kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по русскому языку. Тема: Грамматические признаки частей речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: актуализировать знания об имени числительном и о гла­голе; развивать умение изменять глаголы по временам; повторить правила написания приставок, предлогов со словами, частицы не с глаголами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку. Тема: Грамматические признаки частей речи»

Русский язык. Урок 33. Тема: Грамматические признаки частей речи

Цели: актуализировать знания об имени числительном и о гла­голе; развивать умение изменять глаголы по временам; повторить правила написания приставок, предлогов со словами, частицы не с глаголами.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной фор­ме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррек­ция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемо­го содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Назовите имена собственные, которые встретились в тексте. (Далее учащиеся по цепочке объясняют написание слов с ор­фограммами.)

- О каких памятниках нашего города вы хотели бы рассказать? (Заслушиваются несколько рассказов.)

III. Актуализация знаний

Запись под диктовку

Ручка, ночь, точка, большой, веточка, мелочь, ночной, мальчик, вечность, вещь, мощный, подарочный, пеньки, пальчики, пончик, речь, млечный.

- Какие орфограммы встретились в словах?

- Подчеркните буквосочетания чк, чн, щн, нч.

IV. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадки. Назовите слова, которые помогли опре­делить отгадку.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево) (Веселит, холодит, питает, согревает.)

Не ест, не пьёт,

А говорит и поёт. (Радио.) (Не ест, не пьёт, говорит, поёт.)

Быстро грызёт, Мелко жуёт,

А сама не глотает. (Пила.) (Грызёт, жуёт, не глотает.)

- Какой частью речи являются эти слова? (Это глаголы.)

- Что они обозначают? (Действие предмета.)

— Какие грамматические признаки имеют глаголы? (Время, число, род в прошедшем времени, лицо.)

— Какую роль играют глаголы в предложении? (Они являются сказуемыми.)

— С какой частью речи связан глагол в предложении? (С име­нем существительным.)

— Отгадайте следующие загадки.

Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)

Одна нога, три глаза. (Светофор.)

Много рук, нога одна. (Дерево.)

— Что общего в этих загадках? (Во всех загадках встречаются имена числительные.)

— Расскажите, что вам известно об этой части речи.

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить то, что нам известно о глаголах и именах числительных, научиться рас­познавать эти части речи и определять их грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении.)

V. Работа по теме урока 1. Работа со схемой

— Рассмотрите схему. Что на ней показано?

— Какая часть речи называется глаголом?

— Какая форма для глаголов является начальной?

— Как определить время глагола?

— Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

— Как образуются глаголы будущего времени?

2. Работа по учебнику Упр. 121 (с. 71).

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Какие слова в предложениях являются многозначными? (Часы идут, бегут, торопятся, остановились)

— Найдите в толковом словаре примеры употребления слова идут в разных значениях. (Идёт человек. Идёт поезд. Идёт к цели. Идёт весна. Идёт время. И т. д.)

— Объясните по словарю значение словосочетания часы идут. (О механизме: быть в действии.)

— Объясните значение словосочетания часы бегут. (Часы спешат.) (Аналогично разбираются многозначные глаголы торопиться, остановиться.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Коллективная проверка. Один ученик выполняет на доске разбор слова идут как части речи. Самооценка.)

— Посмотрите, как правильно произносятся числительные, на с. 72.

3. Словарная работа

(Учащиеся по цепочке записывают числительные на доске с комментированием.)

Двенадцать, шестнадцать, восемнадцать, семнадцать, четыре, два­дцать, одиннадцать.

— На какой вопрос отвечают эти слова? (Сколько?)

— Образуйте от этих слов слова, отвечающие на вопрос кото­рый? (Двенадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый и т. д.)

— Докажите, что все записанные вами слова являются имена­ми числительными.

4. Работа по учебнику Упр. 123 (с. 72).

(Работа в парах. Повторение правил правописания и образо­вания числительных.)

— Вспомните, как образовались числительные одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двадцать. (Числительные от одиннадцати до девятнадцати образовались от слияния слов один на десять, два на десять, три на десять и т. д.)

— Почему в числительном одиннадцать пишутся две буквы я? Числительное одиннадцать возникло в результате сращения и последующего фонетического изменения словосочетания один на десять, т. е. один сверх (свыше) десяти. Этим объясняется на­писание двух н.

— Расскажите правила правописания числительных. (Числи­тельные от пяти до одиннадцати, от одиннадцати до два­дцати и числительное тридцать пишутся с мягким знаком на конце. Числительное одиннадцать пишется с двумя бук­вами н.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 122 (с. 72). (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка, са­мооценка.)

2. Работа по карточкам

- Выпишите глаголы-синонимы. Продолжите ряд самостоя­тельно - запишите ещё несколько глаголов движения.

Вышел в сени царь-отец,

Все пустились во дворец.

A. Пушкин

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадёт.

B. Лебедев-Кумач

Идёт — по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде...

П. Некрасов

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь...

А. Пушкин

Под пальмами Бразилии,

От зноя утомлён,

Бредёт седой Базилио,

Бразильский почтальон.

C. Маршак

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

- Подчеркните глаголы, разберите их как часть речи.

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

С. Есенин

(Коллективная проверка.)

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- С какими частями речи мы работали сегодня на уроке?

- Какие морфологические признаки можно определить у глагола?

- Что нового вы узнали о правописании числительных?

Домашнее задание

Найти скороговорки и пословицы с именами числительными. Записать, подчеркнуть орфограммы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Методическая разработка по русскому языку. Тема: Грамматические признаки частей речи

Автор: Уланова Светлана Сергеевна

Дата: 05.11.2021

Номер свидетельства: 590513

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Прошедшее время глагола". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-proshiedshieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "105433"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402852021"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разработка урока по теме: "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(49) "razrabotka-uroka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "212125"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431763027"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Методическая разработка урока русского русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи.""
    ["seo_title"] => string(130) "mietodichieskaiarazrabotkaurokarusskoghorusskoghoiazykavo2klassiepotiemieuprazhnieniiavraspoznavaniighlagholovrolghlagholovvriechi"
    ["file_id"] => string(6) "266076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450091880"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Обобщающее повторение. В стране изученных Деепричастий» (урок-путешествие)"
    ["seo_title"] => string(85) "obobshchaiushchieiepovtorieniievstranieizuchiennykhdieieprichastiiurokputieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "257915"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448403006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства