Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.
Актуальность разработки обусловлена потребностями современного общества в социально – активной, творческой личности, формируемой в процессе обучения в школе; необходимостью решения проблемы развития мыслительных способностей учащихся в процессе обучения.
Содержание урока направлено на формирование личностных УУД (развитие мотивации к учёбе, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей), познавательных УУД (строить сообщения в устной форме, развитие знаково-символических действий – замещение буквы звуком, воспринимать смысл предъявляемого текста), коммуникативных (договариваться, приходить к общему мнению, определять цели и способы взаимодействия), регулятивных (учить адекватно воспринимать оценку учителя, ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и, того, что ещё неизвестно). На этом уроке есть прекрасная возможность расширить знания учащихся.
ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве. Наряду с этим используются здоровьесберегающие, развивающие педагогические технологии, реализуется технология проблемно – диалогического обучения, технология деятельностного метода.
Представленный урок предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Наряду с общедидактическими принципами, основополагающими принципами данного урока являются:
В ходе урока удалось решить поставленные задачи, избежав переутомления и перегрузки учащихся, сохранив при этом продуктивную мотивацию учения.
Этап урока | Время, мин. | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | 2 | Приветствие учащихся. Перемена, перемена, Можно бегать и играть, Но нельзя и забывать, Что когда звенит звонок, Он зовёт всех на урок. Нам опаздывать нельзя, Побыстрее в класс, друзья! – Проверим готовность к уроку | Словесный. | Фронтальная. Слово учителя | Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные: воспитание положительной мотивации к учению; формировать интерес к изучению родного языка; |
II. Этап целеполагания и планирования Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством девиза; | 3 | Всякое начало трудно! Прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете?(Всегда трудно что-то начинать, …) Сегодня мы начнем с вами изучать новую тему. Какие ваши ощущения? Боитесь ли вы приступать к работе? Что важно при изучении нового? (Постараться самим открыть новые знания.) Как мычит корова? Какой первый звук вы произносили? Давайте сформулируем учебную задачу урока | | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Мотивирует учащихся к учебной деятельности. Создаёт условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения. | Му-му-му – [м]. – Познакомимся со звуками [м], [м’] и буквой, обозначающей их на письме | Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; |
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Слого-звуковой анализ слова (учебник с. 85) | 10 | На доске предметные картинки с изображение дома и цифры 7. – Что изображено на картинках? – Выполните слого-звуковой анализ слов дом, семь. – Выделите согласные звуки [м] и [м’]. – Согласные звуки [м] и [м’] – звонкие | Словесный. | Фронтальная. Беседа, анализ слов | Задает вопросы. | – Дом, семь. Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов. – В слове дом звук [м] твердый, в слове семь звук [м’] мягкий | Познавательные: расширение кругозора младших школьников; создать условия для развития познавательного интереса; формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов, умение аргументировать и доказывать свое мнение, умение обобщать и синтезировать знания, |
2. Знакомство с буквой М | | – Какой буквой обозначаются звуки [м] и [м’] на письме? – На что похожа буква (эм) М? Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем Получилась буква М. – Выложите букву М из палочек | Словесный, практический. | Фронтальная. Беседа, моделирование буквы | | Находят букву М на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из палочек выкладывают букву М | Познавательные: расширение кругозора младших школьников; создать условия для развития познавательного интереса; формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, |
Физкультминутка | 2 | Мы маленькие зайки Скакали на полянке. Прыгали, скакали, В школу прибежали. За парты тихо скок И продолжим наш урок | Практический | Коллективная | Проводит физминутку. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
IV. Первичное закрепление. 3. Чтение слогов-слияний (учебник с. 85) | 5 | – Прочитайте слоги. – В каких слогах звук [м’] – мягкий, а в каких слогах [м] – твердый? – Прочитайте слова. – Что обозначают прочитанные слова? | Словесный, практический. | Коллективная, индивидуальная. Чтение | Организует работу с учебником | Хором читают слоги. – Ми, ме – согласный звук [м’] – мягкий. Ма, мо, му, мы – согласный звук [м] – твердый | Предметных результатов: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; соотносить понятия звук – буква, уметь характеризовать данные звуки, слышать их в слове; |
4. Дидактическая игра «Твердый – мягкий» | | Учитель знакомит с правилами игры. Поднимаем синюю карточку, если слышим твердый звук, зеленую карточку если слышим мягкий звук. На полу скребется мышка. Спит в берлоге бурый мишка. Этот мишка очень мил, Только лапы он не мыл. Убежала в норку мышка. Спать залёг в берлогу мишка. Мальчик мал, но очень мил, Он водичкой руки мыл | Словесный. Игра | Коллективная | Проводит игру, знакомит с правилами. | Дети поднимают синюю карточку, если в конце строки стихотворения услышат твердый согласный [м]. Зеленую карточку – если услышат мягкий звук [м’] | Регулятивные: уметь понимать и принимать поставленную задачу Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; |
V. Самостоятельная работа. 5. Чтение слов в столбиках и текста (учебник, с. 85) | 5 | – Прочитайте слова. – Назовите самые дорогие слова. – Прочитайте рассказ «На уроке». – Слово мир может иметь разные значения. Мир – вся земля. Мир – дружеские, хорошие отношения между кем-нибудь, отсутствие вражды или ссоры, отсутствие войны | Словесный, практический. Чтение, беседа | Фронтальная, индивидуальная. | Организует работу с учебником | Читают слова. – Мама, мир. Читают рассказ по предложениям. Слушают объяснение учителя | |
6. Москва – столица нашей Родины. Чтение текста, составление рассказа, (учебник, с. 85) | | – Назовите столицу нашей Родины. – Составьте предложение со словом Москва. – Придумайте с другом рассказ о Москве, используя слова: столица, Красная площадь, разные народы, Кремль, красиво | Словесный, практический. Чтение, беседа, рассказ | Фронтальная, парная. | Организует работу с учебником. Проводит беседу. | – Москва. Придумывают предложение со словом Москва. Составляют рассказ с опорными словами | Познавательные: расширение кругозора младших школьников; создать условия для развития познавательного интереса; |
7. Работа с иллюстрацией Чтение стихотворения.Дифференцированное задание (учебник, с. 84) | | – Рассмотрите иллюстрацию. Расскажите, что на ней изображено. – Прочитайте стихотворение | Словесный, наглядный. Беседа, рассказ | Фронтальная. | | Рассматривают иллюстрацию. Читают, рассказывают | |
Физкультминутка | 2 | Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И ещё разок. А потом вприсядку, А потом вприсядку, А потом вприсядку, И снова – по порядку. Побежим мы по дорожке Раз, два, три! И похлопаем в ладошки Раз, два, три! И покрутим головами Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три! | Практический | Коллективная. | Проводит физминутку. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя |
8. Работа с пословицами (учебник, с. 84) | | – Прочитайте пословицы. – Как вы понимаете их смысл? – Найдите буквы М в пословицах | Словесный, проблемный. Чтение, беседа | Фронтальная. | Организует работу с учебником | Читают пословицы, объясняют их смысл. Находят буквы М в словах | |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа с текстом и иллюстрацией (учебник, с. 86) | 4 | – Прочитайте текст. – Выполните задания к тексту. – Рассмотрите картинку. – Расскажите о своем дне | Словесный. Беседа, чтение, рассказ | Коллективная. | Организует работу с учебником | Читают текст по предложению. Отвечают на вопросы. Составляют рассказ | Регулятивные: уметь понимать и принимать поставленную задачу Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать окружающих |
2. Чтение скороговорки (учебник, с. 86) | | – Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстро. Какой звук повторяется? | Словесный, практический. Чтение скороговорки | Групповая, индивидуальная. | Организует работу с учебником | Читают скороговорку. – [м] и [м’] | |
3. Дидактическая игра «Составь слово» (учебник, с. 86) | | – Составьте слова из слогов. – Кто больше придумает слов, которые оканчиваются на -ка | Словесный, практический. Игра | Парная. | Организует работу с учебником | – Сумка, рамка. Придумывают слова, оканчивающиеся на -ка | Коммуникативные: воспитание любознательности, культуры труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в группе. |
VII. Рефлексивно-оценочный Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | 2 | Какую цель ставили на уроке? Удалось ли достичь поставленной цели? Докажите. С какими новыми звуками мы сегодня познакомились? - Охарактеризуйте их. Оцените свою работу на уроке веселой или задумчивой рожицей. Если у вас не было ошибок или вы смогли преодолеть затруднение и можете двигаться дальше, выберете веселую «рожицу», если еще возникают затруднения по данной теме, то выберете задумчивую «рожицу». – Спасибо за урок | Словесный. Беседа | Фронтальная, индивидуальная. | Подводит итог урока. | Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. |
Дорошко Оксана Владимировна учитель начальных классов, муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Еленовская средняя общеобразовательная школа», Ясненский район, Оренбургская область.