.
Урок №12, 4 класс.
Цели и задачи урока:
Цели урока:
Углубление представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для учащихся материале.
Воспитывать потребность быть милосердным, делать добро, сострадать.
Задачи урока:
Формировать у детей милосердное и сострадательное отношение к людям. Показать, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям (на примере «Притчи о добром самарянине»). Дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним православные христиане называют того, кто нуждается в помощи.
Развивать навыки работы с текстом, развивать речь, творческое и логическое мышление.
Создать условия для формирования у учащихся чувства уважения, взаимопонимания, сотрудничества с учителем и сверстниками.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся задумаются над понятиями милосердия и сострадания;
- узнают, кого называют ближним; как христианин должен относиться к людям;
- познакомятся с притчей о добром самарянине;
- обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).
Основные термины и понятия:
Сострадание, ближний, добрые дела милосердия.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, самостоятельная работа с источником информации, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом и карточками.
Ресурсы:
- компьютер, проектор;
- интернет;
- презентация;
- учебник;
- мультфильм «Просто так!»;
- текст притчи «О добром самарянине» с вопросами для анализа;
- маршрутная карта урока;
- глоссарий.
План урока с хронометражем
I этап: Вводный (мотивационно - организационный) (6 минут):
Организация деятельности учащихся (1 минута).
Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так!» (2 минуты).
Работа с материалами слайд – шоу. (2 минуты). Слово «миловать» (обсуждаем, что чувствует человек, который сам проявляет милость). Слово «милость» (что чувствуем мы, когда оказываем кому-нибудь милость).
Рефлексия 1 этапа. Дети формулируют сами тему урока и записывают на 1 ступени лестницы: познание добра в маршрутном листе свое определение милосердия (2 минуты).
II этап: Основной (информационно - аналитический) (24 минуты):
Подготовка к восприятию нового материала (дети убирают те значения, которые не соответствуют милосердию) (1минута).
Осмысление многогранности понятия «милосердия»(задания в маршрутных листах, слайдах презентации) (5 минут).
Работа с текстом в группах (дети делают вывод: как нужно творить добрые дела милосердия: кому? Почему?) Работа в минигруппах:
а) организационный момент – 1 минута;
б) выполнение задания по карточкам – 5 минут;
в) презентация (выступление одного учащегося от группы – 1 минута);
г) самооценка – 1 минута;
1 группа – «Кукла» - 6 минут;
2 группа – «Притча о добром самарянине – 6 минут»;
3 группа – «Смысл жизни» - 6 минут.
Рефлексия II этапа урока (дети записывают выводы на 2 ступени лестницы познания добра в маршрутном листе) – 1 минута.
III этап: Заключительный (оценочно - рефлексивный) (10 минут):
Самостоятельная работа учащихся на 3 ступени лестницы познания добра в маршрутном листе (дети записывают кратко главное чему они научились на уроке. Продолжают предложение: «Я буду стараться в жизни быть…») – 5 минут.
Дети озвучивают свои выводы – 3 минуты.
Задание на дом – 2 минуты. Выбери и выполни из маршрутного листа задания, которые тебе понравились:
а) спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендовали бы вам прочитать;
б) найди в тексте урока 12 историю о милосердии, о которой мы не говорили в классе. О ком повествует эта история и в чем выразилось милосердное отношение к людям ее главного героя (героини)?
Ход урока
I. Этап: Вводный (мотивационно - организационный)
Учитель: Ребята, здравствуйте! Хотелось бы, чтобы наша встреча принесла всем нам радость общения и наполнила наши сердца добрыми чувствами.
Учитель: А сейчас улыбнитесь! Просто так! (Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так!». Цель показа мультфильма – пробудить интерес к теме, создать благожелательную обстановку в классе, мотивирующую учащихся к учебной деятельности).
Слайд №1: мультфильм «Просто так!»
Учитель: Создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение. Просто так, потому что у них большие добрые сердца.
Как вы думаете, можно назвать героев этого мультфильма милыми? (Дети отвечают)
Учитель: А теперь посмотрите на этого несчастного бездомного котенка. Какие чувства он вызывает в вашей душе? (Дети отвечают).
Учитель: Мы чувствуем в сердце жалость к этому котенку, желание пригреть его, покормить, защитить, сделать его жизнь приятной. Наше сердце хочет оказать милость к этому котенку. Вот вы пожалели котенка, он у вас на руках, доверяет вам. Что чувствует ваше сердце? (Дети отвечают).
Слайд №2: Слово «милый»:
Учитель: Да, потому что нам приятно и радостно на них смотреть. Корень слова «милый» - «мил» означает «услады, удовольствие, радость».
Учитель: А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»? (\Дети отвечают) (цель – показать детям, что чувствует человек, к которому проявляется милосердие).
Слайд №3: Слово «миловать»:
Милая мамочка – мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на месте этой девочки, рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? (Дети отвечают). (Нежность, радость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела).
Учитель: Мы говорим, что мама милует нас. В ее объятьях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся. Миловать – значит дарить приятное для души (цель – показать детям, что чувствует человек, который сам проявляет милосердие).
Слайд №4: слово «милость»:
Учитель: Когда мы оказываем кому-нибудь милость, т.е. проявляем сострадание, участие, наше сердце испытывает радость. Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.
Сегодня мы познакомимся с одним из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит, сострадает.
Учитель: Догадались? И слово это… (Дети называют слово «милосердие», т.е. сами формулируем тему урока).
Слайд №5, №6: слово «милосердие»:
Учитель: Давайте вместе будем познавать тайны значения этого слова, а поможет нам в этом лестница познания добра. Я приготовила для вас маршрут движения по этой лестнице. Он у вас на парте. Откройте его и шагните на I ступеньку (приложение 5).
II. Этап: Основной (информационно - аналитический)
Продолжите предложение и запишите как вы понимаете значение этого слова. (Кратко дети записывают свое понимание слова «милосердия» на 1 ступени. Это сердце, которое любит, радует, жалеет, милует (Дети называют свои варианты ответов).
Учитель: Что у вас получилось? Молодцы! Идем дальше по нашему маршруту. Внимание на экран.
Слайд №7:
Учитель: Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию. (Желающие выходят к доске и щелкают на значения, не соответствующие теме урока, эти значения исчезают с экрана: месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность).
Слайд №8: кластер «Ромашка»:
Учитель: Какими важными качествами должен обладать милосердный человек? (Дети отвечают) Ответить на этот вопрос нам помогут лепестки ромашки. А можно ли научиться милосердию? Давайте попробуем. Задания №1, 2 в ваших маршрутных картах (приложение 5).
Учитель: Задание №1: Выполняете в парах. Обсудите и решите, какие высказывания нельзя отнести к милосердию? Почему? Напомните мне, какие качества нужно проявлять, работая в паре? В группах? В команде? (Дети называют: уважение, сотрудничество, вежливость, умение слушать другого, уважать мнение другого и т.д.)
Учитель: Назовите мне высказывания, которые не соответствуют милосердию. Почему вы их вычеркнули? Объясните кратко (Отвечает один человек из пары по цепочке) (Дать из-за боязни показаться другим жадным; подарить то, что самому не нужно; дать в обмен на что-то).
Учитель: Задание №2: Выполняете самостоятельно. Кто затрудняется, может обратиться к заданию №1.
Учитель: Приведите свои примеры милосердных дел.
Слайд №9: «добрые дела милосердия»:
Вы отлично справились с заданием! Молодцы!
Дети работают с текстом в группах (3 группы, тексты в приложениях №1, 2, 3, 4).
Учитель: А сейчас попробуем погрузиться в ситуацию, проявим чуткость и внимание, всмотримся в поступки действующих лиц и вместе с ними поучимся быть милосердными. Для этого необходимо: 1) разделиться на 3 команды; 2) получить текст и задания в конвертах (приложения №1,2,3,4); 3) договориться, кто из вас один через 5 минут представит мнение команды.
Не забываем о качествах, которые проявляем, работая в команде.
1 человек от группы представляет результат своей совместной работы (приложение №1).
Слайд №10: «Кукла»:
Учитель: А кому мы должны делать добрые дела? Разобраться в этом вопросе нам помогут ребята 2 команды. (Выступление 1 представителя от группы (приложение №2).
Слайд №11: «Милосердный самарянин»:
Учитель: А знаете ли вы, что у лягушки очень необычно устроены глаза? Они видят только движение и не замечают неподвижные предметы. Лягушка видит полет комара, а траву и камни видит, если сама движется. Так устроена и наша совесть: если человек не трудится над ней, никому не помогает, то совесть слепнет. И человек перестает видеть главное в жизни. А что? Нам скажут ребята из 3 команды (приложение №3).
Слайд №12: «Смысл жизни»:
Учитель: Давайте вместе шагнем на вторую ступеньку лестницы и ответим на вопросы, кратко записав выводы трех команд. Что у вас получилось? Озвучьте!
Дети отвечают: Дела милосердия нужно делать с чистым сердцем и чистой совестью (вывод 1 группы); творить всем, кто нуждается в твоей помощи (т.е. ближним), а не только родным, друзьям или близким людям (вывод 2 группы); дела милосердия спасают всех: и тех, кто делает добро и тех, кому они делаются (вывод 3 группы).
III. Этап: Заключительный (оценочно - рефлексивный)
Учитель: Мы прошли две ступени нашего маршрута в познании тайны слова милосердие, сочувствовали и сострадали. Вы узнали, что такое милосердие. Вы учились быть милосердными вместе с героями наших сюжетов.
А теперь каждый из вас самостоятельно должен подняться на третью, самую высокую ступень и кратко записать главное, чему вы научились сегодня на уроке. Я верю в вас! Вы справитесь! (Дети пишут свои мысли по теме на 3 ступени).
Учитель: Кто готов озвучить то новое, что стало для вас важным после нашей встречи и что вы, надеюсь, будете дарить другим. Просто так!!!
Так может выглядеть окончательно заполненная лестница познания милосердия (приложение №5):
Лестница познания милосердия
3.Я буду стараться в жизни быть милосердным, творить дела добрые с чистым сердцем и чистой совестью всем, кто в этом нуждается (ближним), спасая и радуя себя и тех, кому делаю добро; в этом смысл жизни.
2.Дела милосердия- нужно творить Как? Кому? Почему?
Дела милосердия нужно творить:
1 группа: с чистым сердцем, с чистой совестью, 2 группа: делать всем, кто нуждается в твоей помощи; 3 группа: дела милосердия спасают всех: и тех, кто делает добро и тех, кому оказывается милость.
1.Милосердие – это сердце, которое радует, любит, жалеет, милует.
Учитель: Ну что ж! Вы порадовали меня сегодня. Но сколько ни говори о милосердии – это лишь мысленное представление, до тех пор, пока оно не реализовано в добрых делах. Архимандрит Иоанн Крестьянкин сказал замечательные слова: «Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека». Я хочу, чтобы девизом вашей жизни стали слова: «Спешите делать добро!»
Слайд №13: «спешите делать добро»:
Литература:
Кураев А.В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Кураев – М.: Просвещение, 2012г,/ (стр 42-45)
Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. (на основе текста протоерея Александра Соколова. САТИСЪ ДЕРЖАВА, Санкт – Петербург, 2009г. ) (стр 309-310)
Учебник литературы. Литература 5 класс. Часть 2. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2012г
Приложение №1
Кукла
(Из произведения Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе»)
У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и. потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную, больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками.
Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания.
Зато мне эта кукла доставила очень много тревожных минут. Прежде всего, когда я нес ее за пазухой, направляясь с нею на гору, в дороге мне попался старый Януш, который долго провожал меня глазами и качал головой. Потом дня через два старушка няня заметила пропажу и стала соваться по углам, везде разыскивая куклу. Соня старалась унять ее, но своими наивными уверениями, что ей кукла не нужна, что кукла ушла гулять и скоро вернется, только возбуждала подозрение, что тут не простая пропажа Отец ничего еще не знал»
Задания для работы в группе:
Прочитайте текст и подчеркните опорные слова для пересказа.
Составьте план пересказа.
Ответьте на вопросы, соотнесите ответы с темой урока.
Перескажите текст и представьте мнение группы.
Анализ текста по вопросам
1.Зачем герою понадобилась кукла сестры?
2.Почему кукла была дорога Соне?
3.Что сделал герой, чтобы получить куклу?
4.Соня с радостью отдала куклу или нет?
5.Почему кукла доставила мальчику много тревожных минут?
6.За что Васю обличала совесть?
7.Зачем Вася нёс игрушку за пазухой?
8.Что говорила Соня няне про пропажу?
9.Она говорила правду или нет?
10.Знал ли отец о сложившейся ситуации?
11. Что не так сделал Вася? Перечислите.
12. Что должен был сделать Вася? Давайте попробуем помочь герою, чтобы его поступок был по настоящему милосердным.
Как нужно делать добрые дела?
Вывод:
Приложение №2
Притча о добром самарянине
(в данном случае самарянин означает чужак)
На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела - и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.
Задания для работы в группе:
Посмотрите в словаре (глоссарии) значения незнакомых слов.
Прочитайте выразительно текст.
Ответьте на вопросы, соотнесите ответы с темой урока.
Сделайте вывод и представьте мнение группы.
Анализ текста по вопросам:
1. Что прохожие говорили своей совести, видя человека попавшего в беду?
2. Кем был добрый самарянин?
3. Почему замер раненный человек?
4. Что сделал прохожий?
5. Кого называют ближним?
6. Чему учит притча?
7. Закончите фразу: «Ближний – это …»
Кому мы должны делать добрые дела?
Вывод:
Приложение №3
(По рассказу Владимира Марциновского, о случае с ним произошедшим в 1921 году в парижском парке Бютт-Шомон на мосту)
Прохожий увидел юношу, который явно собирался броситься с моста в реку и так покончить с собой. Прохожий задержал его крайне неуместным вопросом: "Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?". Удивленный юноша ответил:
-Да, есть...
- Но, кажется, они Вам больше не пригодятся?
- Пожалуй...
- А раз так, то, может, Вы зайдете вот в тот бедный дом и оставите беднякам уже ненужные Вам деньги?
Юноша согласился. Он ушел и на мост больше не вернулся. В тот момент, когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни.
Задания для работы в группе:
Прочитайте текст. Распределите роли.
Придумайте название текста.
Выделите главную мысль текста. Подчеркните её.
Прочитайте текст по ролям и сделайте вывод.
Анализ текста по вопросам
1.Как ты думаешь, почему молодой человек не вернулся на мост?
2.Что понял юноша, отдав прохожему свой кошелек?
3. Что чувствует человек, когда совершает что-либо доброе для ближнего?
Почему нужно делать добрые дела?
Вывод:
Приложение №4
Глоссарий
(тематический словарь к уроку)
«мил» - услада, удовольствие, радость
негоже – негодный, ненужный
притча – поучительная история
самарянин – в данном случае означает чужак-человек, приехавший из другой местности, не знающий местного языка и обычаев.
Приложение №5
Маршрутная карта урока
Лестница познания милосердия
Я буду стараться в жизни быть…
3
Милосердие-…
Дела милосердия…
2
1
Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.
Задание 2. Приведите примеры милосердных дел из своей жизни или из жизни своих близких.