Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к уроку математики по теме "Решение задач с помощью уравнений"»
Методические рекомендации по проведению зачетного урока математики 3 класс по теме: «Решение задач с помощью уравнений»
Цель урока: сформировать у учащихся навыки и умения работы с уравнениями при решении задач. Основные навыки и умения учащихся в области решения уравнений должны быть направлены на решение задач, в которых нет ни одного известного количественного параметра, но имеются данные о сумме этих компонентов.
План занятия:
Устный счет-разминка
Актуализация основных знаний и умений учащихся в проверочном диктанте
Упражнения на составление выражений с буквенными величинами
переход к решению задач с неизвестными величинами при помощи составления уравнений
Формирование умений у учащихся работать по опорной схеме
закрепление нового материала с помощью тренировочных заданий
Обобщение в устной форме полученных знаний на уроке
а) назовите какие числа в произведении дают 36 (36 и 1, 4 и 9, 6 и 6, 12 и 3);
Б) какое число можно разделить на 48 и получить в частном 2;
В) назовите примеры чисел в первом десятке чисел, которые делятся на 3;
Г) При вычитании из какого числа 9 -ки можно 45;
Д) При сложении с каким числом 25 дает в сумме 69;
Е) При умножении какого числа на 9 можно получить 72;
Ж) что надо вычесть из 390 чтобы получить 100.
Ценность проведения устной разминки в данной форме состоит в том, что у ребят начинают работать аналитические и синтетические функции мышления, некоторую трудность представляет эта разминка для учащихся со слабо развитым вниманием и восприятием на слух.
После таких примеров ученики переходят к решению уравнений на доске (2 ученика решают уравнения за закрытыми досками, а затем класс после сдачи своих работ, выполненных в домашних тетрадях, проверяет «по горячим следам» правильность решения, сверяя их с результатами на доске).
Для решения на два варианта предлагаются следующие уравнения
64+ Х=96 1. 6*Х=192
Х-253=241 2. 100: Y=10
564-х= 53 3. 239- х=114
х : 7 =23 4. 189: Y=3
17*Y= 68 5. Х-527=313
96: X=12 6. 125*х=250
х*2=186 7. Y: 14=28
2*Y+37 =47 8. 3*Х+48=138
24: (y-5)=6 9. 35: (Y+3)=7
При решении отвечающий на доске называет неизвестный компонент уравнения, если компонент неправильно определен, то учащиеся класса (по желанию) называют компонент и предлагают путь решения. Максимальная оценка за все правильно решенные задания на доске и в тетради –11 баллов, при этом задания №8 и 9 оцениваются по два балла.
Ценностью такой формы проведения опроса является то, что ребята привыкают самостоятельно мыслить, а необходимый контроль и коррекция результатов приводит к более глубокому осмысливанию и запоминанию, первые семь заданий рассчитаны на безусловное знание решения простейших уравнений.
После проведения данной формы фронтального опроса с опорой на уже сформированные знания и навыки учащихся учитель плавно переходит к формированию знаний при решении задач на составление уравнений.
Для этого вначале возникает необходимость в формировании отвлеченных понятий на базе заданий подобных следующему. Учитель просит ребят составить выражение для следующей задачи « В одной корзине содержалось а груш, а в другой на 5 груш больше. Сколько груш содержалось во второй корзине?». Правильный ответ это а+5. Для ребят с проблемами логического мышления данная задача может быть проиллюстрирована предварительно подготовленным рисунком (рис.1).
а+5
а
12
(Первая корзина) (Вторая корзина)
Рис.1. Иллюстрация для составления выражения с буквой
Следующий вопрос будет логически верным для формирования у ребят навыков в составлении уравнений для задач. Необходимо не отвлекаясь от данного условия спросить у учащихся о том, сколько же груш будет содержаться в этих двух корзинах и записать с их слов полученное выражение, а именно (рис. 2). Представленную запись хорошо бы снабдить пояснительным указанием с подчеркнутой принадлежностью к разным корзинам
а+а+5
Количество Количество
груш в первой груш во второй
корзине корзине
Рис.2. Запись выражения с буквой (пояснительные указания)
Несколько тренировочных заданий, подобных описанному выше помогут закрепить навыки составлений выражений с переменной. Эти упражнения можно записать на доске, например:
В одном ящике было в килограмм огурцов, а в другом на 25 кг больше. Сколько огурцов было во втором ящике. Сколько огурцов было в двух ящиках?
В одном мешке было с кг муки, а во втором на 9 кг больше. Сколько
Сколько кг муки было во втором мешке и сколько кг было в двух этих мешках вместе?
Также ребята должны уметь самостоятельно составляет подобные упражнения по рисункам, например по такому рисунку (рис. 3).
К К+6
Первый бидонВторой бидон
Рис.3. Иллюстрация для составления выражений
При составлении зданий самостоятельно у учащихся также включаются процессы анализа и обобщения. Теперь можно переходить к рассмотрению решения задачи на составление уравнения. Задачу также хорошо проиллюстрировать опорной схемой или рисунком.
Задача: «В двух кусках ткани было 208 метров. Во втором куске ткани было больше ткани на 4 метра. Сколько метров ткани в каждом куске?»
Для решения задачи хорошо составить рисунок (рис. 4).
1
208 метров
4 метра
2
Рис.4. Иллюстрация для облегчения работы с составлением уравнения в задаче
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что неизвестные части в обоих куска равны, то есть представляют собой одинаковое количество материала. Наиболее сообразительные учащиеся могут предложить рецепт решения этой задачи устно, как то вычесть из 208 4 и затем поделить на 2, так как неизвестные куски и в первом и во втором рулоне ткани одинаковы. После изучения условия задачи необходимо задать учащимся вопросы:
сколько ткани было в первом куске ткани
сколько ткани было во втором куске ткани
на сколько больше ткани было во втором куске
сколько ткани хранилось в дух кусках вместе
если обозначить первый кусок за х, то как можно определить длину второго куска, используя х (используя опыт составления выражений ребята легко ответят на этот вопрос – х+4)
Попросите составить учащихся выражение для ответа на вопрос, сколько будет материала хранится в двух кусках – ответ Х+Х+4
Обратите теперь внимание на то, что нам известно количество материала, хранящееся в двух кусках одновременно, то есть в сумме и предложите им сопоставить выражение с буквой и условие задачи, то есть ребята должны поставить знак равенства между Х+Х+5 и числом 208.
Теперь на доске можно записать уравнение и снабдить еще раз его описательными стрелками
Х + Х+4 = 208 Вместе два куска
Первый Второй
кусок кусок
Рис.5. Схема для анализа задачи
Процесс решения уравнения теперь не представляет ля ребят трудности, только необходимо обратить внимание на то, что Х+Х =2Х , а затем перейти к уравнению с неизвестным слагаемым 2х +4=208
2*Х=208-4; 2*Х=204; Х=204/2 ; Х=102.
Фактически найдена длина первого куска и теперь, обратив внимание на условие или на схему, ребята могут найти и длину второго куска, то есть 102+ 4=106.
Необходимо выполнить проверку рассуждением найденного и сопоставлением имеющихся в задаче данных, то есть еще раз обратить внимание на то, что найденные куски первого рулона, то есть 102 и второго, то есть 106, в сумме должны дать нам 206, что соответствует данному условию задачи.
Предложите теперь ребятам в качестве самостоятельной работы решить задачу по схеме с условием
1 полка
185 книг
2 полка
6 книг
Рис.6 Схема к анализу задачи
После решения задачи спросите у ребят какие моменты решения задачи непонятны и попросите решить эту же задачу без составления уравнения.
Задание на дом должно содержать 25% от решенного в классе на уроке, поэтому можно определить его так:
Повторить основные компоненты уравнений
Решить уравнения, используя проверку
А) Х+ 137=486
Б) 216*Y= 432
В) 2*Х + 15 =35
Г) 128+Х+Х=998
2.Составить и решить задачу
по схеме (рис.7):
559 тонн
125 тонн
Рис. 7 Рисунок для составления задачи
После обсуждения домашнего задания, необходимо провести заключительный этап урока, то есть попросить ребят ответить на вопросы и сделать главный вывод урока.
Вопросы могут быть следующего содержания
1. когда возникает необходимость составления уравнения в задаче
2. Как мы обозначаем неизвестный нам компонент задачи
3. Сколько будет Х+Х
4. как найти неизвестной слагаемое в уравнении
5. Для чего нам нужно делать проверку после решения уравнения и задачи