Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
1.Орг.момент. Введение в тему | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
- Прочитайте эпиграф к уроку (Слайд 1): «В детстве у меня не было детства» (А.Чехов). Как вы понимаете эти слова? - Послушайте отрывок из поэмы Н. Некрасова «Крестьянские дети» - Голод, нужда вынуждали крестьян посылать своих детей в город. Ваши сверстники работали на заводах и фабриках, в шахтах, их отдавали на обучение к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам. О том, как жилось крестьянским детям, вашим сверстникам, жившим задолго до нас, можно узнать из творчества писателей и художников. Сейчас вы, рассмотрев внимательно репродукции картин художников, нам об этом расскажите, поработав в группах. Ваш рассказ должен строится при помощи ответов на следующие вопросы: -Что изобразил художник на своей картине? - Обратите внимание, какие краски использовал художник? Что он хотел этим передать? ( раздаются репродукции картин художников Н.П.Богданова-Бельского «У дверей школы», В.Е. Маковского «Свидание», А.Г.Веницианова «Захарка»). | /Ответы учащихся/ /Читает ученик «Однажды в студеную зимнюю пору…»/ /Работа в группах, ответы уч-ся/ | |
|
- Не только художники отражали в своих картинах горькую участь детей, но и писатели писали о трудностях и лишениях детей в 19 веке. | |
2. Объявление темы и постановка целей урока | - Сегодня мы продолжаем изучение произведений о жизни ровесников, живших более 100 лет назад. Слова какого писателя стоят эпиграфом нашего урока? /Слайд 2/ Знакомство с биографией писателя. - Как вы думаете, о чем писал А.П.Чехов? - Материал он брал из жизни. Однажды знаменитый дрессировщик Дуров рассказал Чехову о своей собаке Каштанке. О том, как нашел ее на улице, как обучил и стал выступать с нею в цирке. Рассказал и забыл. А. Чехов написал о Каштанке рассказ. Много писал и о детях. Его очень тревожила жизнь крестьянских детей. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, называется “Ванька”. Написал его А.П. Чехов в 1886 году, когда ему было 26 лет. Рассказ во многом автобиографичен. Лучшие детские годы Чехов провёл, прислуживая в бакалейной лавке своего отца вместе с мальчиками Андрюшкой и Гавришкой, которые были привезены из деревни и отданы в “ученье на год”. По воскресеньям Антоша пел в церковном хоре. | / Ответы учащихся/ Рассказ учащегося с использованием презентации. /Предположения уч-ся/ |
3. Подготовка к восприятию. | - И вот Москва XIX века. Крестьянский мальчик – ваш ровесник, привезенный из деревни в большой город. Посмотрите на мир глазами героя рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в жизнь “больших” и жизнь “маленьких”, увидеть отличия и разобщённость этих двух миров. Давайте перенесемся в то далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в избе при свече сидит на коленях перед скамьей мальчик и что-то пишет... /Слайд 3/ - Откройте учебник на с.152.
- Во время чтения отметьте карандашом те слова, которые вам непонятны и подумайте над жанром этого произведения.
- Расскажите, какие чувства вы испытали, читая это произведение? - В каком жанре написано оно? - Получит ли дедушка Константин Макарыч письмо Ваньки? - Почему? | /Учащиеся читают письмо Ваньки/ /По мере прочтения рассказа проводится словарно-лексическая работа: учащиеся в Толковом словаре отыскивают непонятные им слова/ /Ответы уч-ся/ /Небольшое произведение по объему, мало героев, простой сюжет/. /Нет./ /Не написан адрес, письмо не найдёт адресата/. |
4. Работа над содержанием (выделение композиционных частей, выборочное чтение, выполнение заданий к тексту) | - Обратите внимание на то, как написан текст. Есть отступления автора, а письмо Ваньки заключено в кавычки. - Сколько лет было Ваньке? - Из каких двух частей состоит его девятилетняя жизнь?
- А теперь каждая группа получит задание. (Приложение 2) 1 группа. Найдите и прочитайте, что Ванька вспоминает о деде. - Какой была жизнь Ваньки в деревне? 2 группа. /Слайд 6/ Найдите и прочитайте, как Ваньке жилось в ученье у сапожника.
В каком предложении выражено отчаяние Ваньки?
3 группа. Найдите и прочитайте, на что согласился бы Ванька, лишь бы его забрали? - Что значит выражение: «Секи меня как Сидорову козу»? Это выражение называется в литературе - фразеологизм. Фразеологизм – это устойчивое словосочетание, пословица или поговорка. - Какая фраза из этого рассказа стала крылатой? /Слайд 8/
- Каким вы представляете Ваньку? /Слайд.10/ Прочитайте слова: Наблюдательный Жадный Сообразительный Глупый Добрый Отзывчивый Трудолюбивый Воспитанный Злой Доверчивый - Какими качествами обладает Ванька? Докажите.
| /Жизнь с мамой Пелагеей в деревне и жизнь в учении у сапожника в Москве/.
/Учащиеся читают с.153 учебника, до слов «…стучит в колотушку.»/ /Учащиеся читают на с.154 учебника до слов «…я качаю люльку.» и с.157 …/
/Учащиеся читают на с.155 учебника «Кланяюсь…увези меня отсюда, а то помру». С.157 учебника « Христом ….»/ /Учащиеся читают отрывок на с. 155 учебника) /Сильно, жестоко и безжалостно пороть, бить/. /«На деревню дедушке»…т.е. неизвестно куда/ /Составляют словесный портрет Ваньки/ /Учащиеся на примере отрывков из произведения доказывают какими качествами характера обладает главный герой/ |
5. Подведение итогов урока. | - С творчеством какого писателя познакомились? - Какие моменты из жизни А.П. Чехова вам запомнились? -Назовите произведение, с которым познакомились на уроке? - Кто является главным героем произведения и как относится автор к своему герою? -Почему Чехов назвал письмо Ваньки драгоценным?
-Что хотел показать автор своим произведением? - Хотели бы вы оказаться на месте Ваньки? Почему? - Как вы думаете, если бы дед получил письмо, он бы забрал Ваньку домой? Почему? - Почему Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? - Очень хочется, чтобы все мечты сбывались, ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне зажигается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают, надо только в это верить. | / Ответы учащихся/.
/Ванька Жуков. Автор жалеет и переживает за него/. /Единственная надежда вырваться из этой страшной жизни у господ/.
/Тяжёлую жизнь детей раньше/. /Ответы учащихся/ /Ответы учащихся/. /Надежда на Рождественское чудо/. | |
6. Рефлексия. | - Сделайте вывод, что вам дал этот урок для жизни? /Слайд 11/ - Что тронуло вас при чтении этого рассказа? - Какое чувство вызывает главный герой? - Оцените свою работу на уроке. | /Ответы учащихся/
/Заполняют лист самооценки/ | |
7. Домашнее задание | С. 152 – 158, выразительно читать. Представьте, что дед все-таки получил письмо Ваньки, чтобы он ему ответил. Напишите мини-сочинение. | | |