№п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Время | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
1 | Этап самоопределения к деятельности Словесный:слово учителя Практический: выполнение упражнения Артикуляционное упражнение | 2 мин | - Здравствуйте, ребята! - Сегодня у нас необычный урок обучения грамоте. К нам на урок пришли гости, давайте поздороваемся. - Ребята, настраиваемся на продуктивную работу и вспомним наш девиз - мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Я уверена у вас на уроке все получится! - На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Давайте сделаем артикуляционную гимнастику. - Упражнение 1 «Лошадка», 2 «Грибок», 3 «Маляр» и 4 «Киска сердится» - Молодцы. | - Здравствуйте. Настраиваются на урок Выполняют упражнение «Свеча». | Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
2 | Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог Практический: чтение учащимися Словесный: учебный диалог Практический: чтение учащихся Словесный: учебный диалог | 6 мин | - Ребята, мы знаем уже очень много букв русского алфавита, давайте их вспомним? - Эта буква какие звуки обозначает? - Чем отличаются буквы от звуков? - А звуки делятся, в свою очередь, на какие группы? - Мы помним как у нас в учебнике принято обозначать звуки, давайте вспомним!!! (звуковые фишки) - правильно отвечаем! - Молодцы! Но вы умеете я уверена и звуковую схему слова читать! Давайте попробуем! - отлично получилось! - Скажите все изученные ранее буквы всегда обозначали звуки? Да. - Ребята посмотрите на доску, Маша попросила Мишу написать слово – конь, правильно Миша это сделал. - нет. - Какой звук мы слышим в конце слова. Н* - Может нам написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного, что получится. - Подходит? (я, е,) - Итак, кто догадался о какой букве пойдет речь сегодня на уроке? - Верно. Молодцы. | - На прошлом уроке мы познакомились с буквами…. Ответ детей. - Буквы – пишем и видим, звуки – слышим и произносим. - Гласные и согласные - Глухими и звонкими, мягкими и твердыми. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Р: целеполагание П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности П: анализ объектов с целью выделения признаков П: анализ объектов с целью выделения признаков К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
3 | Постановка учебной задачи Словесный: слово учителя Наглядный: презентация | 2 мин | - Кто сможет сформулировать тему нашего урока? - Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока. - Молодцы, спасибо. - Посмотрите на печатную букву ь, на что похожа эта буква? Физминутка для глаз | - Тема нашего урока: «Буква ь - как показатель мягкости согласных». 1. Познакомимся с буквой Ь и узнаем для чего ее использовать в словах. 2. Будем читать слоги и слова с изученной буквой. | Р: планирование К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Р: целеполагание |
4 | Открытие детьми нового знания Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения Наглядный: презентация, учебник. Словесный: учебный диалог Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя | 6 мин | - Давайте откроем тетради к азбуке, и напечатаем эту букву. А заглавная буква есть? - А звук какой эта буква обозначает? - Откройте свою азбуку на странице 45. - Посмотрите что вы видите вверху страницы. Что необычного вы заметили? - Да, посмотрите, все известные нам ранее модели звуков зачеркнуты. Как вы думаете почему? - Какой мы с вами можем сделать вывод? - Какие вы молодцы! - Посмотрите на картинки. Что здесь изображено? - Ель, ел, линь - В этом слове есть ь? Это слова записано и звуками – какой последний звук? Л* - Теперь посмотрите на слово рядом ел - А что обозначает это слово? – действие, есть ли в этом слове ь. - Посмотрите, что происходит со словом, если упустить мягкий знак? - У нас на рисунке дерево, которое обозначается словом-названием ель, а по буквам, которые остались, получилось слово-название действия ел. - Мягкий знак это буква? Докажите. - Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягкий знак? - Буква – помощница, которая сама не разговаривает, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласный произносится мягко. Вот какая замечательная буква! | Печатают в тетради Это очень хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Работа с учебником - Схема звука зачёркнута - Может быть, потому что мягкий знак не обозначает звука - Буква ь знак не обозначает звука при произношении - На картинках изображены ель и заяц ел - Получилось слово ел, оно не совпадает со словом ель - Ел – обозначает действие, значит, кушал - Если упустить мягкий знак, меняется значение слова - Мягкий знак – это буква, потому что его можно написать - Я считаю, что его назвали мягкий знак, потому что он указывает на мягкость предшествующего согласного | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
5 | Первичное закрепление Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения | 5 мин | - Давайте посмотрим на звуковые схемы этих двух слов. - Прочитай первую звуковую схему. Давайте посчитаем, сколько звуков в этом слове - Теперь посчитайте, сколько букв в этом слове? - Посмотрите, букв и звуков в этом слове одинаковое количество. - Обратите внимание, у всех ли букв есть звук? - Еще раз прочитайте слово ель. Какой последний звук вы слышите?(л’) Какой это звук? - Как вы думаете, почему он мягкий? - Так какую же работу выполняет буква ь знак? Молодцы ребята! | Работа с учебником - В первом слове 3 звука - В этом слове 3 буквы - Нет, ь звука не обозначает - Ель, последний звук [л’] [л’] – согл., звонк., мягк. - Его смягчает мягкий знак - ь смягчает рядом стоящие согласные | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам К: с достаточной полнотой выражать свои мыли Лог: доказательство П: анализ объектов с целью выделения признаков |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения | 5 мин | Мягкий знак стоит в сторонке, Не мешает никому, Но тихонько и легонько Обращаются к нему. Соль зовет, и день, и пень — А помочь ему не лень! - А я предлагаю вам поработать в паре. У вас на столах лежат карточки со словами. - Ваша задача – превратить эти слова в новые слова при помощи ь. А затем поменяться карточками и проверить друг у друга. Физминутка | Работа в парах Находят ошибки и исправляют их | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
7 | Включение в систему знаний, повторение Словесный: учебный диалог Практический: работа с учебником Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения | 5 мин | - Посмотрите на слова в учебнике, давайте по цепочке их прочитаем. - Первая парта начинает. Повторим хором. Три-четыре. - Читаем следующее цепочку. Повторим хором. Три-четыре. Мели – кто знает значение этого слова? - Читаем по цепочке слова. Омуль –кто знает значение этого слова? Молодцы! Идём дальше. - А что внизу на этой странице, что под картинками мы видим. (Предложения) - А теперь давайте составим схему к предложению. У Алины рояль. - А как называется, если несколько предложений связаны между собой по смыслу? Текст (устно давайте составим текст, наверняка у вас это получится) На рыбалке. | Работа с учебником Мы – мыло – мыло – мыльный Ме – мел – мель – мели – мели Мель - неглубокое место в реке, озере, море. Ел – ели – ели – ель – у ели Ле – лень – олень – олень – олени – олени Мо – моль, ро – роль, но – ноль, ру – руль Ро – рояль – рояль, ре – ремень – ремень Лу – лунь, му – омуль - омуль Омуль - рыба из семейства лососёвых. | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их К: с достаточной полнотой выражать свои мыли Лог: доказательство К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их |
8 | Рефлексия деятельности Словесный:учебный диалог Практический: выполнение упражнения | 4 мин | - Итак, подведем итоги нашей работы на уроке. -Над какой темой мы работали? -Что нового вы сегодня узнали? - Для чего же нам нужен мягкий знак? -Ребята, на ваших партах лежат СИГНАЛЫ, ваша задача поднять карточку того цвета, на какую ступеньку вы поднялись на этом уроке. - Зеленый цвет – вам все понравилось, у вас хорошее настроение. - Желтый цвет – вы затрудняетесь. - Красный цвет – вам не понравилось, вам было трудно. Спасибо за урок вы отлично потрудились! | - Тема нашего урока: «Буква ь - как показатель мягкости согласного». - Мягкий знак нам нужен для смягчения согласных, стоящих перед ним | Р: давать оценку П: анализировать способы и условия действия, контролировать и давать оценку процесса и результатов деятельности. |