Методическая разработка урока окружающего мира 4 класс |
Тема урока Цель урока Словарь урока Тип урока Методы обучения Виды учебной деятельности Оборудование УМК | Как нашу Родину называли в разные времена. Познакомить детей, как изменялось наше государство от Древней Руси до Российской Федерации Империя, император, скипетр, «держава». Урок изучения новых знаний. Частично - поисковый, имитационный, здоровье - сберегающий; рефлексия; Планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; анализ; составление высказываний по алгоритму; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция. Учебник «Окружающий мир 4 класс» Н.Ф.Виноградова, физическая карта России. Начальная школа XXI века |
Планируемый результат | Формировать УУД: Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, выражают готовность к преодолению трудностей в освоении новых действий. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от неизвестного самостоятельно; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Предметные УУД: уметь находить на карте нашу Родину, Российское государство. |
Этапы урока | Характеристика деятельности | УУД: |
Организация класса | Какому уроку вы приготовились? Наш урок я хочу начать со слов К. Д. Ушинского «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней мы жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, матерью потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку, как мать защищает и бережёт от всяких врагов…Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». Пожелайте друг другу удачи. (4 карточки) | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Проверка домашнего задания | -Какой новый раздел вы начали изучать? С какой новой темой вы познакомились? Давайте вспомним, как наша Родина называлась в разные времена? В каком веке объединились племена славян в единое сильное государство? Кто объединил племена восточных славян и стал первым русским князем? Как стало называться это государство? Когда нашу страну стали называть Московской Русью? Вспомните имена первых князей, правивших Русью? В) сообщения учащихся (Олег объединил Киев и Новгород. Игорь провёл походы за данью на древлян, вёл борьбу с печенегами. Святослав совершил много походов, разгромил хазар, совершил походы на вятечей, воевал с болгарами на Дунае. Владимир объединил все восточнославянские земли. Прославился он принятием христианства и крещения Руси в 988 году. Ярослав Мудрый сделал Киев самым красивейшим городом Европы. Он создал первую библиотеку на Руси. В честь его был назван русский город Ярославль. Владимир Мономах успешно воевал с новыми кочевниками, разорявшими южные границы Руси. -Как стало называться наше государство с середины 16 века? -Какой город стал главным городом русского государства? -Кто стал первым русским царём? -Что вы узнали об этом царе? | |
Открытие новых знаний | Откройте с.64. Чему вы будите учиться? -Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме «Как называли нашу страну в разные времена». -Сегодня мы откроем страницу истории нашей страны 17 – 21 века. Как называлась наша страна в этот период? Б) рассказ учителя В конце 17 века Россией правил царь Пётр 1. При нём Россия стала империей – большим, сильным государством, а царь – императором. Это случилось в 1721году. Петра 1 стали величать императором. В) сообщение о Петре 1. | Активная познавательная деятельность, синтез, координирование в сотрудничестве (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Работа по тетради с.7 з.14 | Активная познавательная деятельность, синтез, координирование в сотрудничестве (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Чтение статьи по учебнику с последующим обсуждением: -Какое событие произошло в 1917 году? -Как стала называться наша страна? -Как называется наша страна сейчас? Учитель показывает на карте Российскую Федерацию. -Назовите официальный государственный язык на всей территории России? -Кто стоит во главе государства? -Назовите фамилию первого президента РФ? -Кто сейчас является президентом РФ? -Какие символы страны вам известны? | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция. |
Включение в систему знаний и повторение. | Игра «О каких символах страны идёт речь?» Послушайте загадки, о каких символах страны идёт речь? Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или несколько цветов? (флаг) Эмблема государства, города, сословия, рода изображаемая на флагах, монетах, печатях государственных и других официальных документах? (герб) Торжественная песня (гимн) -Есть ли у России перечисленные символы? -Что изображено на гербе? (двуглавый орёл с поднятыми крыльями) -Что он означает? (Орёл значит Россия – сильная страна. Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит на запад и восток. Корона – символ законности. Это значит, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе скипетр – эмблема власти, в другой золотой шар, « держава» - символ могущества страны. -Какой российский флаг? -Какие это цвета и что означают? (белый – это цвет мира, синий – это вера, верность, красный – цвет силы, это цвет крови, пролитой за Родину и её независимость) | Умение составлять план решения учебной задачи, делать выводы на основе обобщения знаний. |
Информация о домашнем задании | Подготовить сообщение о нашей Родине в разные времена. | Анализировать, синтезировать (познавательные, регулятивные УУД) |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Чтение рубрики «Обрати внимание» Как называлась наша страна в разные времена? Наша страна имеет многовековую историю. Сначала она называлась Древняя Русь, потом – Московская Русь, Российской империей, Советская Россия, Российская Федерация… Но во все времена, как бы она не называлась наша Родина, она могла гордиться своими славными сынами – воинами, государственными деятелями, рабочими, крестьянами, писателями, художниками, музыкантами. На плечи российского народа легли самые тяжёлые испытания и они одержали самые великие победы нашей Родины -Ребята, любите свою Родину, берегите её, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России! Продолжите предложение. «Я сегодня на уроке…» | Регулятивные: соотношение своих действий с планируемыми результатами, самооценка. |