Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по окружающему миру»
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат №7 среднего общего образования ОАО «РЖД»
Конспект урока по окружающему миру
для 3 класса
Программа «Школа XXI века»
Тема: «Животные – наши друзья. Красная книга Волгоградской области»
Выполнил:
учитель начальных классов
Константинова
Елена Евгеньевна
Волгоград, 2017
Тема: «Животные – наши друзья. Красная книга Волгоградской области»
3 класс
Урок – творческий отчет
Цель урока: Содействовать воспитанию у учащихся навыков экологической культуры, воспитание доброты, ответственного отношения к природе и окружающему миру.
Тип урока:Урок –творческий отчет «Красная книга»
Методы и приемы:
- устно-словесный (беседа, рассказ, объяснение);
- метод проблемной ситуации, наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов, иллюстраций);
Для учащихся - цветные карточки (зеленая, красная, синяя) для игровой деятельности, листы бумаги для создания Красной книги, цветная бумага, цветные ручки и карандаши.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные результаты: участвовать в создании рукотворной « Красной книги», развивать личное отношение к окружающему миру;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
- Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Познавательные УУД:
- Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ;
- Активно участвовать в обсуждении заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.
Коммуникативные УУД:
- Участвовать в диалоге, в т.ч. в диалоге на заданную тему; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
- Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
Предварительная работа: Учащиеся выбирают животное(по желаю) из Красной книги, углубляют знания полученные в школе, пополняют их с помощью дополнительной литературы, интерне-ресурсов. Разрабатываются общие требования для оформления работы.
1. Подготовительный этап (вступительное слово учителя)
Метапредметные результаты : Анализируют учебную задачу и принимают её. Личностные результаты: Понимают значимость данной темы.
Мотивация
- Как вы думаете, с каким настроением мы отправляемся каждый раз в путешествие за новыми знаниями?
- Предлагаю оценить настроение сегодня.
- Так ли важно для занятий хорошее, доброжелательное отношение к себе, окружающим и происходящему? Аргументируйте своё мнение.
1 сентября мы провели Экологический урок, на котором сформулировали правила поведения на природе и самостоятельно изготовили Памятку юного Эколенка.
Давайте вспомним, какие важные правила были сформулированы.
Несмотря на это, наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Сегодня вы подготовили материал о животных нашего региона, которые занесены в Красную книгу. Как вы считаете, для чего мы это делаем? С какой целью мы выполняем данное задание?(Ответы учащихся. Следует отметить то, что каждый учащийся высказывает свое личное мнение (Я считаю…Я думаю…).
2.Этап продуктивной работы. Проведение творческого отчета.
Метапредметные результаты: Коммуникативные: Слушают других, высказывают своё мнение. Умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Метод: Анализ информационных источников
На уроке у нас будут гости, которые нам уже знакомы: Шалун, Умница, Тихоня и Елочка (Картинки с изображением героев – эколят поместить на доску).
- В нашей и богатой стране у каждого есть свой маленький уголок - улица, дом, где он родился. Это его малая Родина. Мы любим Родину. А любить Родину – значит любить все то, что тебя окружает. Мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её, связи нарушатся, а поскольку человек - часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть. Поняв это, люди во всём мире стали объединяться, чтобы охранять Землю.
В 1948 году ученые мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза ученые зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Когда ученые увидели списки животных и растений, которым необходима помощь, они были очень огорчены. Было принято решение создать книгу, в которой будут указаны все животные, которые могут в ближайшее время исчезнуть. Назвали её Красная книга. Это и была первая Красная книга.
- Каждый из вас получил задание найти информацию и подготовить выступление о животных, которые занесены в «Красную книгу» и заранее объединиться в малые группы по цветовому признаку страницы Красной книги.
Сегодня у нас появится возможность поместить ваши выступления в папку и тем самым создать свою «Красную книгу».
- Прежде чем мы приступим к изготовлению книги, предлагаю выяснить на какую по цвету страницу можно поместить ваше животное.
(Выступление учащихся сопровождается презентацией. На слайдах иллюстрации с изображением животных. Для обозначения цвета страницы можно использовать цветовые полоски. Полоску с обозначением цвета помещаем в правом верхнем углу страницы, около изображения животного. В конце выступления учащийся еще раз приводит аргумент, почему именно этот цвет он выбрал для обозначения страницы. Каждое сообщение учащийся помещает в файл, а затем в папку – аналог Красной книги).
3. Свободный обмен мнениями.
Метапредметные результаты: Умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Слушают других, высказывают своё мнение.
Метод: Анализ информационных источников
На этапе урока применяем «метод дискуссии». Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность учащихся . Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.
4. Этап оценки и поощрения.
Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания. Коммуникативные: уметь работать в группах, договариваться друг с другом. Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Метод: систематизация.
- Наш урок «Юных защитников животных» заканчивается
- Что вам запомнилось больше всего? (ответы учащихся: Сегодня я узнал…)
- Предлагаю вам оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников с помощью опорных фраз (Мне понравилось….- Я поступил бы иначе…- Мне не совсем понравилось…) Важно слушать все мнения, мнение каждого, кто желает высказаться.
- Оцените свою деятельность цветовой карточкой. Карточку можно прикрепить на «Дерево познаний» (на доске всегда висит трафарет с изображением дерева, на котором учащиеся, начиная с 1 класса отображают свое настроение, итоги урока, стремления к познанию)
Варианты цветовых карточек:
- Зеленая карточка – все было хорошо. Я узнал много нового. Я доволен своей работой.
Синяя карточка – Все было хорошо, но мне необходимо быт внимательнее.
Красная карточка – сегодня я не смог работать в полную силу, потому что не серьезно подошел к подготовке к занятию.
Поощрение: каждый учащийся получает медаль «Молодой Защитник природы».
- Наше занятие завершено, но наша работа по спасению природы и исследованию окружающего мира продолжается.