Значимость темы в общей системе знаний: раскрывается сущность понятия «местоимение»; формируется представление о местоимении, как части речи; эта тема тесно связана с изученной частью речи - имя существительное. Материал имеет огромную значимость, т.к. полученные сведения систематически используются в дальнейшем при изучении других частей речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Местоимения, как часть речи. Личные местоимения»
Открытый урок по русскому языку
в 4 «Д» классе
МБОУ СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов
Тема: Местоимение, как часть речи. Личные местоимения.
(Программа «Школа России»)
Разработала
Учитель начальных классов
Дударева Марина Михайловна.
Г. Кемерово, 2015г.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
Учащиеся 4 «Д класса обучаются по программе четырёхлетней начальной школы.
Всего в классе 25 человек: 13 мальчиков и 12 девочек. Результаты диагностики и наблюдений показали, что по своему развитию класс делится на 3 группы:
4 человека- с высоким уровнем обучаемости (Протас С., Абрамова В., Житваева К., Селин Н.)
Эти дети с удовольствием посещают школу. Осознают важность и необходимость учения. У них сформировано отношение к себе, как к школьнику. Дети уравновешенные. Дети владеют развёрнутой системой мотивов, присутствуют элементы познавательных мотивов. Выражена мотивация достижения успеха. Быстро включаются в работу. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Быстро усваивают учебный материал.
Любознательны, развиты познавательные процессы, зрительная, слуховая память. Они легко запоминают учебный материал. Способны сохранять его в памяти на долгое время. У детей этого уровня развито произвольное внимание. Они способны распределять и легко переключать внимание. Появляется смысловое запоминание.
Любят рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи. Развито логическое мышление. Развиты такие мыслительные операции как: анализ, синтез, сравнение. Ответы этих детей отличаются глубиной, содержательностью. Учатся грамотно излагать свои мысли, пытаются отстаивать свою точку зрения.
Хорошо развита речь, эмоциональна, выразительна. Развито творческое воображение. В процессе творческих заданий обнаружено, что дети хорошо находят рифмы, сочиняют интересные предложения, рассказы, и даже небольшие стишки. Любят читать. С удовольствием общаются с товарищами, помогают и объясняют им.
11 человек - со средним уровнем обучаемости.(Большакова А., Добров А., Зинченко Д., Король А., Кочуков В. ,Ланцев А., Макаренко С., Паладина А., Пилле С., Рожнёва Л., Рубан А.,)
Эти дети проявляют интерес к учёбе по – разному. Отношение к себе, как к школьнику практически сформировано. Мотивация учения положительная, осознанная.
Дети, у которых преобладание нервных процессов торможения над процессами возбуждения. Они обладают средним уровнем познавательной активности и самостоятельности. Проявляют интерес не ко всем школьным предметам, но всё-таки добиваются хороших результатов в учёбе. Эти дети не сразу усваивают учебный материал, требуется 1-2 раза повторить нужные определения, правила, рассуждения, выводы. Они требуют к себе постоянного внимания и контроля со стороны учителя и родителей. По ходу работы допускает немногочисленные ошибки, которые не замечает, но при указании на них может исправить сам. Преобладает механическая память.
У детей этого уровня недостаточно развито произвольное внимание. Лучше развито непроизвольное внимание. Но им доступно сохранять внимание в течение всего урока.
Преобладает наглядно-образное мышление, формируется и развивается – логическое. Эти дети умеют анализировать, синтезировать, сравнивать. Рассуждают и делают обобщения, выводы с помощью учителя или сильных учащихся.
Воображение развито хорошо. Развивается творческое воображение.
Эти дети меньше читают, но умеют отвечать на вопросы, затрудняются выполнять творческие работы. В конечном результате учебный материал усваивают. Характер учебных действий – среднего уровня.
Дети этого уровня способны хорошо учиться.
Анализ темы урока.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений; и их отличия друг от друга. Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей, уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ранее, и развитие умения точно употреблять слова в связной речи.
При изучении темы «Имя существительное», учащиеся учились распознавать род существительных путём подстановки личных местоимений (он, она, оно).
Значимость темы в общей системе знаний: раскрывается сущность понятия «местоимение»; формируется представление о местоимении, как части речи; эта тема тесно связана с изученной частью речи - имя существительное. Материал имеет огромную значимость, т.к. полученные сведения систематически используются в дальнейшем при изучении других частей речи. Даётся отличие одной части речи от другой.
Новизна изучаемого материала: учащимся разъясняется, что местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а лишь указывает на него. Учащиеся знакомятся с соотносительностью местоимений с другими частями речи, ролью местоимений как устранения избыточного повтора одних и тех же слов, этика использования личных местоимений.
Сложность изучаемого для учащихся: отличие местоимения от других частей речи, его роль в предложении. (Показать учащимся: к разным словам можно задать одинаковый вопрос КТО? ЧТО?, но при этом эти слова могут являться разными частями речи).
В результате рассмотрения этих вопросов ученик должен получить представление о новой части речи «Местоимение», которая характеризуется тем, что изучаемая часть речи только указывает на предмет. Логика изучаемого материала требует, чтобы, прежде всего учащиеся узнали об особенностях местоимений 1, 2, 3-го лица. Затем учащиеся при изучении темы «Глагол», определяют число и лицо глагола по местоимению.
Диагностика исходных знаний, умений и навыков детей.
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1. Знать части речи: имя существительное, имя прилагательное.
1. Допускают ошибки в определении частей речи, когда они стоят в косвенных падежах.
2. Умеют находить главные и второстепенные члены предложения.
2. Умеют находить главные члены предложения, некоторые испытывают затруднения в подчёркивании второстепенных членов предложения (дополнение, определение).
2. Нуждаются в помощи учителя при нахождении главных и второстепенных членов предложения.
3. Знают понятие об однородных членах предложения.
3. Имеют понятие об однородных членах предложения.
4. Умеют распознавать части речи, знают их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных).
4. Умеют распознавать части речи. Допускают ошибки в определении некоторых грамматических признаков (падеж, род имён прилагательных).
4. Допускают ошибки в распознавании частей речи и в определении их грамматических признаков.
5. Умеют определять основную мысль текста.
5. Выделяют несущественные качества.
6. Умеют правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение, ставить запятые между однородными членами в изученных случаях.
6. Допускают ошибки при постановке запятых.
Цели и задачи урока.
Дидактические:
- ввести понятие о новой части речи «местоимение», ввести в активный словарь
- формировать умение по основным грамматическим признакам определять,
какой частью речи является данное слово, и чем оно отличается от других
частей речи (отличие местоимения от существительного);
- формировать умение находить местоимение в тексте, заменять повторы
местоимениями;
- формировать умение правильно употреблять местоимения в устной и письменной
речи, анализировать текст.
Развивающие:
- создать условия для совершенствования общеучебных навыков;
- подвести детей к самостоятельному определению понятия «местоимение», делать выводы на основе обобщения (при установлении зависимости между частями речи и выведением правила);
- развивать наблюдательность при анализе, синтезе, во время классификации;
- формировать коммуникативные навыки у детей (общение друг с другом в парах,высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме);
Оборудование урока.
Для учителя.
Учебник: Т. Г. Рамзаева..
Русский язык. Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы-
- М.: Дрофа, 2002. (стр.163-165)
Индивидуальные доски.
Алгоритм «Части речи».
Таблица «Личные местоимения».
Для учащихся.
Учебник, тетрадь.
Сигнальные карточки
Геометрические фигурки для каждого ученика ( для оценивания своей работы на данном уроке).
Карточки с задачами №1, №2, №3.
Тип урока
Изучение нового материала
Структура урока
1. Организационный момент…………………………………………….
2. Словарная работа……………………………………..………...7 мин.
3. Ввод в новую тему и объяснение нового материала………...20 мин.
1) Введение в новую тему (работа в парах)
2) Работа с правилом
3) Работа по учебнику
4) Работа с текстом
4. Физкультминутка………………………………………………………
5. Срезовая работа…………………………………………………8 мин.
6. Итоги урока…………………………………………………….. 3 мин.
7. Домашнее задание………………………………………………2 мин.
Ход урока.
Этап урока
Предполагаемая деятельность учителя
Предполагаемая деятельность учеников
1. Орг. момент.
- Сегодня на уроке мы «соберём багаж знаний», чтобы отправиться из государства «Имя существительное и имя прилагательное» в новое государство. А в какое, мы узнаем позже.
2.Словарная работа.
На доске:
ворона воробей хороший сорока
- Прочитайте слова.
- Что можно сказать про эти слова?
- На какие 2 группы можно разделить эти слова?
- Прочитайте существительные.
- Прочитайте прилагательные.
- Что общего вы заметили в написании этих слов?
- Какие общие элементы есть в этих буквах?
- Сегодня по чистописанию мы прописываем сочетание – оро – и слова, в которых встречается это сочетание.
На доске:
оро оро оро
ворона воробей хороший сорока
- Назовите ещё раз имена существительные.
- Что вы знаете про имена существительные? Расскажите кратко по схеме.
На доске алгоритм:
Часть речи.
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
Как изменяется?
Каким членом предложения чаще всего бывает?
- Прочитайте прилагательные.
- Что вы можете сказать о прилагательном?
- Составьте предложение, используя только данные существительные.
- Какие получились предложения?
- Какое правило мы должны помнить при написании такого предложения?
- Составьте предложения, чтобы были использованы все слова.
- А у тебя какое предложение? А у тебя?
- Павел, а ты какое составил предложение?
- Давайте запишем это предложение на доске и в тетрадях. Павел, запиши на доске.
- Обозначьте над каждым словом часть речи.
- Оставим пока это слово.
- Слово НАМ – что это? К какой части речи оно относится?
К кому? К НАМ.
- Почему?
- Ребята, а мы можем показать этот предмет?
- А потрогать мы его можем?
- Мы с вами сегодня встретились с таким словом, к которому мы можем задать вопрос, как и к имени, существительному (к кому?), но показать, указать его не можем.
- Можем ли мы отнести это слово к существительным?
- Почему?
- Так к какой части речи мы отнесём это слово?
- А хотите узнать?
- Как вы думаете, над чем мы с вами будем работать сегодня на уроке?
Ученик читает вслух.
- Это словарные слова. Птицы и прилагательное. …
- На существительные и прилагательные.
- Ворона, воробей, сорока.
- Хороший.
- Сочетание – оро-.
- Овал.
Дети записывают в тетрадь.
- Ворона, воробей, сорока.
- Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? И обозначает предмет. Изменяется по числам и падежам. В предложении бывает главным и второстепенным членом.
- Хороший.
- Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? И обозначает признак предмета. Изменяется по родам, числам и падежам. В предложении чаще всего бывает второстепенным членом.
- Ворона, воробей, сорока прилетели к кормушке.
- С однородными членами (существительными).
- Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятыми. Запятая не ставится, если два однородных члена связаны союзом «и».
Ответы детей.
- В хорошую погоду к нам во двор прилетели вороны, воробьи, сороки.
Записывают на доске и в тетради:
В хорошую погоду к нам во двор прилетели вороны, воробьи, сороки.
В – предлог, т.к. это маленькое слово, которое служит для связи слов в предложении.
ХОРОШУЮ – прилагательное, т.к. отвечает на вопрос КАКУЮ?
ПОГОДУ – существительное, т.к. отвечает на вопрос ЧТО?
К – предлог, т.к. это маленькое слово, которое служит для связи слов в предложении.
НАМ -….
ВО - предлог, т.к. это маленькое слово, которое служит для связи слов в предложении.
ДВОР - существительное, т.к. отвечает на вопрос ЧТО?
ПРИЛЕТЕЛИ – Глагол, т.к. отвечает на вопрос, ЧТО СДЕЛАЛИ?
ВОРОНЫ - существительное, т.к. отвечает на вопрос КТО?
ВОРОБЬИ - существительное, т.к. отвечает на вопрос КТО?
СОРОКИ - существительное, т.к. отвечает на вопрос КТО?
- Это существительное.
- Отвечает на вопрос Дательного падежа.
- Нет.
- Нет.
- Нет.
- Так как это не предмет, а существительное обозначает предмет.
- Мы не знаем.
- Да.
- Мы будем работать над новой частью речи.
3. Ввод в новую тему и объяснение нового материала.
1. Ввод в новую тему.
- Посмотрите, на партах у вас есть текст. Возьмите карточку №1.
- Давайте прочитаем этот текст.
- О чём этот текст?
- А вам текст понравился?
- Что-то интересное вы заметили?
- Почему вам текст не понравился?
Что такого странного вы встретили в этом тексте?
- Какую ошибку допустил мальчик при построении этого текста?
На доске:
Сорока
- Попытайтесь изменить этот текст. Сделайте его красивым.
Поработайте в парах.
- А вот теперь мы текст изменили. Давайте прочитаем, получился ли он интересным?
- У вас что получилось?
- А у вашей парты?
- Понравились ли вам тексты?
- Какой текст понравился вам?
- А мне понравились все тексты. Молодцы!
- Вместо слова «сорока», какие слова вы вставили?
Учитель записывает на доске:
Сорока, она, они.
- Давайте посмотрим, какой частью речи является слово «сорока»?
-Докажите.
- Потрогать можем его? Посмотреть на него?
- Переходим к следующему слову.
ОНА. Задаём вопрос.
- Почему вы задали вопрос КТО? Может ЧТО?
- Согласна.
- На что указывает это слово?
На обратной стороне доски записано предложение:
Они улетели.
- Давайте прочитаем предложение.
- Улетели – КТО? Или ЧТО?
- Можем мы вместо слова ОНИ представить другой предмет?
- Они: самолёты, комары, мухи…
- Мы назвали разные предметы. Часть из них отвечает на вопрос КТО?, а часть на вопрос ЧТО?
- Когда какой вопрос задать, мы можем только догадаться, подставив слово.
- С помощью одного предложения мы увидеть этот предмет не можем.
- На кого указывает слово «ОНА» в нашем тексте?
- Откуда вы узнали?
- Слово «ОНА» - называет предмет?
- Только указывает на него (на предмет).
- Познакомимся с новой частью речи, которая называется МЕСТО – ИМЕНИЕМ.
- Никто не подскажет мне, как расшифровать это слово?
- Вместо какого имени стоит это слово?
- Что вы уже узнали о местоимении из нашей работы?
Давайте посмотрим на нашу табличку.
Работа с алгоритмом.
- Можно ли местоимение назвать частью речи?
- Почему?
- Мы с вами в своей речи можем использовать местоимения?
- Посмотрим дальше.
На какие вопросы отвечает местоимение?
- Что обозначает местоимение?
- Откройте учебники на стр.163.
Посмотрим, всё ли мы смогли узнать о местоимении.
2. Работа с правилом.
- Прочитайте правило на стр.163.
- Почему они личные?
На доске появляется табличка:
Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ВЫ, ОНИ – личные местоимения.
- А теперь перевернули страничку и прочитаем второе правило (стр.164).
- Наши выводы о местоимениях, когда мы работали по табличке, совпали с выводом автора или нет?
- Значит, мы с вами кто?.. Молодцы!
3. Работа по учебнику.
- Теперь поработаем с упражнением. Упражнение 372.
- Читаем задание вслух, только на стр.163.
- Прочитаем текст.
- Какую работу мы будем выполнять?
- Назовите их, прочитайте.
Внимание на доску с табличкой:
Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ВЫ, ОНИ – личные местоимения.
- Выполните задание.
- Какие слова вы выписали?
- Как называется эта часть речи?
- Почему?
- Чему мы научились, выполняя это упражнение?
4. Работа с текстом.
- Посмотрите, на партах у вас есть текст. Возьмите карточку №2.
- Задание такое: Спишите, вставив подходящие по смыслу слова.
- Давайте прочитаем текст.
- Внизу даны слова. Прочитаем их.
- Прочитайте первое предложение. Какое слово можно вставить?
В этом предложении нужно конкретно указать, кто пришёл в лес. КТО? – ребята. Иначе мы не поймём, о ком идёт речь дальше.
- Записываем самостоятельно.
- А теперь проверим, какие слова вы вставили в текст.
- В 5-м предложении подчеркните главные члены предложения.
- Что можно сказать о словах «Я» и
« Коля». Чем они являются в предложениях?
- Что можно сказать о местоимении Я?
- Чему учились сегодня?
- С какой новой частью речи сегодня работали?
- Что узнали о местоимении?
(Работа с алгоритмом).
Дети берут карточку №1.
Сегодня я видел картину.
На поляне весело стрекотала сорока. Сорока распушила бело-чёрные крылья. Рядом опустилась ещё одна сорока. Сорока и сорока весело болтали.
Я взмахнул руками. Сорока и сорока улетели.
Ученик читает вслух.
- О сороке.
- Да. Нет.
- Не интересный.
- Повторяется слово «сорока».
- В нём нет красоты. Идёт повторение одного и того же слова.
Идёт работа детей в парах.
Ответы детей (3).
- Да.
Ответы детей.
- Она, они, птицы.
- Существительное.
- Сорока - отвечает на вопрос КТО? И обозначает предмет.
- Можем.
- Кто?
- Нет. Она – это сорока. Значит – КТО?
- На сороку, на предмет.
Ученик читает вслух.
- Кто?...
- Что?...
Ответы детей.
- На сороку.
- Из текста.
- Нет.
Ответы детей.
- Вместо имени существительного.
- Да.
Ответы детей.
- Можем.
- Кто? Что?
- Местоимения указывают на предмет, но не называют его.
Ученик читает вслух.
Ответы детей.
Ученик читает вслух.
- Совпали.
Ученик читает вслух.
Ученик читает вслух.
- Выписывать местоимения.
Дети записывают в тетради.
- Ты, я, мы, он, она.
- Местоимение.
- Так как эти слова не называют предмет, а только указывают на него.
- Находить местоимения в тексте.
Дети берут карточку №2.
В воскресенье … пришли в лес. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. … переливался всеми цветами радуги. Неожиданно … увидел дятла.
Слова для справок: дети, они, ребята, она, деревья, иней, снег, он, мальчик, девочка, я, Света, Коля.
Ученик читает вслух.
Ученик читает вслух.
Ответы детей.
Дети записывают в тетрадочку.
Ученик читает получившийся текст.
1) Неожиданно яувидел дятла.
2) Неожиданно Коляувидел дятла.
- Подлежащим.
- В предложении оно может быть подлежащим.
- Вставлять слова по смыслу, используя текст.
- С местоимением.
- Это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Местоимения указывают на предмет, но не называют его.
4. Физкультминутка.
5. Срезовая работа.
- А теперь немножко отдохнём.
- Руки за спину.
- Спинку выпрямили.
- Глаза закрыли.
- Рисуем линию вверх (красим забор).
- Справа налево, слева направо.
- Рисуем круги, квадрат.
- Крепко зажмурили глаза, открыли.
- Посмотрите, у вас на столах есть карточка №3. Возьмите её.
- Вам предложено 3 задания:
1) Даны слова. Вам надо выписать только личные местоимения.
2)Вставить в предложения личные местоимения.
3)Составить 5 предложений о зиме, птицах, лесе, используя разные личные местоимения.
- Выберите то задание, с которым вы справитесь. Которое вам интересно, которое вам посильно.
Проверка.
- Какие местоимения вы выписали?
- Прочитайте предложения, которые у вас получились. Какие местоимения вы написали?
- А у остальных я проверю, когда буду проверять тетрадочки.
- Оцените себя, как вы справились с заданием.
Дети выполняют движения.
Дети берут карточку №3.
1) Выпишите только личные местоимения.
Да, ну, ты, но, взо, ух, вы, при, к, мол, она, без, у, для, в, ты, над, со, над, про.
2) Спишите, выберите и вставьте личные местоимения(зелёной ручкой).
* Ветер, ветер! … могуч.
* Чем …, гости, торг ведёте?
* Злой тоской удручена. К муравью ползёт…
* …дитя оберегал, колыбелечку качал.
3)Составьте 5 предложений о зиме, птицах, лесе. Используйте разные личные местоимения.
Дети выбирают задание и выполняют его самостоятельно.
- Ты, вы, она, ты.
- Ветер, ветер! Ты могуч.
Чем вы, гости, торг ведёте?
Злой тоской удручена. К муравью ползёт она.
Ты дитя оберегал, колыбелечку качал.
Ученики отмечают на полях:
+ правильно;
+ - есть к себе замечания;
- неправильно.
5. Итог урока.
- Для чего нам нужна эта тема? Зачем нам изучать местоимения?
- Мы учимся развивать свою речь, чтобы она была красивой. Чтобы не было повторов, мы используем местоимения.
- Что вам показалось трудным?
- Над чем вам надо ещё поработать?
Оцениванию работу ребят на уроке.
- Посмотрите, у вас на столах лежат геометрические фигурки: круг, квадрат, треугольник.
- Поднимите:
- кто выполнил всё без ошибок.
- кто справился, но допустил ошибки.
- кому было трудно.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети поднимают фигурки.
6. Домашнее задание.
- Упражнение 375.
- Найдите его.
- Читаем только задание.
- По желанию, в предложениях с местоимениями, выделить подлежащее и сказуемое.
- Записываем в дневники задание.
Ученик читает вслух.
Записывают задание в дневники.
Самоанализ урока.
Одной из задач урока является ввести понятие о новой части речи «местоимение», ввести в активный словарь учащихся термины «местоимение», «личные местоимения»; формировать умение по основным грамматическим признакам определять, какой частью речи является данное слово, и чем оно отличается от других частей речи (отличие местоимения от существительного);
При подготовке к уроку были учтены программные требования, а так же возрастные (наглядность – таблички) и индивидуальные ( дети по-разному воспринимают) особенности учащихся. Учитывала особенности детей разного уровня обучаемости, опиралась на имеющиеся у детей знания (это понятие «имя существительное», «имя прилагательное», выполнение различных операций с ними). Урок вёлся в среднем темпе. Это позволило выполнить запланированное.
Урок носил обучающий, развивающий, воспитывающий характер. Ученики убедились в необходимости получения новых знаний и умений. Приложили усилия, для их приобретения. Осознанно использовали их на этапе закрепления.
Выбранная мною форма проведения урока – проблемная (при работе с1-м текстом). Она помогла вовлечь ребят в активную мыслительную деятельность, а также позволила ввести в урок не только занимательный материал, но и весьма сложные вопросы учебной программы (чем местоимение отличается от существительного).
Построение урока было направлено на развитие всех компонентов структуры учебной деятельности: мотивационного (заинтересованность детей), операционного (все выполняемые действия), регулирующего ( полученные знания использовались при выполнении упражнения, срезовой работы, во время выводов). Объяснение нового материала строилось на основе групповой работы. Знания были даны не в готовом виде, а добыты самими учащимися.
Урок отвечал основным дидактическим принципам: осознанности, научности и доступности. Его яркость, выразительность, использование наглядных средств, простота изложения, связь с жизнью, делали учебный материал доступным для восприятия детей.
Применялись различные методы обучения:
репродуктивный
проблемный (работа в группах)
объяснительно-иллюстративный (при работе с табличками-карточками)
словесно-логический (при работе с правилами)
самостоятельность
работа с книгой.
Все они были направлены на развитие познавательной мотивации.
Методы обучения соответствовали формам организации познавательной деятельности:
фронтальная (при объяснении нового материала)
групповая (при работе с таблицами – карточками)
индивидуальная (при дифференциации, помощь слабым ученикам; работа у доски).
Учитывая индивидуальные психологические особенности детей, использовалось дифференцированное задание по степени сложности, по степени творчества, по степени помощи. Это позволило вовлечь в работу весь класс, помогло раскрыть у учащихся свои способности. Это способствовало чёткой организации детей, осознанному усвоению материала.
На каждом этапе урока задания и вопросы были направлены на развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Организация учебного сотрудничества способствовала развитию коммуникативных навыков, рефлексии. На уроке происходило развитие психических процессов (произвольная и осмысленная память, словесно-логическое мышление, произвольное внимание), воспитывалась и развивалась сама личность ребёнка. Воспитательные задачи реализовывались через создание дружеской творческой атмосферой урока, доброжелательных отношений учителя и учеников. Учитель помогает ученику овладеть способом получения знаний и организует его работу на уроке. Характер заданий предполагает действия в зоне ближайшего развития.
Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты.
Список литературы
1. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку». 2. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова «Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы». 3. С. Э Уразова «Стихотворения для уроков русского языка».