kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по окружающему миру на тему: «Где зимуют птицы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока уточнить предстовление детей о перелетных и зимующих птицах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по окружающему миру на тему: «Где зимуют птицы»»

МБОУ «Лологонитлинская средняя школа»





















Тема урока:

Где зимуют птицы

1 класс































Подготовила:

Гоболова Майсарат Асадулаевна

2017 г.

Урок по окружающему миру (1 класс) УМК «Школа России»

Тема: Где зимуют птицы?

Тип учебного занятия: урок открытия новых знаний

Цели урока: расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелётными птицами; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; сформировать представления о научном поиске, методах работы орнитологов;

развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности мышления, творческих способностей; воспитание бережного отношения к птицам.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся находить взаимосвязи в природе; поймут, что птицы зимуют по-разному; будут учиться строить сообщения, выводы в устной форме.

Личностные: ученики будут развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать доверие и внимательность к окружающему, готовность к сотрудничеству и дружбе.

Познавательные: ученики научатся формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства;создавать и преобразовывать модели, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации.

Регулятивные: учащиеся будут формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Коммуникативные: учащиеся будут учиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Основные понятия: зимующие птицы, перелётные птицы

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс 2 часть, А.А.Плешаков, М. «Просвещение» 2012 г.; рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс 2 часть, А.А.Плешаков, М. «Просвещение» 2016г., карточки с изображением птиц, фишки.

Ход урока.

I.Организационный момент.



Продолжаем новый день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать

II. Актуализация знаний

  1. Устный опрос

-На прошлом уроке мы вместе с Муравьишкой Вопросиком и Мудрой черепахой совершили интересное путешествие.

-О каких холодных районах Земли мы узнали с героями ? ( О Северном Ледовитом океане и Антарктиде)

-Чем похожи эти районы?(Покрыты снегом и льдом)

-В каких районах земли круглый год жарко? ( В саванне и тропическом лесу.)

2) Игра «Исправь ошибку»

-Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть ошибки.

Слушайте внимательно и найдите их.

На севере.

Один из холодных районов Земли – это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

Ошибки:В районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс; пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде)



В жарких странах

На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства – саванны, а также густые влажные тропические леса. Там живут слоны, моржи, носороги, львы,зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.

(Ошибки: моржи и тюлени – животные Северного Ледовитого океана.)



III. Самоопределение к деятельности

— Не может наш Муравьишка без загадок. Вот и сегодня ему не терпится их вам загадать. Кто сможет отгадать?

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

Ачто — пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит... (сорока).



В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

и ставит подпись:... (дятел.)



И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и... (совы).

-  Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О птицах.)



- Послушайте рассказ Ю.Дмитриева «Какие бывают птицы»

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки их очень много- около 9 тысяч видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины. Есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые умеют летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие – только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других птиц и зверей. А есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу.

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные…



-О ком этот рассказ?

- Где могут жить птицы?

-Каких размеров могут быть птицы?

- Где птицы строят гнёзда?

- Предположите, какая будет тема урока? (Где зимуют птицы?)

-Давайте себя проверим и прочитаем название темы на с.16 учебника.

-К нам на урок снова пришел Муравьишка, который уверяет, что видел в Африке во время сафари обыкновенную ласточку, которая летом выводила птенцов под крышей деревенского дома. Как же так? Что делала ласточка в Африке?

- А Мудрая черепаха каждый день видит воробьев, голубей, сорок? Почему они не улетели на юг?

- Почему остались?

- Вот и попытаемся на уроке выяснить, где зимуют птицы? Почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые края, а некоторые остаются зимовать в наших краях, и как об этом узнали учёные.

IV.Изучение нового материала.

- Давайте вспомним, что вам уже известно о птицах?(Птицы- это животные, тело которых покрыто перьями)

Отгадайте загадки:

- Черный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост, как упор. (Дятел.)

(Учитель прикрепляет на доску табличку«Зимующие птицы» и изображение дятла. )

Дятел

С утра до позднего вечера слышится в лесу стук дятла. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков из выдолбленных отверстий. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел – лесной санитар.

-Ребята, а кто знает эту птицу?

Эта птица ползает по деревьям вниз головой,

отсюда получила своё название.

Поползень.)

(Прикрепила картинку к зимующим птицам.)

Поползень

Получил своё название за умение лазать по стволам деревьев вниз головой. Но самое интересное другое: запасает поползень на зиму корм. Жёлуди, орехи, крылатки клёна - всё запихивает в трещины, щели на стволах. Трудится до самого декабря. Конечно же, зимой он не все найдёт кладовые, но зато припрятанными семенами будут кормиться другие птицы.



- Муравьишка принес вам загадку о зимующей птичке.

Озорной мальчишка, в сером армячишке,

По двору шныряет, крохи собирает.

Воробей.)

(Прикрепила картинку.)

Воробей

Воробьи – очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!»- кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.



-А следующую загадку отгадаете?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика?

Синичка.)

(Прикрепила картинку.)



- Почему зимой мы часто можем видеть эту птичку, а летом с ней не встречаемся?

Летом синица растит потомство в лесу.)

- Правильно, ребятки, летом они в лесу питаются, а зимой они за помощью прилетают к домам.

Синица.

Назвали её так за песенку: «Сии-сии». Летом птицы живут в лесу стайками по 25 птичек, питаются насекомыми. Зимой прилетают к нашим домам за помощью. Ведь насекомые спрятались. В морозные ночи синицы прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга.



-Ребята, а кто догадался, что у этих птиц общее?

- А кто из вас знает, как называют птиц, которые никуда не улетают, а круглый год живут у нас?(Зимующие.)

- Птиц, которые остаются в родных краях, называют зимующими, у них с осени образуется толстый слой подкожного жира, поэтому они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из 10 примерно 1-2 доживают до весны. Как мы можем помочь им?( Сделать и развесить кормушки с кормом.)

- Мы с вами развесили кормушки в школьном дворе и дома и проводим акцию «Птичья столовая»,подкармливаем птиц.



V. Физкультминутка.

Птички прыгают, летают,

(Прыжки на месте, взмахи руками)

Птички крошки собирают.

(Показать ,как клюют птички.)

Пёрышки почистили,

(Погладить руки, носики.)

Птички летают, поют,

(Взмахи руками.)

Зёрнышки клюют.

(Показать,как клюют птички.)



VI.Продолжение работы по теме.

-Ребята, а кто из вас знает, как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места? (Перелётные).

-Отгадайте загадки про этих птиц:

Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)



Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый …(Скворец)



Еще в низинах снег и лёд,

Но небеса весенние.

И он летает и поёт,

Блистая оперением.

Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения,

Его и песня, и полёт

Вошли в стихотворения. ( Жаворонок)





Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (Соловей)



-Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нём вьют гнёзда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на столбах, на деревьях и даже на крышах домов. Считается, что эта птица приносит счастье. У этих птиц нет голоса. Разговаривают они друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (Аист)



-Рано весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится знакомый голос этой перелётной птицы. Она зимовала в далёкой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить род. Но делает она это не так, как все птицы. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнёзда других птиц. Эта птица – большая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (Кукушка)



- Из соломинок, глины лепят эти птички гнёзда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Они даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачёрпывая её клювом. (Ласточки)

1.)Беседа, работа по учебнику.

-Рассмотрите рисунок на с.16.Отметьте синими фишками зимующих птиц,а красными –перелётных.

(Самопроверка по учебнику (с.84-85).)



-Теперь мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые – орнитологиузнали, куда улетают перелетные птицы.

-Как же это удалось сделать ученым?

-Ученые- орнитологи придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца. с.17.

-А как эти кольца помогли им?

На каждом кольце был номер и адрес места, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

2.) Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 с.14– Помогите птицам ответить на вопрос: кому из них улетать осенью в тёплые края, а кому оставаться на родине?

№2 с.14-15







VII. Рефлексия деятельности.



Игра «Третий лишний»

(Назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор.)                                

•   Галка, грач, воробей.                                               

• Ласточка,зяблик, дятел.                                                          

•  Ворона,сорока, кукушка.                                                        

•  Сова,голубь, соловей.                                                              

•  Скворец, поползень,журавль.                                                   

•   Стриж,воробей,галка.    



   —  Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся указывают на один из смайлик и объясняют свой выбор.)

                                     

VII. Итог урока.

-Вернёмся к учебной задаче урока. Мы узнали, что птицы зимуют по-разному. Какие названия они получили в зависимости от этого?(Те, которые зиму проводят в наших краях, называются зимующими ,а те, которые на зиму улетают в тёплые края ,-перелётными)

- Перечислите перелетных и зимующих птиц. Какую помощь мы должны оказывать зимующим птицам?

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Методическая разработка урока по окружающему миру на тему: «Где зимуют птицы»

Автор: Гоболова Майсарат Асадулаевна

Дата: 02.12.2017

Номер свидетельства: 441733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока  «Природные зоны России . Путешествие по тайге». "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-prirodnyie-zony-rossii-putieshiestviie-po-taighie"
    ["file_id"] => string(6) "108078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403544355"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Урок изучения нового материала. Тема: «Природные комплексы суши и океана. Природная зональность.  Природные комплексы нашей местности» "
    ["seo_title"] => string(142) "urok-izuchieniia-novogho-matieriala-tiema-prirodnyie-komplieksy-sushi-i-okieana-prirodnaia-zonal-nost-prirodnyie-komplieksy-nashiei-miestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "132016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416257673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства