- учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» в 2-х частях, М.: Просвещение, 2012 г., УМК «Школа России»;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Время |
1. Организационный момент | Читает стихотворение. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь. А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Книжка, карандаш, тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? | Слушают стихотворение | Регулятивные УУД: - организация своего рабочего места Личностные УУД: - формировать интерес к изучению родной природы;- овышать уровень мотивации учебной деятельности. | 1 минута. На данном этапе происходит создание благоприятной обстановки, положительного настроя учащихся к уроку. |
2. Актуализация знаний и постановка проблемы
| - Читает стихотворение под музыкальное сопровождение. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой... Ф.Тютчев Организует диалог. - Давайте мысленно перенесемся в волшебный зимний лес. - Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой? - Закройте глаза. Послушайте мелодии, и скажите, о ком мы будем беседовать сегодня на уроке. (Звучит запись голосов птиц) - Скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые улетают в тёплые края? - А кто из вас может назвать их? - Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края? - А какие птицы вам часто встречаются сейчас зимой в нашей местности? -Как вы думаете, как всех этих птиц можно назвать? - А почему их так называют? - Какую пользу приносят птицы? - Без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и защищают растения от вредных насекомых. - О чём же мы сегодня будем говорить на уроке? | Слушание и осмысление стихотворения - Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода. - Перелётные. - Скворцы, ласточки и т.д. - Они не приспособлены к холодам и др. - Воробьи, синицы и т.д. - Зимующие. - Они не улетаю зимой в тёплые края. - Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых. - О птицах и о том, как им трудно выжить зимой. | Познавательные УУД:-общеучебные - произвольное и осознанное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы, перелетных птицах; - логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта). Коммуникативные УУД: - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные УУД: - проявление интереса к новому учебному материалу. Регулятивные УУД: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | 3 минуты. На данном этапе формулируется тема и цель урока используется фронтальная форма работы. . |
3. Подготовка к активному восприятию и усвоению материала | - А сейчас послушайте меня внимательно и отгадайте загадки ,что это за птица? Маленький мальчишка, В сером армячишке, По полям шныряет, Крохи собирает. Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдёт приют: Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут! Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. | -Воробей -Снегирь - Синичка | Личностные УУД: - повышать уровень мотивации учебной деятельности. | 1 минута. На данном этапе в игровой форме повышается уровень мотивации учебной деятельности. |
4.Изучение нового материала. | - А сейчас, давайте отправимся к птичкам и послушаем, что они говорят. (Просмотр презентации) Они говорят, что им голодно зимой и холодно. Почему? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Поэтому они вынуждены ежегодно совершать перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно. Это ласточки, журавли, гуси, скворцы, аисты. А что же делать птичкам, которые остаются зимовать? Правильно. Например, воробьи.(показ иллюстрации) Они стараются держаться поближе к человеку, забиваются в щели домов, под крыши сараев. Или синички и поползни (показ иллюстрации), они почти круглый год живут в лесах, а когда наступают холода, перебираются поближе к людям и любят полакомиться семенами деревьев, салом и хлебом и т.д. - Сообщает новую информацию о птицах - Откройте учебники на странице 74. -Прочитайте тему урока и рассмотрите птиц на рисунке -Прочитайте их названия. Найдите отличительные признаки каждой птицы. - Посмотрите, птички решили отдохнуть. Давайте и мы к ним присоединимся. | Отвечают на вопросы учителя. Просматривают презентацию - Им нечем питаться, потому что насекомые прячутся под снегом. - Мы должны им помогать, подкармливать. Работают с учебником Читают и отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД: - перерабатывать полученную
информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; - наблюдать и делать выводы; - дополнение и расширение имеющихся знаний; - знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц; Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик;
ученик – ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций; | 7 минут. На этом этапе дети знакомятся с зимующими птицами. Использовала презентацию. Методы обучения: словесные, наглядные. |
5. Физкульминутка (под музыку) | Показ движений учителем. На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде «раз», А над ними весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два». Пошагать придётся нам – выше голова! Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два». Наблюдай за птичками, головой верти. Вот зарядка кончилась. Сядь и отдохни. | Повторяют движения за учителем. - (Дети встают из-за парт) - (Дети поднимают руки)
- (Опускают руки вниз) - (Дети шагают)
- (Повороты головы) - (Дети садятся за столы) | Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. | 3 минуты. Здоровьесберегающая технология. Физкультминутка подобрана в соответствии с темой урока. |
6. Изучение нового материала. | -Отгадайте загадку. Что за стол среди берёз Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. - Подумайте, чем же можно кормить птиц? Показывает и комментирует слайды | Просматривают презентацию, продумывают ответ на вопрос. -Кормушка Думают чем можно кормить птиц и отвечают на вопрос. | Познавательные УУД: - чтение и слушание; - умение извлекать нужную информацию; дополнение и расширение имеющихся знаний | 3 минуты. При помощи презентации обучающиеся знакомятся с особенностями выбора корма для птиц. |
7. Применение полученных знаний | Выполнение заданий в рабочей тетради. -Откройте рабочие тетради № 1 (с. 52) - Рассмотрите рисунки. Кто смог узнать птиц на этом рисунке? Выполните задание. Наблюдает за деятельностью учеников, вместе с учащимися исправляет ошибки. - Ребята, давайте составим меню для птиц. - Прочитайте текст на с. 75, чтобы хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц. Что бы они заказали себе на обед? - Меню для птиц мы выбрали, а куда же можно положить корм? | Работают в рабочей тетради Читают текст в учебнике. Работа у доски. «Составляют птичье меню» Дети объясняют свой выбор. - В кормушку. | Познавательные УУД: - отбирать информацию.
Коммуникативные УУД:
-аргументировать свою позицию; - участвовать в диалоге на уроке
Предметные: - получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); обобщать жизненные наблюдения.
Личностные УУД: - осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам. | 4 минуты. На этом этапе урока используется самостоятельная и коллективная форма работы. Закрепление знаний. |
8. Практическая работа. | 1) Вводная беседа. - Сегодня мы с вами научимся делать птичьи столовые из подручного материала. Для этого нам понадобятся – пустая коробка из – под сока , ножницы и бечевка. Посмотрите внимательно на выставку кормушек разных видов.( в учебнике стр. 74). - Они изготовлены из разных материалов. Но не всегда под рукой находятся фанера, доски, молоток, гвозди. Для изготовления сложных кормушек нам необходима помощь взрослых. Они всегда заняты и у них часто не хватает на это времени. И мы сегодня с вами научимся делать кормушку, которую вы сможете сделать сами, без помощи взрослых (показ образца). 2) Закрепление инструкции по технике безопасности при работе с ножницами. 3) Анализ предстоящей работы. - Рассмотрите образец кормушки. - Из каких частей состоит кормушка. - Из каких материалов сделана кормушка. 4) Изготовление кормушки под руководством учителя. Ход работы показан в рабочей тетради. - Молодцы! Хорошие получились кормушки. С такими заботливыми ребятами как вы ни одна птичка не погибнет. Читает стихотворение Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна – И не страшна будет им зима… Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Вам встречать весну. | - Определение учащимися материалов из которых выполнены кормушки. Дети проговаривают, как правильно пользоваться ножницами. - Коробка из-под сока и верёвка. Учащиеся изготовляют кормушку. Дети выставляют свои кормушки на столик. Слушают стихотворение. | 10 минут. На данном этапе обучающиеся под руководством учителя по плану изготавливали кормушку для птиц своими руками. |
9. Обобщение полученных знаний. | - А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Крестики- нолики», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Игра "Крестики-нолики". 1. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0) 2. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+) 3. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0) 4. Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+) 5. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+) 6. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+) 7. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0) - Давайте проверим свои ответы. Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием. | Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный Взаимопроверка выполненного задания в парах. | Регулятивные УУД: - применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений и выводов. | 4 минуты. На этом этапе урока при помощи игры обобщаются полученные знания . Использовала индивидуальную форму работы и взаимопроверку в парах. |
10. Рефлексия. | - Вот и подошёл к концу наш урок. - Как бы вы оценили свою работу на уроке? - Поднимите руки те, кто: работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему? | Оценивают свою работу. | Регулятивные УУД: - прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы. | 2 минуты. Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность. |
11. Домашнее задание. | - Вместе со взрослыми после уроков развесьте кормушки, которые мы сделали на уроке и положите в них корм. Не забывайте класть корм постоянно. | | | 1 минута. |
12. Итог урока. | - Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке? - Что показалось вам наиболее интересным? - С каким настроением вы заканчиваете урок? - Поднимите свои карточки настроения. (смайлы) - Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников. Спасибо за урок! | | Личностные УУД: - понимают значение знаний для человека и принимают его. | 1 минута. Время, отведённое на все этапы урока, было соблюдено. Все поставленные задачи удалось реализовать: познакомились с зимующими птицами, условиями жизни зимой; научились делать кормушки из подручного материала. На этом уроке воспитывалось гуманное отношение к природе. |