Урок по русскому языку в 3Б классе УМК «Школа России»
Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.
Задачи:
1. Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.
2. Развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Формировать умение договариваться, учитывать разные мнения, приходить к совместному решению в совместной деятельности.
4. Содействовать воспитанию культуры через парную и групповую работу.
Планируемые результаты:
Личностные:
-понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имен существительных женского рода.
Метапредметные:
Регулятивные:
- оценивать ход и результат выполнения задания;
- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
Познавательные:
общеучебные:
- ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;
логические:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логические цепи рассуждений;
- постановка и решение проблем;
- самостоятельно искать способ решения проблемы.
Коммуникативные:
- уметь работать в парах;
- внимательно слушать друг друга;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
- воспроизведение своими словами правила, алгоритма, выполнение действий по образцу;
- знать, как пишутся имена существительные женского рода с шипящими на конце;
- находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имен существительных женского рода обогащение речи детей.
Ход урока
I. Организационный момент. (2 мин)
Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.
-Здравствуйте, ребята.
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем улыбками гостей и друг друга. Садитесь.
-Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
-Открываем тетради, записываем, число. Классная работа.
-Двадцать Третье Января(Объясните отфограммы)
Классная работа (Орфограммы)
-Пропустите строчку, мы тему запишем чуть позже.
II.Минутка чистописания:( 3 мин)
На доске записаны слова: Вьюга, голубь, ручьи, крылья, тополь, тюльпан.
Какую букву будем писать, когда определим, что объединяет все эти слова
-Что вы знаете об этой букве?
-Какую функцию она выполняет в словах (показатель мягкости, разделительный мягкий знак)
- Составьте цепочку букв для минутки чистописания по порядку записи слов.
Ью,бь.ьи,ья,ль- продолжите до конца строки.
-Оцените свою работу на этом этапе, подчеркните самую лучшую букву ь знак
III. Постановка проблемы. Новая работа «Ь» (3мин)
-Сегодня мы узнаем еще об одной роли мягкого знака. Для этого выполним следующее задание
- На доске записаны слова:
Нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь, товарищ
-Какой части речи относятся эти слова?
-Что объединяет эти слова. Какие звуки вы услышали на конце этих слов?
- Что вы знаете об этих звуках?
-А что необычного вы заметили в написании этих слов?( в одних словах есть буква мягкий знак,в других нет)
-Возникла проблема?Будем ее решать.
Сформулируйте тему нашего урока? Что мы сегодня на уроке должны узнать?
-Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.(запишите тему в тетрадь)
IV.Работа по теме:( 7 мин)
Чтобы вы легко освоили новую тему: я предлагаю вам следовать следующему плану:
1.Проводим исследование
2.Делаем вывод
3.Составляем памятка «ь знак после шипящих
4.Тренируемся!!!
5.Работаем в группе
6.Проверим свои знания
-Мы должны провести небольшое исследование. (Учащиеся выполняют задание в тетрадях)
Разделите эти слова на две группы:
Девочки выписывают имена существительные женского рода.
2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.
Мальчики выпишут слова м.р., (2 человека работают у доски)
-Какой вывод мы сможем сделать сейчас? Что вы заметили?
Что объединяет слова первого столбика? (существительные женского рода) с Ь
– Что объединяет имена существительные 2 столбика?
(существительные мужского рода) без Ь
Какой вывод мы сможем с вами сделать? Когда пишется у существительных мягкий знак после шипящих?
-Давайте откроем учебник на с.31 и проверим наш вывод. (читают правило)
Это орфограмма
–Какова же работа Ь? (Грамматическая. Он указывает на род существительных.)
V. Составление алгоритма на доске:( 5 мин)
_Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с ь знаком на конце после шипящих:
– Что по вашему мнению, мы должны выяснить сначала?
1. Надо определить сначала часть речи, ведь нам может встретиться другая часть речи. (определяем часть речи)
2. Если слышу на конце шипящий звук, то определяю род имени существительного. (шипящий звук)
3.Определяю род:
Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
Если существительное женского рода, то Ь пишу.
-Молодцы! Мы с вами составили памятку, которой можно пользоваться, чтобы не ошибиться при написании Ь у существительных после шипящих
VI. Физминутка (для рук)- видео (5 мин)
VII.Отработка полученных знаний:( 10 мин)
Работа над упражнением с.33 упр.57(по очереди выходят, записывают словосочетания, определяют род сущ, доказывают пишем или нет ь знак)
VII.Работа в группах:( 5-7 мин)
-Повторяем правила группы
-Каждая группа получает задание в файле
На выполнение 3-5 минут
1.Составление половиц по группам.
Объяснить их значение.
Объяснить написание существительных с шипящим на конце.
1. группа: Лож… человека не красит
2. группа: Всякая вещ… хороша на своём месте
3. группа: Умный товарищ… - половина дороги
4. группа: Реч…вести- не лапти плести
5 группа Рож… поспела – берись за дело
-Выступление ответственных
VIII.Проверь себя- выполнение теста по QR-код. Дать инструкцию:(5 мин)
IX.-Итог. Рефлексия. (2 мин)
- Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?
- О какой роли мягкого знака в существительных после шипящих узнали? Когда пишется буква ь знак после шипящих у сущ.?
-Кто справился со всеми заданиями?
- Какие задания оказались трудными?
- Над какими вопросами еще надо поработать?
Оцените свои достижения сигнальными карточками.
● Все понял. Со всеми заданиями справился без затруднений.
? Понятно, но есть некоторые вопросы сомнения.
! Много непонятного, неясного
Д.з.с.32 упр.55