| II. Проверка домашнего задания. Цель: контроль отработки навыков в выразительного чтения | Фронтальная и индивидуальная работа | Словес-ные методы наглядные (де-монстрация) 
 | Учитель просит учащихся повесить рисунки к стихотворению «Полно, степь моя, спать беспробудно. . ». 
 | Читают стихотворение или рассказывают наизусть | – Глядя на ваши работы, мы видим, как пробуждается от долгого зимнего сна степь, как летят домой «журавли караваном», как в синеве плывут «белоснежные тучки толпами», слышим, как шумят «ручьи по оврагам», и сразу на ум приходят незабываемые строчки «Полюбуйся: весна наступает..». – Давайте и мы с вами обратимся к замечательным стихам поэта И. С. Никитина. Учащиеся рассказывают наизусть выученный дома отрывок из стихотворения «Полно, степь моя, спать беспробудно. . . | Уметь слушать и понимать речь других (Комму-никативные УУД). 
 | 
  | III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: активизация учащихся | Фронталь-ная и индивидуальная работа | Словес-ные (беседа, объяснение, разъяснение), наглядные (де-монстрация) и практи-ческие. | Организует работу с картинами; работу по осмысле-нию уч-ся замыс-ла худож-ника.   
 | Дети рассматривают картины А. Пластова «Первый снег»,  Юона «Конец зимы» Грабаря «Февральская лазурь» Слушают учителя, отвечают на вопросы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работа над правильной, выразительной, чёткой и понятной речью |  Маленькая снежинка с неба упала,И на холст художнику попала
  – Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Пластова. «Первый снег» – Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать первые снежинки)
    Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине Юона «Конец зимы»    На картине Грабаря «Февральская лазурь» мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес.  Сам художник рассказывал об истории создания картины так «Было необычное утро, казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник, – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и ярких теней на синем снегу».  
 
 Конкурс «Скороговорка»- Мы тоже сейчас поиграем, чтоб не замерзнуть. Кто лучше расскажет скороговорку?
 Зимой поле белое –
 Промерзлое, заледенелое».
  (Подведение итогов. Награждение победителей).
 
   
 | Уметь офор-млять свои мысли в устной форме (Комму-никативные УУД). Определять и формулировать цель на уроке с помощью учи-теля (Регуля-тивные УУД) Ориентиро-ваться в своей системе знаний (Познаватель-ные УУД). | 
  | IV. Постановка целей и определение темы урока. Мотивация учащихся. Цель: организовать формулирование темы урока учащимися; постановку цели урока учащимися. | Фронтальная и индивидуальная работа | Словес-ные (беседа, объяснение), наглядные (иллюстрация) и практические методы. | Организует формули-рование темы и постановку цели уча-щимися. | (На столах у ребят лежат вырезанные из бумаги снежинки) С помощью учителя формулируют цель урока после выполнения предложенного задания | - Прочитайте название произведения.  В конце урока вы прикрепите свою снежинку к той картине, которая, во вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.С.Никитина «Встреча зимы» - Ребята, сформулируйте цель нашего урока. 
 | Уметь определять и форму-лировать тему и цель на уроке с помощью учителя (Регу-лятивные УУД) Уметь офор-млять свои мысли в устной форме (Комму-никативные УУД). | 
  | IV.  Открытие нового Цели: сформировать умение выделять главные слова в стихотворном тексте, расширить лексический запас, кругозор учащихся на примере мате-риала словарной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Детальный анализ стихотворения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Организовать работу по решению проблемной ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Организовать работу со средствами выразительности подвести к обобщению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выразительное чтение произведения 1-2 учениками 
 
 
 
 
 
 | Фронтальная, групповая и индивидуальная работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Фронтальная, инди-видуальная и группо-вая (в парах). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Фронтальная и индивидуальная формы работы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Фронтальная и индивидуальная формы работы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Индивидуальная формы работы 
 | Словес-ные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные и практические методы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Словес-ные (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение проблемы), наглядные и практические методы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Словесные, наглядные Практические упражнения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Организует работу по знакомству с новым стихотворением 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Организует физминут-ку. 
 
 
 
 
 
 
 Организует работу на интерактивной доске. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Организует работу с текс-том, помогает рассмот-реть про-блемную ситуацию Организует работу с опреде-лениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Дети выразительно читают стихотворение И.С.Никитина | Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя, работают в парах: чтение строфами, выделение главных слов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Доказывают выборочным чтением 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выполняют физминутку: повторяют действия за учителем 
 
 
 
 
 
 Разрешают проблемную ситуацию, делают выводы, варианты решения проблемной ситуации. Осуществляют проверку.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Осуществляют поиск средств выразительности по заданию учителя, с наглядной опорой на слайды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Первичное чтение текста учителем - Послушайте стихотворение и представьте себе картины, которые автор описывает - Какой поре посвящено стихотворение? – Какие части можно выделить? – Какие картины нарисовал поэт? – Почему людей радует первый снег? Работа в парах: чтение строфами, прочитайте выделите главные слова Попробуйте ответить на мой вопрос   - Можно ли сказать, что И.С.Никитин в своем стихотворении создает подвижные картины природы? Проследите за тем, как меняется все вокруг – Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете? – Любил ли поэт русскую зиму?   – Как автор относится к простым русским людям? к Родине? – Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает? – Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете? Обобщение: В стихотворение И. С. Никитина дано описание начало зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко.   Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен. Он рад и счастлив от обновления природы: воздух легок и чист, снег блестит разноцветным огнем, весело смотрит лес, как алмазы горят капли. Через настроение природы поэт стремится выразить своё состояние и настроение.   «Игра в снежки» под музыку 1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!Валенки наденем, шапку,
 Шарф завязан?
 Всё в порядке!
 Раз – присесть,
 Два – наклониться,
 Три – снежок лепи,
 На четыре и на пять,
 Начинай снежки бросать!
 №1Соедини слова из стихотворения «Встреча зимы»пушок осенняя
 грязь белый
 воздух бездонный
 простор легок
 
  
 
 №2Соедини слова, которые рифмуютсяпушок снежок
 кудрей огнем полотном
 
  - Молодцы. а) Прочитайте четыре группы выражений.   
 Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты: Сравнение: капли как алмазы, снежок что белый пушок Метафора: снег лежит полотном
 Эпитеты: сумрачный лес, воздух легок и чист.
 Олицетворение: дождь стучал, туман вставал, веял холод, плакал лес, смотрит лес, гостья зима.
 -Что хотел сказать нам автор, используя данные средства выразительности? - Автор хочет сказать, что природа живая, что она может грустить и радоваться и влиять на настроение человека 
 
 
 
 | Уметь слушать и понимать речь других, уметь офор-млять свои мысли в устной форме (Комму-никативные УУД). 
 Уметь ориенти-роваться в своей системе знаний; осмысливать задания; уметь выделять главное, сравнивать (Познавательные УУД). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Иметь установку здорового образа жизни (Регу-лятивные УУД) 
 
 
 
 Уметь определять понимать учебную задачу (Регу-лятивные УУД) 
 Уметь офор-млять свои мысли в устной форме (Комму-никативные УУД). 
 Актуализация собственных знаний по работе с выразительными средствами (Познавательные УУД) Умение искать нужную информацию по заданному критерию (Познавательные УУД) Уметь анализи-ровать и обобщать (Познаватель-ные УУД). Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | 
  | V.   Систематизация знаний. Цель: применить полученные знания на практике при выполнении упражнений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Презентация готовых работ. 
 | Фронталь-ная, инди-видуальная и группо-вая   
 
 | Словес-ные (беседа, объяснение, разъяснение), нагляд-ные и практические. 
 
 | Организует работу по закрепле-нию изу-ченного с помощью карточек-инструкций, работу в группах, напоминает правила работы в группах   
 
 | Делятся на группы. Проводят анализ, выполняют задание по карточкам-инструкциям, участвуют в беседе, работают в группах проверяют работу соседа. 
 
 | - Мы сегодня всё время говорим о зиме. Давайте попробуем рассказать о ней больше, обобщить то, что уже знаем. (Деление класса на группы по форме снежинок) -Каждая группа   получает название группы, задание, инструкцию по выполнению задания. «Архитекторы» В мире кто-то всё построил. Вот и мы построим дом. Дружно в нём все заживём. Инструкция: Закончить пословицы. Пословицы   - Мороз ленивого за нос хватает, а… (перед проворным шапку снимает) - Береги нос в… (сильный мороз) - Снег глубок – и …( хлеб хорош) - Лес зимой - …( второй тулуп) - Зимой тепла, как у… (нищего добра). - Первый снег – как…(лебяжий пух). - Зимой солнце светит, но…(не греет). «Эрудиты» Ледяные горки встретятся зимой, Ну и что же делать будем мы с тобой? Умный в гору не пойдёт, Умный гору обойдёт. Инструкция: Посмотрите на карточку и прочитайте на них слова. Это явления природы, которые бывают зимой. (Зачеркнуть ненужные буквы). о к л т ё ж д (лёд) а м о к р о л х з (мороз) т и в ф н л е ь й (иней) м г а е д т е я л ф ь (метель) к о ж т т н е л к п щ е ф л я ь (оттепель) «Синоптики» У природы нет плохой погоды, Каждая погода благодать Инструкция: Соедини части народных примет: Шумит зимой лес жди суровой зимы Иней на деревьях к морозу Осенью листопад пришел скоро ожидай оттепели Дрова горят с треском- туман к оттепели Кошка клубком днем снег не выпадет Воробьи дружно зимой расчирикались к оттепели Если ночью был иней будет мороз «Поэты» Напишем много мы стихов – Прославим зиму! Пускай побудет без грехов, Покажет силу.   Инструкция: Подбери к каждой букве слова ЗИМУШКА, признаки, которые её характеризуют. з – злая и – интересная м – мягкая у – удивительная ш – шаловливая к – красивая а – ажурная «Прокуроры» На природу нет суда, нет управы, Неужели и зима будет без расправы?   Инструкция: Предъяви обвинения зиме. Составьте инструкцию о правилах поведения на проезжей части во время гололёда по картинкам. 
 - Сначала давайте повторим правила работы в группе 1. Внимательно слушать задание – инструкцию. 2. Работать так , что бы не мешать другим. 3. Выслушивать мнение каждого члена группы. 4. Придерживаться правила поднятой руки. 5. Давать возможность презентовать исследования всем членам группы. - А для того, чтобы вам легче работалось у нас в классе есть куда посмотреть. Это картины художников на доске, а работать мы будем под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь». /работа в группах/ 
 Лидеры групп демонстрируют выполнение своего задания. 
 | Уметь применять полученные знания на практике, проводить элементарный анализ Уметь  учитывать разные мнения, договариваться (Ком-муникативные УУД).   Уметь работать в группе (Комму-никативные УУД).   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). | 
  | VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: донести до учащихся информацию об эффективных способах выполнения домашнего задания | Фронтальная работа | Словесные, наглядные | Дает инструктаж по выполнению домашнего задания | Слушают учителя, задают вопросы.   | Спасибо вам за работу, вы сегодня меня порадовали, как радует первый снег.  Домашнее задание по выбору:  1) подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Встреча зимы»    (с. 68–71, часть 1 - я),    2) выучить наизусть 8 - ю и 9 - ю строфы («Здравствуй, гостья зима!. . »),    3) по желанию выполнить рисунок к стихотворению.  
 | Уметь принимать учебную задачу (Регулятивные УУД) |