kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "И.С.Никитин "Встреча зимы". В данной разработке используются новые образовательные технологии, в том числе электронные образовательные ресурсы и ИКТ. Урок сопровождается демонстрацией презентации, а при работе над рифмой и ритмом стихотворения используется интерактивная доска.  Детям предлагается работать над произведение не только фронтально и индивидуально, но и в парах, а так же по группа, что способствует лучшему освоению знаний учащихся. На уроке присутствуют игровые и занимательные моменты. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка урока литературного чтения»

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3класс

Тип урока: урок открытия нового знания


Технологическая карта изучения темы «И.С.Никитин «Встреча зимы»

Тема

Предложение.

Цели учебного занятия


Обучающая: повторить и систематизировать понятия: «лексическое значение слова», «синонимы», познакомить с понятием «антонимы», закрепить умение подбирать антонимы и синонимы к словам, находить их в тексте.

Развивающая:

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления, расширять лексический запас.

Воспитывающая:

создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность, воспитывать культуру общения и поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

-Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность действий на уровне адекватной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

-Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, строить логические рассуждения, задавать вопросы, работать в паре.

-Познавательные УУД: самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; самостоятельно читать про себя незнакомый текст, находить ключевые слова; самостоятельно формулировать главную мысль текста; высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному; осуществлять анализ текста; находить в тексте художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения); умение определять лексическое значение слова

Прогнозируемые результаты

Предметные:

- Уметь анализировать стихотворный текст; находить в тексте художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).

Личностные:

-Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

-Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осмысливать задания, учиться выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, осуществлять поиск информации по заданию учителя (умение определять лексическое значение слова) (Познавательные УУД).

-Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность действий на уровне адекватной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения, строить логические рассуждения, задавать вопросы, работать в паре. (Коммуникативные УУД).

Информационно-технологические ресурсы


УМК «Школа России»:

1. Л.Ф.Климанова и др..Литературное чтение.Учебник для 3 класса Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе..- М.,Просвещение 2013 г.

2. Методические рекомендации к урокам чтения в третьем классе под ред. С.В.Кутявиной.

3. Методическое пособие. Поурочные разработки по литературному чтению. С.В.Кутявина, Е.С.Гостимская, М.И.Байкова, Москва, «ВАКО», 2009

4. Методическое пособие. Поурочные разработки по внеклассному чтению.И.Ф.Яценко, Москва, «ВАКО», 2009

5. Русский язык. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.


Медиаресурс: ноутбук, мультимедиапроектор, интерактивная доска.



Технология проведения



Формы организа-ции УПД


Методы обучения



Деятель-ность учителя


Деятельность учеников


Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты



I. Организацион-ный момент

Цель: активизация учащихся, эмоцио-нальный настрой учеников на работу.

Фронталь-ная работа





Словес-ные методы




Эмоцио-нально настроить учащихся Активизировать их познавательную деятельность


Настрой на работу.





Прозвенел звонок – начинается урок.

Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку?

Посмотрите на соседа, улыбнитесь.

Начинаем урок.



Положитель-ный настрой на урок литературного чтения (Личностные УУД).

II. Проверка домашнего задания.

Цель: контроль отработки навыков в выразительного чтения

Фронтальная и индивидуальная работа

Словес-ные методы наглядные (де-монстрация)


Учитель просит учащихся повесить рисунки к стихотворению «Полно, степь моя, спать беспробудно. . ».


Читают стихотворение или рассказывают наизусть

– Глядя на ваши работы, мы видим, как пробуждается от долгого зимнего сна степь, как летят домой «журавли караваном», как в синеве плывут «белоснежные тучки толпами», слышим, как шумят «ручьи по оврагам», и сразу на ум приходят незабываемые строчки «Полюбуйся: весна наступает..».

– Давайте и мы с вами обратимся к замечательным стихам поэта И. С. Никитина.

Учащиеся рассказывают наизусть выученный дома отрывок из стихотворения «Полно, степь моя, спать беспробудно. . .

Уметь слушать и понимать речь других (Комму-никативные УУД).


III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: активизация учащихся

Фронталь-ная и индивидуальная работа

Словес-ные (беседа, объяснение, разъяснение), наглядные (де-монстрация) и практи-ческие.

Организует работу с картинами; работу по осмысле-нию уч-ся замыс-ла худож-ника.


Дети рассматривают картины А. Пластова «Первый снег», Юона «Конец зимы» Грабаря «Февральская лазурь»

Слушают учителя, отвечают на вопросы.





















































Работа над правильной, выразительной, чёткой и понятной речью

Маленькая снежинка с неба упала,
И на холст художнику попала

– Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Пластова. «Первый снег»
– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать первые снежинки)

Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине Юона «Конец зимы»

На картине Грабаря «Февральская лазурь» мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес.

Сам художник рассказывал об истории создания картины так «Было необычное утро, казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник, – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и ярких теней на синем снегу».



Конкурс «Скороговорка»
- Мы тоже сейчас поиграем, чтоб не замерзнуть. Кто лучше расскажет скороговорку?
Зимой поле белое –
Промерзлое, заледенелое».


(Подведение итогов. Награждение победителей).

Уметь офор-млять свои мысли в устной форме (Комму-никативные УУД).

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учи-теля (Регуля-тивные УУД)

Ориентиро-ваться в своей системе знаний (Познаватель-ные УУД).

IV. Постановка целей и определение темы урока. Мотивация учащихся.

Цель: организовать формулирование темы урока учащимися; постановку цели урока учащимися.

Фронтальная и индивидуальная работа

Словес-ные (беседа, объяснение), наглядные (иллюстрация) и практические методы.

Организует формули-рование темы и постановку цели уча-щимися.

(На столах у ребят лежат вырезанные из бумаги снежинки)

С помощью учителя формулируют цель урока после выполнения предложенного задания

- Прочитайте название произведения.

В конце урока вы прикрепите свою снежинку к той картине, которая, во вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.С.Никитина «Встреча зимы»

- Ребята, сформулируйте цель нашего урока.


Уметь определять и форму-лировать тему и цель на уроке с помощью учителя (Регу-лятивные УУД)

Уметь офор-млять свои мысли в устной форме (Комму-никативные УУД).

IV. Открытие нового

Цели: сформировать умение выделять главные слова в стихотворном тексте, расширить лексический запас, кругозор учащихся на примере мате-риала словарной работы.










Детальный анализ стихотворения







































Организовать работу по решению проблемной ситуации.





















Организовать работу со средствами выразительности подвести к обобщению.























Выразительное чтение произведения 1-2 учениками







Фронтальная, групповая и индивидуальная работа










Фронтальная, инди-видуальная и группо-вая (в парах).











































Фронтальная и индивидуальная формы работы




















Фронтальная и индивидуальная формы работы























Индивидуальная формы работы


Словес-ные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные и практические методы.
























































Словес-ные (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение проблемы), наглядные и практические методы.











Словесные, наглядные

Практические упражнения





















Организует работу по знакомству с новым стихотворением
















































Организует физминут-ку.








Организует работу на интерактивной доске.




















Организует работу с текс-том, помогает рассмот-реть про-блемную ситуацию Организует работу с опреде-лениями.
















Дети выразительно читают стихотворение И.С.Никитина

Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя, работают в парах: чтение строфами, выделение главных слов















Доказывают выборочным чтением




























Выполняют физминутку: повторяют действия за учителем







Разрешают проблемную ситуацию, делают выводы, варианты решения проблемной ситуации. Осуществляют проверку.















Осуществляют поиск средств выразительности по заданию учителя, с наглядной опорой на слайды.












Первичное чтение текста учителем

- Послушайте стихотворение и представьте себе картины, которые автор описывает

- Какой поре посвящено стихотворение?

– Какие части можно выделить?

– Какие картины нарисовал поэт?

– Почему людей радует первый снег?

Работа в парах: чтение строфами, прочитайте выделите главные слова

Попробуйте ответить на мой вопрос

- Можно ли сказать, что И.С.Никитин в своем стихотворении создает подвижные картины природы? Проследите за тем, как меняется все вокруг

– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете?

– Любил ли поэт русскую зиму?

– Как автор относится к простым русским людям? к Родине?

– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?

– Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

Обобщение:

В стихотворение И. С. Никитина дано описание начало зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко.

Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен. Он рад и счастлив от обновления природы: воздух легок и чист, снег блестит разноцветным огнем, весело смотрит лес, как алмазы горят капли. Через настроение природы поэт стремится выразить своё состояние и настроение.

«Игра в снежки» под музыку

1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть, 
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!

№1Соедини слова из стихотворения «Встреча зимы»
пушок осенняя
грязь белый
воздух бездонный
простор легок


№2Соедини слова, которые рифмуются
пушок снежок 
кудрей огнем полотном

- Молодцы.

а) Прочитайте четыре группы выражений.

Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты:

Сравнение: капли как алмазы, снежок что белый пушок
Метафора: снег лежит полотном
Эпитеты: сумрачный лес, воздух легок и чист.
Олицетворение: дождь стучал, туман вставал, веял холод, плакал лес, смотрит лес, гостья зима.

-Что хотел сказать нам автор, используя данные средства выразительности?

- Автор хочет сказать, что природа живая, что она может грустить и радоваться и влиять на настроение человека





Уметь слушать и понимать речь других, уметь офор-млять свои мысли в устной форме (Комму-никативные УУД).


Уметь ориенти-роваться в своей системе знаний; осмысливать задания; уметь выделять главное, сравнивать (Познавательные УУД).





























Иметь установку здорового образа жизни

(Регу-лятивные УУД)





Уметь определять понимать учебную задачу (Регу-лятивные УУД)


Уметь офор-млять свои мысли в устной форме (Комму-никативные УУД).


Актуализация собственных знаний по работе с выразительными средствами (Познавательные УУД)

Умение искать нужную информацию по заданному критерию (Познавательные УУД)

Уметь анализи-ровать и обобщать (Познаватель-ные УУД).

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

V. Систематизация знаний.

Цель: применить полученные знания на практике при выполнении упражнений.





















































































































Презентация готовых работ.


Фронталь-ная, инди-видуальная и группо-вая



Словес-ные (беседа, объяснение, разъяснение), нагляд-ные и практические.



Организует работу по закрепле-нию изу-ченного с помощью карточек-инструкций, работу в группах, напоминает правила работы в группах



Делятся на группы.

Проводят анализ, выполняют задание по карточкам-инструкциям, участвуют в беседе, работают в группах проверяют работу соседа.



- Мы сегодня всё время говорим о зиме. Давайте попробуем рассказать о ней больше, обобщить то, что уже знаем.

(Деление класса на группы по форме снежинок)

-Каждая группа

получает название группы, задание, инструкцию по выполнению задания.

«Архитекторы»

В мире кто-то всё построил.

Вот и мы построим дом.

Дружно в нём все заживём.

Инструкция: Закончить пословицы.

Пословицы

- Мороз ленивого за нос хватает, а… (перед проворным шапку снимает)

- Береги нос в… (сильный мороз)

- Снег глубок – и …( хлеб хорош)

- Лес зимой - …( второй тулуп)

- Зимой тепла, как у… (нищего добра).

- Первый снег – как…(лебяжий пух).

- Зимой солнце светит, но…(не греет).

«Эрудиты»

Ледяные горки встретятся зимой,

Ну и что же делать будем мы с тобой?

Умный в гору не пойдёт,

Умный гору обойдёт.

Инструкция: Посмотрите на карточку и прочитайте на них слова. Это явления природы, которые бывают зимой. (Зачеркнуть ненужные буквы).

о к л т ё ж д (лёд)

а м о к р о л х з (мороз)

т и в ф н л е ь й (иней)

м г а е д т е я л ф ь (метель)

к о ж т т н е л к п щ е ф л я ь (оттепель)

«Синоптики»

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода благодать

Инструкция:

Соедини части народных примет:

Шумит зимой лес жди суровой зимы

Иней на деревьях к морозу

Осенью листопад пришел скоро ожидай оттепели

Дрова горят с треском- туман к оттепели

Кошка клубком днем снег не выпадет

Воробьи дружно зимой расчирикались к оттепели

Если ночью был иней будет мороз

«Поэты»

Напишем много мы стихов –

Прославим зиму!

Пускай побудет без грехов,

Покажет силу.

Инструкция:

Подбери к каждой букве слова ЗИМУШКА, признаки, которые её характеризуют.

з – злая

и – интересная

м – мягкая

у – удивительная

ш – шаловливая

к – красивая

а – ажурная

«Прокуроры»

На природу нет суда, нет управы,

Неужели и зима будет без расправы?

Инструкция:

Предъяви обвинения зиме.

Составьте инструкцию о правилах поведения на проезжей части во время гололёда по картинкам.

- Сначала давайте повторим правила работы в группе

1. Внимательно слушать задание – инструкцию.

2. Работать так , что бы не мешать другим.

3. Выслушивать мнение каждого члена группы.

4. Придерживаться правила поднятой руки.

5. Давать возможность презентовать исследования всем членам группы.

- А для того, чтобы вам легче работалось у нас в классе есть куда посмотреть. Это картины художников на доске, а работать мы будем под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь».

/работа в группах/


Лидеры групп демонстрируют выполнение своего задания.


Уметь применять полученные знания на практике, проводить элементарный анализ Уметь учитывать разные мнения, договариваться (Ком-муникативные УУД).

Уметь работать в группе (Комму-никативные УУД).































































































Вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VII.Рефлексия.

Цель: организовать самооценку деятельности учащимися.

Индиви-дуальная работа

Словес-ные и практи-ческие методы

Объясняет задачу учащихся

Оценивают свою работу с помощью снежинок

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- К какой картине вы прикрепите свои снежинки?

- Какие вам надежды принес первый снег?


Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: донести до учащихся информацию об эффективных способах выполнения домашнего задания

Фронтальная работа

Словесные, наглядные

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания

Слушают учителя, задают вопросы.

Спасибо вам за работу, вы сегодня меня порадовали, как радует первый снег.

Домашнее задание по выбору:

1) подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Встреча зимы»

(с. 68–71, часть 1 - я),

2) выучить наизусть 8 - ю и 9 - ю строфы («Здравствуй, гостья зима!. . »),

3) по желанию выполнить рисунок к стихотворению.


Уметь принимать учебную задачу (Регулятивные УУД)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
методическая разработка урока литературного чтения

Автор: Полякова Наталья Юрьевна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260720

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Подготовка к итоговой аттестации по литературному чтению. «Синицы» "
    ["seo_title"] => string(154) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-po-tiemie-podghotovka-k-itoghovoi-attiestatsii-po-litieraturnomu-chtieniiu-sinitsy"
    ["file_id"] => string(6) "225183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439472239"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Методическая разработка урока литературного чтения "В. Осеева  Хорошее""
    ["seo_title"] => string(75) "mietodichieskaiarazrabotkaurokalitieraturnoghochtieniiavosieievakhoroshieie"
    ["file_id"] => string(6) "305585"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457964067"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методическая разработка урока литературного чтения Шарль Перро " Подарки феи""
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_litieraturnogho_chtieniia_sharl_pierro_podarki_fiei"
    ["file_id"] => string(6) "350016"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476725814"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Методическая разработка урока литературного чтения "Слово и слог""
    ["seo_title"] => string(67) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniia_slovo_i_slog"
    ["file_id"] => string(6) "557301"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1599760560"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "А.П. Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова"по УМК "Перспективная начальная школа""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_litieraturnogho_chtieniia_v_4_klassie_a_p_chie"
    ["file_id"] => string(6) "417673"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495459196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства