Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему "Зимующие птицы"»
Тема урока: Зимующие птицы.
Задачи:
Образовательная: расширить знания детей о зимующих птицах.
Коррекционная: развивать речь (при ответах на вопросы); логическое мышление.
Воспитательная - воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.
Оборудование: изображение Бабы-Яги, предметные картинки с изображением зимующих птиц, картинки для раскрашивания птиц, письмо Ход урока I.Организационный этап 1. Эмоциональная установка на успех предстоящей работы Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Будем мы сейчас трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики.
Девиз: Повторять и учить ум-точить.
-Как вы понимаете эти слова?
2. Схематическое рисование своего настроения в начале урока Я бы хотела узнать, какое у вас настроение? Выберите солнышко, если у вас хорошее настроение или тучку, если ваше настроение плохое.
II. АОЗ.
Артикуляционная гимнастикапо теме «Птицы»
Для того, чтобы мы с вами правильно и четко произносили каждый звук, мы с вами выполним речевую и артикуляционную гимнастику.
«Зимующие птицы»
Вот синичка прилетела, «качели»
И на веточку присела.
Чистит пёрышки с утра стучать зубами
Не страшны ей холода.
Это что за птица
К нам в окно стучится. «Трубочка»
И на крышу дома язык за верхние зубы
Медленно садится. «лопаточка»
Вдалеке стучится дятел «дятел»
Д-д-д по дереву.
Он сегодня весел
Червячки нашлись ему. «змейка»
1.Упражнение на дыхание:
«Улетают птицы»--И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох;
2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.
2.Упражнения для язычка:
Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц
«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
Упражнения для щек и губ
«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
Упражнения для языка
«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
«Очень вкусная пища!»Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.
«Аист». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».
Ла-ла-ла - Есть у птицы два крыла.
Ли-ли-ли – Прилетели журавли.
2.Отгадайте загадку.
Снится ночью червяку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это …(птица). (картинка)
- Кто такие птицы?
(Птицы-это животные тело, которых покрыто перьями)
-Какие бывают птицы?
(Дикие и домашние. Перелетные и зимующие).
- Что общего у всех птиц? (Строение)
-Чем птицы отличаются друг от друга? (По величине, окраске ..)
3. Сообщение темы урока. Мотивационный этап
Ребята, сегодня утром, когда я пришла в класс, обнаружила в дверях письмо (показ письма). Пришло оно от Старичка – Лесовичка. Давайте его прочитаем. „Я — Старичок - Лесовичок. Злая Баба-Яга украла и заколдовала моих друзей- зимующих птиц. Но она оставила записку: «Помочь тебе могут умные, смелые и добрые дети. Они должны выполнить мои задания». -Ребята, мы должны помочь зимующим птицам! Поможем? (да) -О чём будем говорить на уроке?
Тема урока: Зимующие птицы.
Зимующие птицы- народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
III. ИНМ.
Рассказ учителя.
Зимующие птицы - это те птицы, которые с приходом зимы не улетают на юг, а остаются зимовать в своем родном краю. Эти птицы способны переносить холод и найти себе корм.
Для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно бедным пернатым. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. Темнеет быстро, а в темноте корма не найти. Поэтому с рассвета и до темноты птицы зимой ищут себе еду. А уж кто остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Зимой в поисках еды птицы постоянно жмутся к человеческому жилью. Часто в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись.
А еще можно увидеть в зимние морозы, как птица стоит то на одной, то на другой ноге. Так птица обогревает свои ноги, попеременно поднимая их с холодной земли.
Чтобы согреться, пернатые тесно прижимаются друг к другу, прячут клювы под крыло. Сбиваются в стаи даже те птицы зимой, которые летом живут в одиночку. Так им легче перенести зиму. Нашла одна птичка корм – сразу же оповестила всех. Вот все и сыты. Стае легче заметить приближающуюся опасность.
IV.Физминутка.
Я по лесу гулял, (Шаги на месте).
Птиц все считал (Упражнение «Птица летит»).
Раз, 2,3,4,5 (Указательным пальцем правой руки дети считают пальцы левой, начиная с мизинца и обратно с большого пальца).
Буду их считать опять.
Посмотрю я в небо
Влево, вправо.
Птичкой захотел я стать (Руки вниз, удивление).
И руками стал махать (Махи руками).
Крылья вверх и крылья вниз,
Только слышен ветра свист. (Указательный палец делает круговые движения).
Я подпрыгнул, чтоб взлететь (Прыжок, руки вверх).
Но пришлось на землю сесть (Присесть).
V.ЗИМ. Выполнение заданий Бабы-Яги.
-Каких же птиц держит Баба Яга? 1.Загадки Бабы-Яги. 1.Вот вещунья - белобока, А зовут её: (Сорока) 2.Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей Кто же это: (Воробей) 3.Спинкаю зеленовата Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) 4. Кар-кар-кар! - кричит плутовка. Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Как зовут её? … (Ворона) 5. Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды - С первым снегом Тут как тут! (Снегирь)
6. Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. (Дятел)
Молодцы, ребята, вы узнали птиц, которых заколдовала Баба Яга. Давайте еще раз их назовем,(воробей, синица, ворона, сорока, снегирь. дятел). Как можно назвать одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас) 2. Игра: “Собери птицу”.
Ветер в лесу был такой сильный, что все мои картинки разлетелись и перепутались. Помогите мне собрать картинки.
Представьте, что эти птицы спорят. Кому улетать в теплые края, а кому оставаться? Помогите им принять решение.
Закрыть фишками перелетных птиц.
4. Физминутка.
- А сейчас, ребята. мы проверим, как вы запомнили, какие птицы зимующие, а какие перелетные?
Давайте проверим. Если я называю зимующую птичку, вы садитесь, как будто вам холодно, а когда перелетную, встаньте на цыпочки и поднимите руки вверх, как будто собрались улетать.
5.Игра «Помогаем птицам зимой» Птицам зимой в лесу не только холодно, но и голодно.
Ребята, как мы можем помочь птицам зимой?
- повесить кормушки;
- покормить птиц зернами;
- покормить птиц хлебными крошками;
Очень холодно зимой!
Мы домой спешим с тобой. В доме нашем хорошо, И уютно, и тепло. А птички зимой голодают, От холода замерзают. Мы на улицу пойдем, Угощенье им возьмем. Будем птичек угощать Зернышками, крошками, Крупою и горошком. Но злая Баба-Яга даже корм спрятала от птиц в кормушку - ловушку. А вот чем мы будем угощать наших птичек. Какой корм спрятала Баба-Яга? (показ картинок: крошки, сало, рябина, гречка, пшено). Игра с мячом «Кого чем угостим?» Воробья — крошками, Синицу — салом, Снегиря — рябиной, Ворону – гречкой, Сороку – пшеном. 5. Игра “Бинокль”. (слайд “ Дерево с птицами”).
Наши птицы так обрадовались, что вы их собрали, что уселись все на лесной поляне. Где сидит…. на….?
Кто сидит под … ?
7.«Назови ласково»
Дыхательная гимнастика.
Зимой птицам очень-очень холодно, потому что на улице мороз и дует холодный ветер.
Давайте согреем птиц. Ты какую птицу отогрел?
- А теперь давайте согреем зимующих птиц еще и ласковыми словами. Ласковое слово - что солнышко. - птица – птичка, пичужка - синица – синичка - воробей – воробышек – воробьишко - снегирь – снегирек, снегиречек - голубь – голубка, голубок - галка – галочка - Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова и будут чаще прилетать к нам в гости.
VI. Итог урока - Ребята, наш урок подошел к концу. Мы расколдовали всех птиц. Сегодня мы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим: - Как называют птиц, которые не улетают на юг? - Почему их так называют? - Каких зимующих птиц вы запомнили? - Какая птица вам очень понравилась? Почему? -Ребята, а какое у вас настроения в конце урока. Я рада, что у вас всех весёлое настроение
Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы– наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.