kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мягкий знак - как показатель мягкости согласного

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка соотавлена для открытого урока по обучению грамоте в 1 классе, по программе "Перспективная начальная школа" Это первый урок по теме: "Мягкий знак - как показатель мягкости согласного звука"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак - как показатель мягкости согласного»






КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Тема урока: «Буква ь - как показатель мягкости согласных»

Цели деятельности учителя:

  • знакомство учащихся с новой буквой;

  • формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова;

  • создание условий для развития речи.


Планируемые результаты:


Предметные:

  • знать функцию буквы ь;

  • уметь читать слова, высказывания с мягким знаком, находить его в незнакомом тексте;

  • уметь правильно ставить ударение и распознавать слова;

  • уметь составлять звуковую модель.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • осознавать личностный смысл учения.


Тип урока: урок «открытия» нового знанияияим знаком, находить и

Оборудование: программа«ПНШ»; учебник: Азбука1 класс , раздаточный материал, презентация.


п/п



ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Время



СОДЕРЖАНИЕ УРОКА



ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1

Этап самоопределения к деятельности



Словесный:слово учителя



Практический: выполнение упражнения

Артикуляционное упражнение

2 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня у нас необычный урок обучения грамоте. К нам на урок пришли гости, давайте поздороваемся.

- Ребята, настраиваемся на продуктивную работу и вспомним наш девиз - мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Я уверена у вас на уроке все получится!

- На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Давайте сделаем артикуляционную гимнастику.

- Упражнение 1 «Лошадка», 2 «Грибок»,

3 «Маляр» и 4 «Киска сердится»

- Молодцы.

- Здравствуйте.





Настраиваются на урок







Выполняют упражнение «Свеча».












Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


2

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация







Словесный: учебный диалог













Практический: чтение учащимися

Словесный: учебный диалог



Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог


6 мин

- Ребята, мы знаем уже очень много букв русского алфавита, давайте их вспомним?

- Эта буква какие звуки обозначает?

- Чем отличаются буквы от звуков?

- А звуки делятся, в свою очередь, на какие группы?

- Мы помним как у нас в учебнике принято обозначать звуки, давайте вспомним!!! (звуковые фишки)

- правильно отвечаем!

- Молодцы! Но вы умеете я уверена и звуковую схему слова читать! Давайте попробуем!

- отлично получилось!



- Скажите все изученные ранее буквы всегда обозначали звуки? Да.

- Ребята посмотрите на доску, Маша попросила Мишу написать слово – конь, правильно Миша это сделал.

- нет.

- Какой звук мы слышим в конце слова. Н*

- Может нам написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного, что получится.

- Подходит? (я, е,)

- Итак, кто догадался о какой букве пойдет речь сегодня на уроке?

- Верно. Молодцы.


- На прошлом уроке мы познакомились с буквами….

Ответ детей.

- Буквы – пишем и видим, звуки – слышим и произносим.

- Гласные и согласные

- Глухими и звонкими, мягкими и твердыми.



К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Р: целеполагание







П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности







П: анализ объектов с целью выделения признаков







П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3

Постановка учебной задачи

Словесный:

слово учителя

Наглядный:

презентация

2 мин

- Кто сможет сформулировать тему нашего урока?



- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока.

- Молодцы, спасибо.

- Посмотрите на печатную букву ь, на что похожа эта буква?

Физминутка для глаз

- Тема нашего урока: «Буква ь - как показатель мягкости согласных».

1. Познакомимся с буквой Ь и узнаем для чего ее использовать в словах.

2. Будем читать слоги и слова с изученной буквой.

Р: планирование

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Р: целеполагание

4

Открытие детьми нового знания



Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения











Наглядный:

презентация, учебник.

Словесный: учебный диалог







Словесный: учебный диалог









Словесный: слово учителя

6 мин

- Давайте откроем тетради к азбуке, и напечатаем эту букву. А заглавная буква есть?

- А звук какой эта буква обозначает?

- Откройте свою азбуку на странице 45.

- Посмотрите что вы видите вверху страницы. Что необычного вы заметили?

- Да, посмотрите, все известные нам ранее модели звуков зачеркнуты. Как вы думаете почему? 

- Какой мы с вами можем сделать вывод? 

- Какие вы молодцы! 

- Посмотрите на картинки. Что здесь изображено?

- Ель, ел, линь

- В этом слове есть ь? Это слова записано и звуками – какой последний звук? Л*

- Теперь посмотрите на слово рядом ел

- А что обозначает это слово? – действие, есть ли в этом слове ь.

- Посмотрите,  что происходит со словом, если упустить мягкий знак? 

- У нас на рисунке дерево, которое обозначается словом-названием ель, а по буквам, которые остались, получилось слово-название действия ел.

- Мягкий знак это буква? Докажите.

- Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягкий знак?

- Буква – помощница, которая сама не разговаривает, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласный произносится мягко.

Вот какая замечательная буква!

Печатают в тетради







Это очень хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Работа с учебником

- Схема звука зачёркнута

- Может быть, потому что мягкий знак не обозначает звука

- Буква ь знак не обозначает звука при произношении

- На картинках изображены ель и заяц ел

- Получилось слово ел, оно не совпадает со словом ель

- Ел – обозначает действие, значит, кушал

- Если упустить мягкий знак, меняется значение слова



- Мягкий знак – это буква, потому что его можно написать

- Я считаю, что его назвали мягкий знак, потому что он указывает на мягкость предшествующего согласного






Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать





К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их















К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их









К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли




5

Первичное закрепление



Словесный: учебный диалог





Практический: выполнение упражнения






5 мин

- Давайте посмотрим на звуковые схемы этих двух слов.

- Прочитай первую звуковую схему. Давайте посчитаем, сколько звуков в этом слове 

- Теперь посчитайте, сколько букв в этом слове?

- Посмотрите, букв и звуков в этом слове одинаковое количество.

- Обратите внимание, у всех ли букв есть звук?

- Еще раз прочитайте слово ель. Какой последний звук вы слышите?(л’) Какой это звук?

- Как вы думаете, почему он мягкий? 

- Так какую же работу выполняет буква ь знак?

Молодцы ребята!

Работа с учебником



- В первом слове 3 звука



- В этом слове 3 буквы





- Нет, ь звука не обозначает

- Ель, последний звук [л’]

[л’] – согл., звонк., мягк.

- Его смягчает мягкий знак

- ь смягчает рядом стоящие согласные

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам



К: с достаточной полнотой выражать свои мыли

Лог: доказательство





П: анализ объектов с целью выделения признаков




6

Самостоятельная работа с самопроверкой



Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

5 мин

Мягкий знак стоит в сторонке, 
Не мешает никому, 
Но тихонько и легонько 
Обращаются к нему. 
Соль зовет, и день, и пень — 
А помочь ему не лень!
 

- А я предлагаю вам поработать в паре. У вас на столах лежат карточки со словами.

- Ваша задача – превратить эти слова в новые слова при помощи ь.

А затем поменяться карточками и проверить друг у друга.

Физминутка

Работа в парах

Находят ошибки и исправляют их


Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера




7

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог



Практический: работа с учебником



Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

5 мин

- Посмотрите на слова в учебнике, давайте по цепочке их прочитаем.

- Первая парта начинает.

Повторим хором. Три-четыре.

- Читаем следующее цепочку. Повторим хором. Три-четыре.

Мели кто знает значение этого слова?

- Читаем по цепочке слова.

Омуль –кто знает значение этого слова?

Молодцы! Идём дальше.

- А что внизу на этой странице, что под картинками мы видим. (Предложения)

- А теперь давайте составим схему к предложению.

У Алины рояль.

- А как называется, если несколько предложений связаны между собой по смыслу?

Текст (устно давайте составим текст, наверняка у вас это получится) На рыбалке.

Работа с учебником

Мы – мыло – мыло – мыльный

Ме – мел – мель – мели – мели

Мель - неглубокое место в реке, озере, море.

Ел – ели – ели – ель – у ели

Ле – лень – олень – олень – олени – олени

Мо – моль, ро – роль, но – ноль, ру – руль

Ро – рояль – рояль, ре – ремень – ремень

Лу – лунь, му – омуль - омуль

Омуль - рыба из семейства лососёвых.




Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли

Лог: доказательство







К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстникам

Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их








8

Рефлексия деятельности



Словесный:учебный диалог



Практический: выполнение упражнения

4 мин

- Итак, подведем итоги нашей работы на уроке.

-Над какой темой мы работали?

-Что нового вы сегодня узнали?

- Для чего же нам нужен мягкий знак?

-Ребята, на ваших партах лежат СИГНАЛЫ, ваша задача поднять карточку того цвета, на какую ступеньку вы поднялись на этом уроке.

- Зеленый цвет – вам все понравилось, у вас хорошее настроение.

- Желтый цвет – вы затрудняетесь.

- Красный цвет – вам не понравилось, вам было трудно.



Спасибо за урок вы отлично потрудились!



- Тема нашего урока: «Буква ь - как показатель мягкости согласного».



- Мягкий знак нам нужен для смягчения согласных, стоящих перед ним



Р: давать оценку

П: анализировать способы и условия действия, контролировать и давать оценку процесса и результатов деятельности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мягкий знак - как показатель мягкости согласного

Автор: Гончар Ольга Владимировна

Дата: 04.02.2020

Номер свидетельства: 538384

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока по теме Мягкий знак как показатель мягкости согласного на письме"
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_po_teme_miagkii_znak_kak_pokazatel_miagkosti_soglasnogo_na_pisme"
    ["file_id"] => string(6) "589933"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1635443759"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока "Обобщение знаний о мягком знаке - как показателе мягкости согласных". "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-o-miaghkom-znakie-kak-pokazatielie-miaghkosti-soghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "141758"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418156164"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. "
    ["seo_title"] => string(58) "miaghkii-znak-kak-pokazatiel-miaghkosti-soghlasnogho-zvuka"
    ["file_id"] => string(6) "231727"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442599908"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по теме "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-tiemie-miaghkii-znak-kak-pokazatiel-miaghkosti-soghlasnogho-zvuka"
    ["file_id"] => string(6) "131010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416057540"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "русский язык " мягкий знак  как показатель мягкости согласных " "
    ["seo_title"] => string(65) "russkii-iazyk-miaghkii-znak-kak-pokazatiel-miaghkosti-soghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "216130"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432881020"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства