I.Этап предпо ни мания или первоначаль ного само опре деления в тексте II. Этап анализа текста и его интер прета ция III.Этап работы с текстом после чтения | СЛАЙД 5 1. Мотивация к деятельности -Вы хорошо видите? -Вы хорошо слышите? -Повторяйте за мной! -Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй вольный ветерок! -Здравствуй крепенький дубок! -Мы живем в родном краю. –Всех я вас приветствую! Садитесь, пожалуйста. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. А чтобы все у нас получилось, давайте будем вместе размышлять, фантазировать и читать. 2. Самоопределение. -Начинается урок литературного чтения на котором мы продолжим знакомиться с лучшими произведениями русских писателей. Проверку домашнего задания давайте начнем с игры « Кто-то начал, ты- продолжи!» : Где-то плещется море синее. Мчаться белые поезда…. На прошлом уроке мы познакомились со сказкой немецкого писателя Ганса Фаллады «История про мамину сказку» и вам было задано задание: нарисовать рисунок к наиболее понравившемуся эпизоду с его описанием. Давайте проверим, как вы справились с заданием. 3. Беседа. Знакомство с терминами. -Я не зря попросила вас улыбнуться друг другу в начале урока. – Когда улыбаются люди? -Подберите синонимы к слову юмор. СЛАЙД 6 - Какой бывает смех? СЛАЙД 7 -А улыбка? - Так и многие произведения, некоторые вызывают добрую улыбку- это юмористические произведения, а некоторые злой смех-это сатирические произведения. СЛАЙД 8 –Подберите однокоренные имена существительные к словам юмористические и сатирические. СЛАЙД 9 Вот какая схема у нас получилась: СМЕХ / \ добрый злой / \ юмористические сатирические произведения / \ юмор сатира Вывод: значит, юмор-это добрый смех, а сатира- злой высмеивающий смех. -Например , вы упали, а все засмеялись, вам больно , а всем смешно. На уроке вы не можете решить задачу, а все смеются. Какой это смех? -На какое произведение похожа эта история? -Я заплету косички и буду вместе с вами бегать по коридору, прыгать, скакать, чтобы вас развеселить. Смешно вам будет? Какой это будет смех? -На какое произведение будет похожа эта история? -Такие произведения, в которых сочетаются юмор и сатира называются фельетонами. -Многие писатели в своих рассказах описывают смешные случаи из жизни. Назовите писателей, которые пишут такие рассказы? 4. Прогнозирование. Подготовка к первичному восприятию -Сегодня мы продолжаем знакомство с произведениями раздела «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». Рассказ, который мы будем читать на уроке, написал… Посмотрите кто это узнали? СЛАЙД 10 Да это Виктор Юзефович Драгунский. Давайте вспомним краткие сведения из биографии этого писателя. -Вспомните, какие произведения этого автора нам уже знакомы? -Кто главный герой его рассказов? - Виктор Драгунский написал для детей и их родителей «Денискины рассказы», где изобразил своего сына и самого себя. Вот сборники разных поколений рассмотрите их. –А вы любите фантазировать, придумывать смешные истории, мечтать? Я предлагаю помечтать о взрослой жизни. Свой рассказ начните со слов: если бы я был взрослый, то…….. 5. Словарная работа и упражнения для развития правильного беглого чтения Сейчас мы познакомимся ещё с одним рассказом этой серии. Прочитайте его заголовок. «…БЫ». Что это за интересное слово? Как думаете? Это частица- служебное слово, участвующее в образовании новых форм. - Можете ли вы предположить, о ком будет идти речь в произведении с таким названием? 6. Речевая разминка -Сядьте правильно, начинаем работать. 1.-Делаем глубокий вдох на выдохе произносим : Фунт- старинная мера веса равна почти полкилограмма 0,409кг 2.Сделай глубокий вдох, а на выдохе читай правильно целыми словами: Я бы показал бы почем фунт лиха. -Как вы понимаете это выражение? -Сидели бы у меня как шелковые. Каков смысл этого высказывания? - Ни с того ни с сего. 3. Последующие слова читай из учебника на стр. 54 7. Первичное восприятие. Слушание аудиозаписи. - Ребята, Виктор Драгунский как и многие другие писатели очень любил читать свои рассказы для широкой публики. И сегодня на уроке у нас есть возможность послушать чтение произведения «…БЫ» в исполнении самого автора и представить картину, которую нарисовал писатель. Во время чтения-слушания подумайте: Почему Драгунский дал такое необычное название своему рассказу? Внимательно следите за автором по учебнику. Понравилось ли произведение? А исполнение Драгунского? 1.Проверка первичного восприятия Каков жанр его? Почему? От лица автора или персонажа ведется повествование? Какие картины вы себе представили? – Почему автор дал такое необычное название своему рассказу? -Оправдались ли ваши предположения о том, кто же главный герой произведения? - Как бы вы охарактеризовали Дениса? -Какое настроение сложилось у вас после прочтения? -Что вызвало улыбку на ваших лицах во время чтения рассказа? -Этот рассказ какой? –Он юмористический или сатирический? -Почему? -Вывод: значит сочетание юмора и сатиры существует и в произведениях ,и в реальной жизни. Физминутка Тому подтверждение песня на стихи М. Пляцковского музыка Б. Савельева «Вот бы стать мне выше» Гимнастика для глаз. Движения под музыку 2. Анализ произведения. Выбо- рочное чтение - Какие фантастические картины рисовал в своём воображении Дениска? Зачитайте. –А у вас бывают такие мечты? - В какой последовательности Дениска примерял на себя роли родителей? - Найдите в тексте и прочитайте слова, которые хотел адресовать Денис маме, папе, бабушке. – Каким голосом, с какой интонацией он с ними разговаривает? Подтвердите словами из текста -Хочется ли нам смеяться , когда мы читаем этот рассказ? Какой смех добрый или злой? -Кого высмеивает автор? -Почему мальчик обращается ко взрослым именно с такими словами, он сам их придумал? -Почему же так грубо разговаривают близкие люди ? Родственники мальчика не любят? - Значит, мальчик не любит родителей, бабушку, раз позволяет себе такие слова в адрес взрослых?- -Бывает ли в вашей семье, что вы сердитесь на родителей и почему это происходит? Если взрослые наказывают вас, сердятся, значит ли это , что они вас не любят? -Умеют ли родители вести себя , как дети? Почему? - Подтвердите словами из текста, которые доказывают, что родители хотят, чтобы их дети вели себя правильно. -Имеем ли мы право обижаться на своих родителей? - Как вы думаете, автор высмеивает мечты героя или смех его добрый, как будто он подтрунивает ( подшучивает) над Дениской? - Как автор относится к главному герою? - Как называют такой добрый смех в художественных произведениях? - Да, рассказы Драгунского о Денисе юмористические. 1.Чтение по ролям - Представьте себя в роли актёра. Вам нужно показать все роли, в которых хотел побывать Денис. -Какие средства языка вы для этого используете? - Сейчас мы будем ставить радиоспектакль. Ваша задача: выбрать нужную интонацию, голос для каждой из ролей, чтобы наиболее полно донести идею автора до слушателя. Распределим роли. - Какая из ролей наиболее удалась? - Что не получилось и почему? - Как вы думаете, что хотел нам сказать автор своим рассказом? -Правомерно ли авторы учебника отнесли этот рассказ в раздел «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»? 2.Рефлексия - С каким рассказом В. Драгунского мы познакомились на уроке и в чём его особенность? Берегите друг друга , Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте. Суету позабудьте. И в минуту досуга. Рядом с другом побудьте. Берегите друг друга . Берегите друг друга. Без притворства и лести, Берегите друг друга: Ненадолго мы вместе. –Что вы поняли прочитав рассказ? -Что значит быть хорошим сыном или дочерью? -Изменится ваше отношение к родителям? 3.Домашнее задание Дома, я предлагаю вам пофантазировать на тему « Что было бы, если дети были бы во всех делах главные» или сочинить рассказ на тему: «Я в роли мамы (папы)». А на следующем уроке мы заслушаем ваши фантазии на предложенную тему. –А кто умеет красиво рисовать? Вы готовите рисунок к тексту и небольшой рассказ о том, что изобразили. | -Да. -Да. Дети читают рифмы. Выступают 2-3 учащихся со своими работа ми. Когда хорошее настроение, расположе ние духа. Смех. Добрый, злой, высмеивающий -Добрая, злорадная. -Юмор, сатира. - Злой -Сатириче ское -И добрый, и злой: кто-то осудит, а кто-то скажет молодец развлекает детей Юмористическое и сатирическое Н.Носов В.Драгун ский Ученик рассказывает и показывает портрет - Нам знакомы произведе ния В.Драгунско го «Тайное станови тся явным», «Кот в сапогах», «Заколдованная буква» Главный герой его рассказов мальчик Дениска. Расскажите друг другу, подели тесь с нами. « ...БЫ» Название непонятное, но раз серия «Денискины рассказы», то наверное, о мальчике Денисе. Узнать, понять сполна горе, трудности. -Хорошо, смирно, тихо. Вдруг. Мне понравилось произведе ние в исполнении автора т.к. Драгунский показал пример, как надо читать. Это рассказ. Повествова ние ведется от лица самого Дениски. Сидит, качаясь на стуле и фантазирует. -Мальчик часто повто рял слово бы, мечтал о том, чего не бывает на самом деле. –Да, это Дениска Это добродуш ный мальчик выдумщик и фантазер. Настроение весёлое, вызывающее смех. Понравились фантазии главного героя рассказа Дениски Смешной . И юмористи ческий и сатири ческий. Дениска мечтал оказаться на месте взрос лых. Стр.54 2 и 3 предложения - Да все дети мечтают быть взрослыми, потому, что считают, что взрослые главные Сначала он был в роли мамы, затем, в роли папы, и самая последняя роль – роль бабушки. Стр. 55 2 абзац Стр.55 6 абзац Стр. 56 3 абзац Недовольно, требователь но. Читают по абзацам -Да И добрый ,т.к. такая нелепая интересная мечта и злой высмеива ющий.. Родителей и мальчика. Взрослые с ним так разгова ривают в его семье, он научился у них.. Детям хочется стать поскорее самостоятельными и они совершают много ошибок, а родители лю -бят Дениску хотят, чтобы мальчик рос сильным, здоровым, хорошо учился. Приучают к опрятности, аккуратностиДенис очень любит своих родителей. Он просто на них был сердит. – Нет родите ли любят нас, заботят ся о нас и желают добра. Наверно да. Только они несут ответст венность за воспитание детей, беспокоятся за нас, переживают, хотят, чтобы мы вели себя правильно. Иногда они устают и о них надо заботиться, им нужна и наша помощь, у них много забот. Не раскачивайся на стуле. Когда я ем, то глух и нем –золотое правило –Нет, ведь чтобы они не говорили, они любят нас и желают только добра. Мы должны чтить родите лей, уважать, - Смех автора добрый, Ему Денис нравится. Добрый смех – это юмор. Разную интонацию, голос, мимику, жесты. Повторное чтение детьми «по ролям» -Ответы детей. - Автор хотел сказать, что нужно быть терпеливыми и стараться пони мать друг друга. -На уроке мы познакоми лись с расска зом В. Драгунского «…Бы». Это юмористичес кий рассказ. -Что родите-лей нужно почитать, любить, слушаться и прислуши ваться к их советам. Правильно себя вести и стараться не расстраивать родите лей. Я попрошу прощения у родных и буду их беречь. Пове дение глав ного героя заставляет меня задума ться над своим. | Этот этап помогает настроить детей на восприятие нового материала. На этом этапе осуществляется связь с предыдущим материалом. Осуществляется работа по развитию речи учащихся. Идёт сопоставление графического анализа со словесным описанием, для более глубокого понимания произведения. В ходе этого диалога ученики знакомятся с новыми терминами их значением . Идет связь с уроками русского языка. Развитие речи, воображения и фантазии, умение мысли приводить в порядок, делать умозаключения. На этом этапе с целью создания эмоционального настроя детей на восприятие художественного произведения, мною был выбран в качестве метода метод беседы об авторе, с целью выявления тематики его произведений, а также, для выявления связи его произведений с жизнью самого автора, что несомненно поможет детям понять идею произведения. На этом этапе ведётся работа над приёмом самостоятельной читательской деятельности – умением прогнозировать, развивается логическое мышление и речь детей. На этом этапе ведется большая словарная работа, помогающая раскрыть смысл непонятных слов, выражений, фразеологических оборотов, а также упражнения для развития правильного дыхания и беглого чтения. Что очень важно для слабо -читающих детей. Прием чтения - слушания, в исполнении автора эмоционально напряженной части рассказа, позволяет детям сильнее прочувствовать взаимоотношения в семье главного героя, эмоционально откликнуться на происходящее. Вопрос установка перед чтением настраивает детей на эмоциональное восприятие рассказа Продолжается работа по развитию речи учащихся. На этом этапе развивается воображение детей, они пытаются воссоздать те картины рассказа, которые рисует словами автор произведения. Совер шенствуется навык сознательного чтения. В качестве метода выбрана беседа, чтобы дать возможность детям поделиться тем эмоциональным зарядом, который они получили во время слушания, и выявить степень понимания происходящего в рассказе, с целью дальнейшей корректировки работы во время анализа. Непременно нужно отдохнуть. На этом этапе я продолжаю работать с детьми, используя метод беседы, который помогает выявить уровень понимания детьми сюжетной линии рассказа и провести глубокий анализ текста, мотивируя детей на перечитывание эмоционально-напряжённых частей, несущих смысловую нагрузку. В ходе беседы совершенствуются читательские умения: умение видеть последовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи, видеть жанровые особенности текста. Развивается логическое мышление и речь детей. Выборочное чтение способствует совершенствованию навыков сознательного и беглого чтения. Беседа обобщающего характера с опорой на личный опыт детей способствует правильному пониманию идеи произведения, носит воспитательный характер. Чтение по ролям, которое обыграно с помощью игрового приёма «Радиоспектакль», способствует формированию навыка выразительного чтения, помогает детям увидеть проблемы над которыми им предстоит работать. Игровой приём помогает снять общее утомление детей, не снижая их активности. Этот этап позволяет обобщить мысли детей сделать правильные выводы, проанализировать свое поведение и исправить недостатки. На этом этапе предлагается работа по дальнейшему совершенствованию читательских навыков в форме самостоятельной домашней работы. Выбрано творческое задание , которое поможет детям закрепить знания и умения полученные на уроке; подводится итог всего урока, делается вывод по анализу произведения; отмечаются наиболее активные участники. |