Просмотр содержимого документа
«Соотношение единиц длины. Миллиметр. (система Эльконина – Давыдова)»
Предмет: математика.
Класс: 3
Тема: Соотношение единиц длины. Миллиметр. (система Эльконина – Давыдова)
Место урока в системе: 1 урок в разделе «Соотношение единиц длины».
Тип урока: постановка учебной задачи.
Цели урока: содействовать сформированию понятия о миллиметре.
Задачи:
- совершенствовать умение учащихся измерять и обозначать единицы длины;
- систематизировать соотношение между единицами длины.
Формируемые УУД: 1. Личностные УД: - умение самостоятельно формировать учебную задачу; - умение анализировать результаты учебной деятельности; - способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности; - познавательный интерес. 2.Регулятивные УД: - умение находить и исправлять ошибки, выяснять причины ошибок. 3.Познавательные УД: - выделять и формулировать познавательную цель в совместно- распределённой деятельности; - искать и выделять необходимую информацию; - выбирать наиболее эффективный способ выполнения задания; 4. Коммуникативные УД: - планировать способы совместной работы; - высказывать и аргументировать своё мнение; - формулировать и объяснять задание.
Метапредметные УУД: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
- Сегодня у нас на уроке гости, пожалуйста, повернитесь и поприветствуйте.
- Ребята, начинаем наш урок. Какое у вас сейчас настроение?
- Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно, будьте активны, внимательны!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Сегодня мы будем работать не только в роли учащихся, но и в роли учителя. Т.е. оценивать свои работы по единым критериям.
Ставим себе оценки «3», «4» и «5».
- Предлагаю вашему вниманию отрывок из мультфильма «38 попугаев».
- Длину какого героя измеряли герои м/ф? (удава)
- О каких единицах длины шла речь?
(38 попугаев, 2 слона, 5 мартышек)
- А в жизни мы тоже пользуемся такими единицами длины? (нет)
- Вспомните, с какими единицами измерения длины нам уже приходилось работать?(см, дм, м)
- Какой единицей длины мы измерим учебник?
- С помощью какого инструмента мы измерим длину учебника? ( линейка)
( 21,3 см)
- Вспоминаем правила работы с линейкой. Дети измеряют.
- А в какой еще единице измерения длины можно записать наш полученный результат? ( в дм = 2 дм 3 см)
- Какой единицей длины мы измерим длину доски? (2м 97см = 3м)
- А здесь какой инструмент нам понадобится? (метровка, рулетка)
- Кто желает мне помочь измерить длину доски?
Желающий 1 ученик выходит к доске и помогает учителю измерить с помощью рулетки.
- А еще как можно записать? ( 2 м 9 дм 7 см)
САМОПРОВЕРКА.
- Что мы делали? (измеряли длины в см, дм, см)
- Значит по каким критериям будете оценивать свою работу? (Умею измерять длину в см, дм, м)
- Справа ставим оценку.
- Итак, что мы еще знаем про единицы длины? Попробуйте составить равенства. Работа на карточках №2.
1м =? дм 1 м=? см 1 дм =? См (На доске карточка)
- Какой единицей мы измерим длину полоски на ваших карточках №1?
3. Постановка учебной задачи .
Отгадайте загадку.
Появилась девочка В чашечке цветка. И была та девочка Чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке Девочка спала. Вот такая девочка, Как она мила! (Дюймовочка)
- Откуда появилась Дюймовочка? (из цветка)
- А цветок из чего вырос? (из зерна, которое дала колдунья)
У вас на столах лежат конвертики- посмотрите содержимое. Что в них? (в конвертах у ребят-зёрна пшеницы)
- Попробуем измерить их длину.
- Как вы думаете удобно ли мелкие детали измерять и выражать в единицах длины, что нам знакомы?
- Чему равна длина зернышка? Длина её больше 1 см или меньше 1 см?
(меньше)
- Какая проблемная ситуация у нас возникла? (какая единица измерения нам подойдет для измерения зерна) - Итак, какие задачи поставим для себя на этот урок?
1. Узнать о новой единице измерения длины, которая меньше, чем сантиметр;
2. соотнести другие единицы длины с новой единицей измерения;
3. учиться чертить отрезки;
4. выполнять вычисления используя новую единицу измерения.
Задача 1. - Как же называется длина меньше см?
- Итак, длину меньше 1 см измеряют в миллиметрах (карточка).
- Миллиметр – это самая маленькая единица измерения длины на линейке. Найдите её.
- Как обозначают на письме? Может кто-нибудь уже знает? (Сокращённо записывают так – 1 мм) .
- Какую задачу с вами выполнили? (Познакомились с единицей измерения длины – миллиметром и узнали как она обозначается на письме)
Задача 2. - Переходим к следующей задаче:
Это слово пришло из французского языка и означает тысячная доля метра.
- Следовательно, сколько будет в 1 м=? мм Кто сможет записать. На доске появляется запись 1 м= 1000мм
Парная работа.
- Перед вами полоски фиолетового цвета. Нужно измерить в мм. Сколько мм? (10 мм)
- А можем ли другой единицей длины записать? (1 см)
- Какой вывод можно сделать? В 1 см= 10 мм. (на доске запись)
- Возьмите полоски розового цвета, нужно тоже измерить длину в мм.
- Удобно ли нам измерять в мм? Может мы возьмем полоски фиолетового цвета за мерку? Сколько раз уместилась мерка в полоску? ( 10 раз)
- А чему равна длина полоски фиол.цвета? ( 1см)
- А в 1 см =10 мм. Длина полоски роз. Цвета 10 см. А в дм? ( 1 дм)
- Отсюда какой сможем сделать вывод? (В 1 см = 10 мм и в каждом 1дм=10 см . Следовательно в 1дм=10*10=100мм)
- А сколько мм в 1 м? Почему? ( 1 дм=100мм, 1 м = 10 дм отсюда 100*10=1000. Следовательно в 1 м = 1000 мм)
- Молодцы! С какой единицей длины мы научились работать?
- Что должны для себя запомнить?
- Вот такую таблицу мы можем составить с известными нам мерами длины.
1см = 10 мм
1 дм =10 см = 100 мм
1м ==10 дм =100 см = 1000 мм
САМОПРОВЕРКА.
- По каким критериям будем оценивать свою работу? (умею переводить см, дм, м в мм)
Оцените свою работу на Листе оценивания.
4. Физкульминутка.
5.1. Практическая деятельность.
Задача 4.
- Кто знает откуда взялось имя - Дюймовочка? Кто скажет чему равен рост Дюймовочки.
- Дюйм – это голландское слово, ширина большого пальца взрослого человека.
1 дюйм = 25 мм. Значит чему равен рост девочки?
Начертите отрезок равный росту Дюймовочки.
Вспоминаем правила работы с линейкой.
- Какими единицами длины вам пришлось пользоваться? (см и мм)
- Как можно записать рост девочки?
- ( 2см 5 мм или 25 мм) Почему? Т.к. в 1см=10 мм
САМОПРОВЕРКА.
- По каким критериям будем оценивать свою работу?
Оцените свою работу на Листе оценивания.
(умею чертить отрезок в мм)
- Теперь сможем точно измерить длину семени? (измеряют и записывают)
5.2. Решение задач.
1. Длина колибри достигает 5 см 7 мм. Рабочая пчела на 7 мм больше, чем колибри. Чему равна длина рабочей пчелы? Ответ вырази в см и мм. 57+7 =64. 6 см 4 мм.
2. Длина красной проволоки 2 см 4 мм, длина синей – 32 мм. Какая проволока длиннее и на сколько?32 – 24 = 8мм
САМОПРОВЕРКА.
- По каким критериям будем оценивать свою работу?
Оцените свою работу на Листе оценивания.
(умею решать задачи на мм)
6. Рефлексия деятельности - Какие задачи ставили на урок? Удалось ли решить нам эти задачи?
- Каким способом?
- В течении всего урока вы ставили оценки самим себе. Теперь вам нужно сделать выводы: что хорошо получилось, что не очень и не получилось. Исходя из этих оценок вы поставите цели на следующий урок. - Что у вас на уроке получилось?