Определение границ собственного знания и незнания о новой единице измерения длины - миллиметре.
Метапредметные результаты
Сравнивать миллиметр с известными единицами измерения длины, читать и записывать миллиметр, выполнять арифметические действия с этой единицей измерения длины, измерять отрезки с помощью миллиметра, чертить отрезки заданной длины с использованием миллиметра, проводить проверку правильности выполненных действий, обобщать знания о единицах измерения длины, называть длину отрезка в миллиметрах
Предметные результаты
Знакомство с новой единицей измерения длины – миллиметром, приобретение начального опыта применения знаний в повседневных ситуациях, овладение способом измерения длины в миллиметрах
Оборудование : линейка, карандаш у каждого ученика, презентация, компьютер, проектор, экран.
Ход урока.
Оргмомент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка, карандаш
Линейка и тетрадка?
- Рада вас видеть. Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу.
Целеполагание и мотивация.
Игра «Быстрый счётчик»
- Как вы понимаете выражение « минута час бережёт»?
- Что вы можете успеть сделать за одну минуту?
- Предлагаю каждому из вас проверить себя. В этот зимний день нам светит яркое солнышко. Своими лучами оно заставляет все тучи, которые принесли нам примеры, растворяться. Нужно правильно решить примеры за одну минуту, записывая только ответы. ( Слайд 2)
Примеры:
12 – 3 =
8 + 5 =
15 – 9 =
4 + 7 =
18 – 9 =
3 + 8 =
5 + 6 =
14 – 10 =
60 – 6 =
16 – 7 =
80 + 6 =
9 + 9 =
Решаются примеры, затем учащиеся меняются тетрадями и проверяют работу соседа. Дети смогут увидеть, в каком примере они допустили ошибку.
( Слайд 3 )
- Чему мы сейчас учись? (считать примеры)
Сравни:
1 см 1 дм
3 дм 30 см
34 см 4 дм
Самопроверка ( Слайд 4)
Актуализация.
Задача на смекалку.
- На уроке рисования ребята нарисовали Вини Пуха, Пятачка, ослика Иа и Сову. Сколько лап, крыльев, голов, хвостов нужно было нарисовать? (14, 2, 4, 4 ) ( Слайд 5)
Учитель предлагает ученикам ситуацию-проблему.
- Сегодня на уроке мы будем настоящими архитекторами! Знаете, кто это такие? ( Люди, которые проектируют здания)
- Винни Пух решил построить одному своему другу дом. А что это за друг, мы узнаем в конце урока. Мы должны ему помочь! Согласны? (Слайд 6 )
- Скажите, почему так говорят? (Слайд 7 )
( Потому что построить дом очень трудно, нужно сделать точные расчёты)
- Вот и наш знакомый, Винни Пух, решил сделать точные расчёты размера двери, чтобы с его другом не приключилось, такой же беды, как у него в гостях у Кролика. ( Слайд 8 )
- Какой инструмент нам понадобится, чтобы измерить высоту и ширину двери? ( линейка)
Первичное усвоение материала.
- Возьмите в руки линейки, и покажите мне 1 см и 1 дм.
- Для чего служит линейка?
- Положите линейки перед собой и скажите, что на линейке вам знакомо?
- Какой длины ваши линейки? (разной)
- А какой длины отрезки в 1 см? (одинаковой)
- Что на линейке вам не известно, но вы хотели бы узнать? (маленькие чёрточки)
-Оказывается, это тоже единицы измерения длины. Они называются…. (миллиметры)
- Посчитайте, сколько таких маленьких отрезков, миллиметров, в 1 см? (10)
- Давайте запишем это в тетради. Но слово миллиметр очень длинное, и математики-учёные, договорились обозначать эту запись кратко, двумя буквами. Догадайтесь, какими, если
«Сантиметр» обозначается см
«Дециметр» – дм
Как же мы обозначим «миллиметр»? (мм)
Сделаем запись в тетрадь
1 см == 10 мм
( Слайд 9 )
- Что вы заметили на отметке 5 мм? ( чёрточка более длинная)
- Зачем так сделали? ( для удобства)
Физкультминутка
мы ногами топ, топ мы руками хлоп, хлоп мы глазами миг, миг мы плечами чик, чик
( Слайд 10 )
Мишка лапки подними Мишка лапки опусти Мишка, Мишка покружись А потом земли коснись И животик свой потри Раз, два, три - раз, два, три!
- Не зная миллиметров вы , например, могли бы мне точно сказать толщину вашего учебника по математике? (нет)
- А теперь можете? Измерьте и скажите.
- Определите, в каких единицах длины удобнее измерять ширину стола? А толщину оконного стекла?
Первичное закрепление учебного материала.
- Хорошие помощники, это только те, кто выполняет работу правильно и добросовестно. Мы должны быть хорошими помощниками. Для этого мы должны лучше познакомиться с «миллиметром». Давайте потренируемся. Найдите и покажите соседу на своих линейках 1 дм, 1 см, 1 мм.
- Я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию на электричке. В ходе которой, вы узнаете что-то интересное о миллиметре. Согласны?
Задача на смекалку.
- Для начала решите задачу. Два ученика договорились сесть в четвёртый вагон электрички. Но один ученик сел в четвёртый вагон от головы электрички, а другой в четвёртый вагон с хвоста. В одном ли вагоне едут ученики, если всего в поезде 8 вагонов? ( Слайд 11)
(Ребята едут в разных вагонах)
- Сядьте удобнее. Мы отправляемся. Знаете ли вы название самой маленькой птицы?
( Слайд 12)
- Самая маленькая птица– колибри, птичка, уступающая размерами многим насекомым. Ее длина всего 5,7 см. Покажите на ваших линейках размер колибри.
- Питаются колибри нектаром, зависая перед цветами и высасывая содержимое тонким длинным клювом, а также мелкими насекомыми, обитающими в цветах. Гнезда колибри-пчелок по размерам не превышают наперсток.
- Длина тела комнатной мухи 6—8 мм. Покажите на линейке размер мухи.( Слайд 13 )
- комары – летающие насекомые небольшого размера ( длиной 4 – 14 мм) Покажите, сколько это?
- Решите задачу. ( Слайд 14 )
- Пора возвращаться и поработать в учебнике.
Работа в учебнике стр.10
№ 2 выполняется в тетрадях.
- С помощью линейки измерьте длину каждого отрезка. Начертите их в тетрадь. Выразите их длину в мм.
№ 3 выполняется на доске по цепочке, с комментированием. (примеры на сравнение)
- Пришла пора узнать, какому другу Винни Пух решил построить дом. Вам интересно?
- Тогда мы с вами сейчас его нарисуем у нас в тетрадях. На новой рабочей строке отступите 3 клеточки вправо, поставим точку в нижнем правом углу клетки и начинаем чертить при помощи карандаша и линейки. ( Слайд 15 )
- 1 см вправо
- 5 мм вниз
- 5 мм вправо
- 5 мм вверх
- 1 см вправо
- 5 мм вниз
- 5 мм влево
- 1 см вниз
- 5 мм влево
- 5 мм вниз
- 1см и 5 мм вправо
- 5 мм вниз
- 1 см влево
- 2 см вниз
- 5 мм влево
- 1 см вверх
- 5 мм влево
- 1 см вниз
- 5 мм влево
- 2 см вверх
- 1 см влево
- 5 мм вверх
-1 см и 5 мм вправо
- 5 мм вверх
- 5 мм влево
- 1 см вверх
- 5 мм влево
- 5 мм вверх
- Кто же это? ( Пятачок)
- Вы можете его разукрасить цветными карандашами.
- Измерьте, какой же высоты должна быть дверь в его домике( 4см 5 мм)
- А ширина? ( 3 см и 5 мм)
-Молодцы, и Винни Пуху помогли, и Пятачок точно не застрянет.
( Слайд 16)
Информация о домашнем задании.
-Я предлагаю вам дома придумать своё сочинение-сказку, в которой вы расскажите о необходимости «миллиметра» и выполнить № 5 в учебнике.
Рефлексия (подведение итогов урока)
- Что вы уже знали о миллиметре до сегодняшнего урока?
- Что вы узнали?
- Что удивило?
- Где в быту вы встречались с миллиметром?
- Что хотелось бы ещё узнать о единицах измерения длины?