Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения "Слово и слог"»
Тема: Слово и слог
Класс: 1
УМК: Школа России
Авторы азбуки: Горецкий В. Г., Кирюшкин В.АВиногдадская Л. А.
Цель: сформировать умение делить слово на слоги
Задачи:
1)Актуализировать знания об единицах речи (предложении как о слове или нескольких словах, выражающих законченную мысль, слове)
2)Актуализировать знания о моделях единиц речи.
3)Тренировать умение составлять рассказ.
Предметный результат: знают, что слово состоит из слогов, умеют делить слово на слоги.
Оборудование: пирамида, модели единиц речи, карточки с изображением животных, колобка.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Посмотрите внимательно на эту пирамиду. Зачем мы её используем? (Чтобы показать, что мы уже изучили) Что вы можете, опираясь на эту пирамиду сказать? (Мы уже изучили предложение и слово.) Есть ли какая-то закономерность в построении пирамиды? Почему для предложения использована большая фигура, а для слова меньше? Имеет ли значение размер фигур, или можно поменять ярусы местами? (Нельзя, потому что мы начали изучать более крупные единицы и перешли к более мелким, из которых они состоят) Все ли ярусы заполнены? С какой изученной единицей непосредственно будет связана новая? (Со словом) Она будет крупнее или мельче? Поднимите руки те, кто знает, как она называется. Правильно, это слог.
2. Актуализация опорных знаний.
Вы сказали, что уже изучили предложение. Сейчас мы это проверим.
Если правду я скажу- вы в ладоши хлопайте, ну а если ошибусь-ножками потопайте. Предложение - это отдельная мысль. Предложения в речи отделяются от друг друга паузами. Предложение можно произносить с разной интонацией. (с какой интонацией можно произнести предложение?) Предложение состоит из слов.
Откройте азбуку по закладке. Перелистните одну страницу. Какая сказка изображена? Что общего во всех иллюстрациях? (На каждой изображён колобок) Почему? (Он главный герой сказки) Назовите всех героев этой сказки. Давайте споём песенку, которую пел колобок, встретив последнего героя.
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкамскребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, не хитро уйти.
3.Пробное учебное действие.
Произнесите слово колобок.
Выберите на сколько частей можно разделить слово колобок, закрасив иллюстрацию колобка, под соответствующей моделью слова разделённого на слоги.
Поднимите руки те, кто раскрасил первого колобка, то есть вы считаете, что слово состоит только из одной части, одного слога…. Мнения в классе разделились, о чём это говорит? (У нас проблема)
4.Выявление места и причины затруднения.
Нужно было раскрасить колобка, изображённого с моделью слова, разделённого на три части, то есть слово колобок делится на три слога. Поднимите руки те, кто правильно выполнил задание. Можете ли вы объяснить, доказать, что вы выполняли правильно, а не просто сделали наугад и выбрали правильный ответ? Поднимите руки те, кто допустил ошибки. Что вы не смогли сделать. (Правильно разделить слово на слоги, определить количество слогов слове колобок. Почему вы не смогли правильно разделить слово на слоги? (Не знаем способов, методов, приёмов деления слова на слоги) Значит, чему вам нужно научиться? (Узнать способы деления на слоги и научится делить слова на слоги)
5.Построение проекта выхода из затруднения.
Что нам нужно узнать, чтобы делить слова на слоги? (узнать способы деления слова на слоги) А что сделаем, после того, как узнаем о способах? (Нужно потренироваться делить слова на слоги)
6. Реализация построенного проекта.
Существуют несколько способов деления слова на слоги. Первый способ-это скандирование. Кто-нибудь знает значение этого слова? Это ритмичное выкрикивание по слогам. Чтобы понять этот метод, представьте, что мы находимся на соревновании героев этой сказки. Мы с вами будем болеть, поддерживать колобка. И вот уже близко финиш и колобок начал отставать и чтобы его подбодрить и показать, что мы за него болеем как мы будем кричать, скандировать? [ка-ла-бок][ка-ла-бок]Ура! Наш колобок выиграл! На сколько частей мы раздели слово при произношении? (На три) Как метод называется? (скандирование) Прикрепим табличку со словом финиш, которая нам будет указывать на этот способ. При делении слова на слоги другим методом вам помогут кисти рук. Приложите кисть тыльной внешней стороной под подбородок и медленно проговорите слово колобок. Сколько раз опускалась челюсть? Значит, на сколько частей делится слово? Какое животное первым попалось колобку? (заяц) Попробуем разделить это слово такимже способом.Прикрепим табличку, которая нам будет указывать на этот способ. Можно ещё другим способом разделить слово на слоги и в этом нам опять помогут кисти рук. Будем произносить слово бабушка и одновременно хлопать. Сколько хлопков вы сделали? А можно ли больше раз успеть хлопнуть, произнося это слово? А будут ли такие хлопки сочетаться со словом? (Нет) Попробуйте правильно «прохлопать» слово дедушка. Прикрепим на доску карточку, на которой нарисованы руки. Узнали ли вы способы определения количества слогов в слове? Выполнили ли мы первый пункт плана? Что ещё нужно сделать? (Потренироваться) А чтобы узнать, какое слово вы будете делить слово на слоги, отгадайте загадку: кто из героев сказки притворился слабослышащим?Первый ряд делит слово лиса на слоги скандируя, как будто крича, поддерживая лису на соревнованиях, второй ряд - определяют по опусканию челюсти, третий - прохлопывает. Теперь поменяемся сидящие на первом ряду прохлопывают, на втором скандируют, на третьем определяют опусканием челюсти. Ещё раз поменяемся…
Нам пришло письмо из лесной школы. Чтобы отгадать, кто из зверей мог его написать выполните задание: найдите на странице изображение животного встречающегося дважды (Волк) Чем отличаются изображения ? (Изображение цветное и чёрно-белое) (Один сказочный) Как вы это поняли? (Он в одежде…) А изображённый ниже – настоящий. Так вот, волк тоже учится делить слово на слоги. И он понял, что слово всегда состоит из нескольких слогов. Согласны ли вы с ним? На сколько слогов разделится слово волк? Спасибо, что помогли волку разобраться.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Все ли пункты плана мы выполнили? А чтобы проверить, вашу работу поиграем. Если я скажу верное предложение вы встаёте на носочки и тянетесь вверх, а если я скажу ложное предложение вы нагибаетесь и достаёте кончиками пальцев пол. Предложение делится на слоги. Слово делится на слоги. Любое слово можно разделит на два слога. Слово может состоять только из одного слога. Слово может состоять из одного, двух и более слогов. Работая в парах расскажите друг другу то, что вы узнали на уроке.
8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Вы получили изображения животных. Вам нужно назвать это животное, разделить это слово на слоги и найти модель вашего слова. Модели слов расположены в разных местах класса. Вам нужно найти подходящую для своего слова и встать рядом.
На обратной стороне листа, на котором изображена модель слова, разделённого на слоги изображены животные, название которых делится на такое количество слогов. Проверьте, правильно ли вы разделили слово на слоги и определили количество слогов: если животное изображено на листе, значит, вы верно выполнили задание. Проверьте себя. Поднимите руки те, кто ошибся. Выполните задание ещё раз.
9. Включение в систему знаний.
Что вы уже знаете о слове? (каждое слово имеет своё определенное значение, может называть предмет..., слово состоит из звуков при произношении, при написании из букв, слово можно разделить на слоги, в слове можно определить ударение) Как можно определить ударение? (переставлять ударение, «позвать слово», произнести шёпотом и послушать) Определим ударение в слове колобок. На сколько слогов делится слово колобок? Какой слог ударный? (третий) А в слове бабушка?
Соотнесите модели с единицами речи.
Опираясь на эти модели, составьте рассказ начав его так: наша речь состоит из …..Предложения состоят из ….Слова можно разделить на …
10. Рефлексия учебной деятельности
Продолжите поговорку: сделал дело-…. Как вы понимаете её смысл? А мы с вами сделали своё дело? А какое дело, какую цель нужно было достичь? Что нужно было узнать и чему научиться на уроке? Достигли ли мы этой цели? Как докажете? (Правильно выполнили самостоятельную работу)
На партах у вас лежит колобок, но каким будет выражение его лица решать вам. Если работать на уроке вам было интересно, нарисуйте радостное лицо колобку, если не интересно, скучно- грустное.