Методическая разработка классного часа "Что такое дружба"
Методическая разработка классного часа "Что такое дружба"
Данная разработка выявляет представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; содействует формированию дружного коллектива.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Что такое дружба"»
Методическая разработка
конспекта классного часа «Что такое дружба»
Берина Инесса Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 97»
г. Новокузнецк
Цель:
-выявить представления детей, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
-содействовать формированию дружного коллектива
Ход:
Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной»
- Послушайте песню Михаила Танича «Когда мои друзья со мной»
- О чем эта песня? (о дружбе)
-Назовите тему нашего классного часа.
- Что такое дружба (слайд)
2. Слово учителя.
О дружбе говорили во все времена, ей посвятили свои произведения поэты и писатели, учёные и философы, художники и скульпторы. Отношения дружбы отражены и в произведениях устного народного творчества.
- Прочитайте, что писал великий древнегреческий философ о дружбе (слайд)
«Дружба» – это размышление о стремлении людей к счастью, к братству, к красоте тихой, таинственной, сказочной. Дружба необходима нам как солнце, как воздух, как радость. Дружба делает нас чище, светлее, добрее: «От красивых образов мы идем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни».
- Как вы понимаете это высказывание великого философа?
- Поставьте перед собой цели классного часа.
- Прочитаем на слайде:
1.Какие отношения существуют между людьми,
2.Что такое дружба.
3.На чём основана дружба?
4.Кто такой друг?
5. Правила дружбы
3. Беседа о разных отношениях между людьми.
Учитель:
- Человек находится в разных отношениях с людьми, живя в обществе.
- Какие отношения бывают между людьми?
- Может быть, вам поможет ответить на вопрос этот слайд:
Семейные, служебные, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские.
- Какими должны быть эти отношения?
- С моральной точки зрения все эти отношения должны быть добродетельными, строиться на основе взаимопомощи и взаимоуважения. Так, например, хорошие отношения между соседями называют добрососедскими, т.е. отношения между добрыми соседями, стремящимися делать друг другу добро и избегающими ссор, скандалов, причинения друг другу вреда.
- Но даже, если отношения оказываются именно такими, человек может быть одинок, если у него нет друзей.
4. Выявление понятия «дружба» и дружеских отношениях.
Учитель:
- Какое прекрасное слово « дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом.
Учитель: Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно.
- Как вы понимаете значение этого слова? (Ответы детей)
- Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти:
Какое слово является однокоренным словом « дружбы»? ( слово « друг»). Как вы понимаете его значение?
- Давайте узнаем, какое определение дает толковый словарь
- А как вы понимаете значение слова друг?
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь.
-Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:
Что такое дружба? Каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Слово «дружба» что обозначает? Может быть, поход вдвоём в кино, Может быть, хороший пас в футболе, Может быть, подсказку у доски, Может быть, защиту в драке школьной Или просто средство от тоски? Ну, а может быть, молчанье в классе, Если друг плохое совершит? Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил всё видел, но молчит. Разве это дружба, если кто-то Дроби дома не хотел решать: Заниматься не было охоты, А дружок даёт ему списать… Ну, а может, дружба - это если Друг приятно говорит всегда, Речь свою пересыпая лестью, И не скажет резкость никогда?
Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?
Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно? Дружба — это если друг твой болен И не может в школу приходить, — Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот. Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год...
Учитель: Что такое дружба, по мнению автора?
Учитель: С какими его мыслями следует согласиться?
- На каких качествах строится дружба?
- Давайте прочитаем Слайд:
- Доверие
- Бескорыстность
- Взаимная симпатия
- Общность интересов
- Привязанность
(Ребята обсуждают лексическое значение непонятных слов)
- Как вы понимаете взаимное доверие?
Общность интересов?
Привязанность
5. Работа в паре:
- Сейчас вы будете работать в паре.
- На столе у вас лежит карточка, на которой написаны качества личности.
Вам нужно выбрать и подчеркнуть те качества личности, которые важны для дружбы.
-Верно, все эти качества личности важны для дружбы.
- Эти качества должны быть только в том, с кем вы дружите или вы их должны найти и в себе?
- Да, ребята, эти качества можете и должны найти в себе, ведь вы тоже чьи-то друзья.
6. Работа в группах:
- А сейчас мы узнаем, как вы знаете пословицы о дружбе.
- Разделимся на 4 группы.
1 группа
Продолжи пословицу «Дружба крепка не лестью, а… правдой и честью» « Взаимное доверие – основа.. дружбы».
2 группа:
Продолжи пословицу « Человек без друзей, что дерево без.. корней». « Старый друг, лучше новых.. двух».
3 группа: Продолжи пословицу Скажи мне кто твой друг, и я скажу,.. кто ты.
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в… беде помогает.
4 группа:
Продолжи пословицу
Нет друга - ищи, а нашел - …береги.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Проверка работы групп.
Учитель:
- Молодцы! Вы хорошо знаете пословицы о дружбе.
-Чему же учат нас эти пословицы? (дружбе)
по каким правилам строится дружба?
Учитель:
- А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?
Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра: Карандаш мне дал однажды, (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок - Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка: Откусить мне дал когда-то, А теперь представил счёт. Не влечёт меня, ребята, Больше к другу не влечёт.
- Почему героя этого стихотворения нельзя назвать настоящим другом?
Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам?
7. Обсуждение различных ситуаций:
-Послушайте, какая ситуация произошла с друзьями.
- Приготовьтесь ответить на вопросы после прослушивания ситуации.
Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.
Вопросы для обсуждения: 1. Что случилось с Мишей? 2. Почему он повел себя так? 3. Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?
Учитель: - Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость. Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает, несёт ответственность за другого. Учитель:
Часто дружба, К своей устремившись звезде,
вдруг замрет на каком- то градусе. Кто сказал: Человек познается в беде? Человек раскрывается в радости! Вывод. - Какими же личными качествам, должен обладать настоящий друг?
- Перечислите ещё раз эти качества.
Учитель: А есть ли у вас друг?
- Расскажите о своём друге.
-Так кто же такой друг?
-Давайте продолжим фразу.
Продолжите фразу «Друг – это…»
- друг – это человек, с которым тебе… интересно играть, общаться
- друг – это девочка или мальчик, с которым можно …посекретничать о чем-то
- друг – это тот, кто обязательно поможет тебе в трудную …минуту,
- друг – это тот, кто тебе скажет… правду
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, есть ли секреты дружбы?
8. Работа в парах по открытию секретов дружбы:
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в парах и создайте правила дружбы.
- Что же у вас получилось?
- Прочитайте.
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить
Не злиться
Не жадничать
Помогать другу
Быть честным
- Молодцы!
Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».
9. Итог
- Какие цели поставили в начале урока?
- Достигли ли мы этих целей?
-Что нового вы взяли для себя с классного часа?
-Мне очень понравилось как вы сегодня работали?
- Ребята, давайте закончим наш классный час исполнением песни «Дружба крепкая не сломается».