Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему "Птицы"»
Тема: Птицы.
Задачи: Образовательная: Расширить знания детей о птицах, их строении, среде обитания.
Коррекционная: коррекция восприятия
Оборудование к уроку:
презентация «Птицы»
фонограмма пения птиц в утреннем лесу.
Ход урока
I.Организационный момент.
С каким настроением вы пришли на урок? (солнышко и тучка)
Настрой на работу
II.АОЗ
1. Артикуляционная гимнастикапо теме «Птицы»
1.Упражнение на дыхание:
«Улетают птицы»--И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох;
2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.
2.Упражнения для язычка:
Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц
«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
Упражнения для щек и губ
«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).
Упражнения для языка
«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
«Очень вкусная пища!»Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.
«Аист». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».
2. Речевая разминка:
Ри-ри-ри - на ветках снегири (выделим снегири).
Мо-мо-мо – написали нам письмо (выделим письмо).
- Повторить (спросить 2-3 ребят)
Приглашение в лес, послушать голоса.
- Ребята, закройте глаза. Послушайте мелодию, и скажите, о чём мы будем беседовать сегодня на занятии? (Звучит запись голосов птиц)
- Вы, ребята, правильно догадались, что наше занятие сегодня будет посвящёно птицам, нашим друзьям.
Кто такие птицы?
Какие бывают птицы?
Зачем нужны птицы?
III.ИНМ
Рассказ учителя о птицах по слайдам.
Птицы- это животные, тело которых покрыто перьями.
Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Приблизительно 100 миллиардов. Они живут (обитают) и в воздухе, и на суше, и в воде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие. Все птицы, как и люди, разные. Одни питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть - которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы.
- Какой же признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (перья)
- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.
Птицы бывают домашние и дикие, зимующие и перелётные.
IV. Физминутка.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
V.ЗИМ
1.Загадки о птицах.
Она под крышами живет, Гнездо своё из глины вьет, Целый день суетится, На землю не садится, Высоко в облаках летает, Мошек на лету поедает, В черном фраке лапочка, А зовется ?…..(Ласточка)
Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад-вперед по пашне вскачь, А зовётся птица... (грач)
Кто в саду выводит трели На рожке и на свирели?: Знать опять среди ветвей Поселился...(соловей!)
Вот вещунья - белобока, А зовут её: (Сорока)
" Из дальних стран вернулся я, Чтоб вас порадовать, друзья. Весна пришла! Зиме – конец! " – Пел у скворечника… (скворец)
6.Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей Кто же это: (Воробей)
7.Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. …Аист
8. Кар-кар-кар! - кричит плутовка. Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Как зовут её? … (Ворона)
9.Кто за птица?
Никогда Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает... Кукушка
10.Спинкаю зеленовата Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица)
11. Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды - С первым снегом Тут как тут! (Снегирь)
12. Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. (Дятел)
2. Сходство и различие птиц.
-Ребята, давайте хорошенько рассмотрим этих птиц: что у них общего?
(есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями (учитель обводит указкой части тела у птиц). -А теперь назовите, что же у них разное? Кто внимательный? Кто заметил отличия?» (у снегиря грудка красная, у синицы – желтая, у сороки белые бока).
-Правильно, они отличаются размером, окраской и оперением.
3.Игра «Сравни»: у человека — дети, а у птицы — птенцы. У человека — нос, а у птицы — клюв. У человека — ноги, у птицы — лапы. У человека — руки, а у птицы — крылья.
4.Словарная работа. Практическая работа.
Птицы- наши пернатые друзья.
Что означает слово пернатый
У вас на столах лежат перья. Чем они различаются? (По форме, по цвету, по размеру)
– Каждое перо имеет стержень. Рассмотрите его.
– Положите перышки на ладонь. Подуйте. Что произошло? (Перья летят, они лёгкие)
– Опустите перо в стакан с водой. Намокло ли оно? (Вода скатилась капельками)
– Какой вывод сделаем? (Перья защищают птицу от воды и сырости)
– Для чего нужны большие перья птицам? (Чтобы летать)
– А маленькие? (Для тепла)
5.Игра «Прилетели птицы»
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи... Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны., Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы. Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Палки и стрижи, Бабочки, чижи, Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки - и спасибо шутке!
6. Лото.
Птицы: дикие и домашние.
7. Птичьи секреты.
8.Игра «Птичья столовая»
Я предлагаю вам, составить меню для птиц
7.Игра «Прятки»
Ребята, а сейчас птицы с вами поиграют. Будьте внимательны! Наступила ночь! День! Что изменилось? Какой птицы не стало? Какая птица улетела?
V. Итог урока:
- Кто такие птицы?
-Какие бывают птицы?
- Зачем же нужны птицы ?
ВЫВОД : Птицы живые существа, они как и люди . Большинство птиц приносят человеку большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную Родину. Мы привыкли к соседству птиц, Привыкли видеть и слышать их чудесное пение.