Цель урока: изучение единицы длины миллиметр и его связи с сантиметром.
Задачи:
1) Познакомить с новой единицей измерения длины - миллиметр, установить соотношения между миллиметром и сантиметром.
2) Развивать умение работать с именованными числами, совершенствование практического навыка в измерении отрезков, логическое мышление, умение анализировать и доказывать свое мнение.
3) Прививать любовь к родной природе, формировать экологическую культуру и познавательный интерес к урокам математики:
Просмотр содержимого документа
«Миллиметр и сантиметр»
Тема: Миллиметр и сантиметр 3класс
Цель урока: изучение единицы длины миллиметр и его связи с сантиметром.
Задачи:
1) Познакомить с новой единицей измерения длины - миллиметр, установить соотношения между миллиметром и сантиметром.
2) Развивать умение работать с именованными числами, совершенствование практического навыка в измерении отрезков, логическое мышление, умение анализировать и доказывать свое мнение.
3) Прививать любовь к родной природе, формировать экологическую культуру и познавательный интерес к урокам математики:
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия).
Предметные:
Знакомство с новой единицей измерения длины – миллиметром, приобретение начального опыта применения знаний в повседневных ситуациях, овладение способом измерения длины в миллиметрах.
Личностные:
Определение границ собственного знания и незнания о новой единице измерения длины - миллиметре.
Метапредметные:
Сравнивать миллиметр с известными единицами измерения длины, читать и записывать миллиметр, выполнять арифметические действия с этой единицей измерения длины, измерять отрезки с помощью миллиметра, чертить отрезки заданной длины с использованием миллиметра, проводить проверку правильности выполненных заданий.
УУД
Личностные УУД:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку, к школе, к получению знаний;
мотивация к учению, к творческому труду, к работе на результат.
Регулятивные УУД:
самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
составлять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя;
осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач;
осуществлять само- и взаимопроверку;
оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения ,результатом действий на определённом этапе;
оценивать собственную успешность в выполнении заданий.
Коммуникативные УУД:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятное;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
участвовать в диалоге, слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в парах, группе.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебниках, определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данной темы; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;
извлекать информацию, представленную в разных формах, использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот, самостоятельно использовать модели при решении учебных задач;
выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий, активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Давайте пожелаем друг другу хорошего дня и начнем урок.
2. Актуализация знаний.
Начнем с работы в группах. Объединитесь в группы по 6 человек и решите кроссворд.
А теперь прочитайте слово по вертикали в выделенных клетках. (Величина)
Значит, наша тема относится к разделу величины.
Какие величины мы знаем? (Длина, масса, время)
Цветок - КРОССВОРД
Посмотрите на доску, перед вами величины. Рассмотрите их. Какие величины представлены? (Единицы длины)
Расположите данные величины в порядке убывания.
3 см, 36 дм, 3 м, 36 км
Проверьте себя.
36 км, 36 дм, 3 м, 3 см
3. Формулирование темы урока.
Работа в парах.
Карточка №1
Измерьте отрезки и подпишите их длину.
(9 см, 5 см 3 мм)
Вы смогли выполнить задание? Почему возникло затруднение? (Отрезок больше 5, но меньше 6 см) Длину этого отрезка можно измерить с помощью другой единицы измерения. Кто знает ее название? (Миллиметр)
Как вы думаете, какая же тема урока? (Миллиметр)
Какова цель нашего урока? (Узнать, что такое миллиметр, научиться применять знания на практике)
А для чего нам нужно изучать эту тему? Зачем нам эта единица длины? (Для более точных измерений, для измерения мелких деталей)
Откройте содержание и найдите страницу, на которой начинается наша тема? (С. 102)
Откройте и рассмотрите учебник, как нам достигнуть цели урока? Какие задания для этого мы будем выполнять?
(Мы должны научиться выражать данные длины в мм, измерять длины отрезков в мм, выполнять сложение длин, решать задачи)
4. Формирование новых знаний
Давайте рассмотрим линейку.
Рассмотрите отрезок в 1 см. Что вы заметили?
(Маленькие деления, близко расположенные друг к другу.)
Расстояние от одного до другого деления равно 1 мм. Посчитайте, сколько миллиметров содержится в 1 см. (10)
В учебнике прочитайте №343, найдите определение миллиметра.
(Зачитать - Одна десятая доля сантиметра называется миллиметром)
Сколько мм в 1 см?
1 см = 10 мм. Посмотрите, какое сокращение мы используем для записи миллиметров. ММ - это общепринятое сокращение в математике, как см, дм, м - после такого сокращения точку мы не ставим). Записать!
5. Включение новых знаний в систему.
Задание № 344 (у доски)
Прочитайте задание, вырази данные длины в миллиметрах
5 см = 50 мм 7 см = 70 мм
8 см = 80 мм 10 см = 100 мм
3 см = 30 мм
№ 345 (самостоятельно, проверка цепочка)
Прочитайте задание, вырази данные длины в миллиметрах
Сравните это задание с предыдущим. Что вы заметили? (Это обратные задания)
60 мм = 6 см 90 мм = 9 см
20 мм = 2 см 100 мм = 10 см
40 мм = 4 см
Поднимите руки, у кого не было ошибок?
№ 348 (самостоятельно по рядам)
37 мм = 3 см 7 мм
246 мм = 24 см 6 мм
58 мм = 5 см 8 мм
1563 мм = 156 см 3 мм
105 мм = 10 см 5 мм
100 мм = 10 см
Поменяйтесь тетрадями - проверьте ответы по ключу на доске. Встаньте, кто не сделал ни одной ошибки.
Чему научились, выполняя это задание? (Выражать сантиметры в миллиметрах, выражать миллиметры в сантиметрах)
Цветок - ВЫРАЗИ В СМ, ММ
Физминутка
Найдите на парте полоски из картона. Рассмотрите их. Какое задание вы можете предложить выполнить, используя эти полоски? (Измерить). Измерьте полоски в паре. (Спросить нескольких). Чему учились? - измерять полоску.
№ 346 (самостоятельно)
Прочитайте задание. Выполните его.
Сделайте запись в тетрадь. Какую запись сделали? 11 см = 110 мм.
Чему учились? (Измерять отрезки)
Цветок - ИЗМЕРЬ ОТРЕЗКИ
А теперь поработайте в парах. Возьмите КАРТОЧКУ №2
Прочитайте и выполните задание. Начертите отрезки: 50 мм, 75 мм. Запишите длины каждого отрезка в сантиметрах.
Чему учились? (Чертить отрезки, используя новую меру длины миллиметр)
Цветок - НАЧЕРТИ ОТРЕЗКИ
Может ли периметр квадрата быть равен периметру прямоугольника? (Да/нет) Появилось противоречие. Этот вопрос мы с вами должны исследовать. Давайте попробуем это сделать.
Для проведения исследования мы с вами делимся на группы по 4 человека. Возьмите задания. (1, 3, 5 - квадрат, 2, 4, 6 - прямоугольник) и выполните их
1) Вычисли периметр прямоугольника, стороны которого равны 2 см 4 мм и 4 см 2 мм. (Не забудь выразить длины сторон в миллиметрах)
Р = (24 мм + 42 мм) · 2 = 66 мм · 2 = 132 мм
2) Вычисли периметр квадрата, стороны которого равны по 3 см 3 мм. (Не забудь выразить длины сторон в миллиметрах)
Р = 33 мм · 4 = 132 мм
Сравните периметр фигур. Что можем сказать? Какой вывод можем сделать по вопросу исследования?
Вывод: да, периметр квадрата может равняться периметру прямоугольника.
Цветок - ПРОВЕДИ ИССЛЕДОВАНИЕ
№ 349
Прочитайте задание. Что нужно сделать, чтобы выполнить сложение? Выразить в миллиметрах слагаемые.
Образец записи - Используя образец записи выполните это задание самостоятельно. (Выберите один из примеров и запишите его по образцу)
3 см 5 мм + 5 см 7 мм = 35 мм + 57 мм = 92 мм = 9 см 2 мм
Обсуди свои результаты с соседом по парте.
Чему учились? (Складывать величины)
Цветок - ВЫПОЛНИ СЛОЖЕНИЕ
Самостоятельная работа
6. Рефлексия, итог урока.
Вспомните, какая была цель урока? Достигли мы ее?
Что понравилось на уроке? Работа с "цветочной поляной" - у кого на столах оказались бабочки. По очереди поместите бабочку над тем цветком, какая работа на уроке вам понравилась больше всего? А что было труднее всего? Расположите жуков у этих цветов.