Методические материалы к проведению уроков.
Характеристика особенностей людей с инвалидностью и способов организации
сопровождения, общения и взаимодействия.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к категории «инвалид» относятся
лица, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Частью 16 статьи 2 Закона об образовании впервые в российской законодательной
практике содержательно раскрыто понятие «обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий».
Категории «инвалид» и «человек с ОВЗ» не являются тождественными, но имеют
области пересечений.
Так, к категории «инвалид» относятся люди, которые имеют ограничения по
здоровью, не требующие создания для них специальных условий в образовательном
процессе.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по
здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий для получения
образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической
комиссии.
В данных методических рекомендациях представлена характеристика особенностей
людей с инвалидностью, которые помимо медицинского статуса имеют психологопедагогический статус «обучающийся с ОВЗ» и требуют создания специальных условий в
образовательном процессе, проведения целенаправленной работы по формированию
толерантного отношения: с нарушением зрения (слепые и слабовидящие); с нарушением
слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие); с нарушением опорно-двигательного
аппарата; расстройствами аутистического спектра (далее – РАС); умственной отсталостью;
тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР).
Люди с нарушениями зрения
Категория людей с нарушениями зрения весьма неоднородна. В зависимости от
остроты зрения одни из инвалидов по зрению совсем ничего не видят, другие могут видеть
только свет, третьи – свет и цвета окружающих предметов, четвертые – только движения
руки перед лицом, пятые – могут видеть на очень близком расстоянии предметы.
14
В классификации В.З. Денискиной слепые обучающиеся, имеющие остаточное
зрение, подразделяются на следующие группы:
1) слепые со светоощущением. Эти дети видят только свет, т. е. отличают свет от
тьмы. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно
показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией, не
могут указать, откуда падает свет;
2) слепые, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, т. е. они отличают
не только свет от тьмы, но и различают цвета;
3) слепые, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения
(примерно от 0,005 до 0,009). При таком зрении в комфортных условиях человек видит
движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии может различать цвета, контуры
и/или силуэты предметов;
4) слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. В этой группе слепых
острота зрения варьируется в пределах 0,01–0,04 (на лучше видящем глазу с коррекцией).
Важное значение для понимания особенностей людей с нарушением зрения имеет
характеристика деформаций периферического зрения человека. Оно измеряется полем
зрения. Поле зрения – это определенный сегмент пространства, который виден человеку во
время фиксации взглядом на неподвижной точке. У нормально видящего человека поле
зрения кнаружи составляет 90 градусов, к носу и кверху – 55-60 градусов, а книзу – 65-70
градусов.
К наиболее часто встречающимся вариантам деформации поля зрения относятся:
Концентрическое сужение поля зрения. Такое поле зрения называют трубчатым, так
как человек видит мир так, как будто смотрит в узенькую трубочку. При чтении такой
человек видит только 3-4 буквы и поэтому совершает движения головой справа налево и
наоборот. Если такому человеку требуется оглядеться, рассмотреть пространство, то он
также вынужден крутить головой. Характеризуя зрение такого человека можно сказать, что
если он близко стоит и его взгляд направлен на мелкие детали, то он может рассмотреть их.
Например, пуговицы на блузке собеседника, серьги. Однако все остальное пространство
человек не увидит, если не будет интенсивно поворачивать голову.
Половинчатое выпадение поля зрения. При таком нарушении у человека выпадают
половинки полей зрения и зрение оказывается «полосатым». Причем вертикальные полоски,
в которые человек пусть нечетко, но видит крупные и/или яркие окружающие предметы,
чередуются с вертикальными темными полосами, в которые человек ничего не видит. И для
того, чтобы увидеть и то пространство, которое скрыто за выпадающими участками, человек
вынужден поворачивать голову при каждом шаге, чтобы видеть скрытые за темными
15
полосами участки пространства и составлять, как из пазлов, более полную картину
окружающего мира.
Выпадение нижних половинок поля зрения на обоих глазах. Люди с таким полем
зрения не видят то, что находится ниже их поля зрения. И для того, чтобы увидеть то, что
находится внизу им приходится наклоняться. При таком нарушении поля зрения затруднено
самостоятельное передвижение по городу, поскольку для того, чтобы рассмотреть дорогу
они вынуждены наклоняться. В положении тела «прямо» они видят только крыши домов,
кроны деревьев, небо, трубы.
Выпадение верхних половинок поля зрения обоих глаз. Люди с данным нарушением
поля зрения наоборот не видят того, что находится вверху. В некоторых случаях в верхних
половинках поля зрения человек видит только свет.
Выпадение центральной части поля зрения. При таком нарушении поля зрения
центральный участок поля зрения либо полностью, либо частично выпадает из акта зрения. В
результате человек смотрит боковым зрением, что можно заметить по характерному
повороту головы.
Выпадение нескольких участков поля зрения. В поле зрения может быть несколько
темных пятен (скотом), которые могут находиться как в центре глаза, так и на его
периферии. В результате человек вынужден совершать движения головой, чтобы «собрать
картинку окружающего мира» из тех кусочков, которые он хоть слабо, но все-таки видит.
Все перечисленные выше проявления нарушений зрения часто требуют от людей с
инвалидностью по зрению значительных усилий при выполнении повседневных действий и
часто являются причиной своеобразного поведения инвалидов по зрению (потряхивания
головой, постоянные повороты головы и т.д.). Своеобразное поведение инвалидов по
зрению, вызванное необходимостью дополнить картину видимого, часто со стороны
воспринимается как «странное поведение» слепых людей, их ненормальность, даже как
интеллектуальная недостаточность. При этом сами инвалиды, как правило, не знают о
внешних проявлениях последствий своего нарушенного зрения, если кто-то об этом не
сказал.
Большинство инвалидов по зрению имеют монокулярное зрение (то есть у них либо
вообще видит только один глаз, либо один глаз видит лучше другого), которое не позволяет
им точно оценить расстояние до и между предметами, видеть рельеф поверхности так, как
это происходит при нормальном зрении. При таком зрении, даже если человек хорошо видит
косяки дверей, при быстром перемещении он ударяется о них, если забывает
подстраховаться, прикоснувшись рукой.
16
Многие из слепых людей страдают либо светобоязнью (их глаза просто закрываются
при ярком свете, очень белом снеге, ярком солнце), либо куриной слепотой (нарушением
темновой адаптации, то есть при хорошем освещении плохо, но видят, а в сумерках ничего
не видят, кроме огоньков). Это приводит к ухудшению зрительного восприятия и трудностям
передвижения в темное время суток, при плохом освещении, в пасмурную погоду.
Нарушения зрения затрудняют получение информации, самостоятельного
перемещения, общение и взаимодействие с нормально видящими людьми и т.д.
Так, часто у людей с инвалидностью по зрению часто отмечаются недостаточность
невербальной коммуникации. Это связано с тем, что мимика и пантомимика формируются в
раннем детстве по подражанию взрослым. Поскольку дети с нарушением зрения не видят
лиц и жестов других людей, то они соответственно не могут переносить увиденные образцы
в процесс своей коммуникации.