Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку.»
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы «Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Зачётная работа
Проект урока по теме: «Род глаголов в прошедшем времени»
Выполнил учитель начальных классов
МАОУ «СШ № 2 г. Перевоза»
Городского округа Перевозский
Нижегородской области
Ярославцева Екатерина Михайловна
Стаж работы 9 лет
Контактный телефон 89960188408
Проект урока
Учебный предмет: «Русский язык»
УМК: Школа России
Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока: обучение детализации действий наблюдения за изменением глаголов прошедшего времени по родам и работа над правописанием родовых окончаний.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов.
Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.
Наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами.
Выявлять роль временных форм глаголов в речи.
Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.
Соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов.
Метапредметные:
Познавательные:
Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений.
Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.
Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.
Коммуникативные:
Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.
Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.
Строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.
Регулятивные:
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.
Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Личностные:
Формировать представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;
элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанно относится к качеству своей речи;
элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Оборудование: учебник русского языка для 3 класса 2 часть авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, электронное приложение к учебнику, сигнальные карточки «Смайлики»
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Дети имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи: им. сущ., им. прил., им. числ., мест., глаголе, союзе, частице, предлоге; о грамматических категориях: род, число; об изменении глаголов по временам, названия времён. Умеют решать следующие практические задачи: определять самостоятельные части речи; определять время глагола по вопросам.
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД
Использование ИКТ
Мотивация к УД
Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД,
Учитель предлагает детям отгадать загадку
Интересная часть речи, В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает, или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам …
А что мы знаем о глаголе?
Вспомните правила работы на уроке
Вспомним способ записи самооценки каждого задания
Дети анализируют, выдвигают предположения, рассуждают, делают вывод о том, что речь пойдет о «глаголе»
Ответы детей
На уроке нужно работать дружно, внимательно, бережно относясь к информации
На полях дети отмечают уровень понимания задания: «!» - всё было понятно; «?» - появились вопросы, что-то нужно уточнить
Проявлять интерес к учебной деятельности (Л)
Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л)
Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К)
Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р)
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений
Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний
Учитель раздаёт карточки с предложениями:
Снег сверкал.
Солнце сверкал.
Заря сверкал.
Ребята, посмотрите всё ли правильно написано? Исправьте ошибки.
Прочитайте, что у вас получилось.
Что вы изменили, исправляя ошибки?
Сделайте вывод, почему окончания нужно было изменить.
А это значит…
Дети работают в парах, исправляют ошибки.
Дети читают исправленные предложения.
Мы изменили окончания.
Потому что глаголы связаны с существительными разного рода.
Что глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р)
Устанавливать причинно-следственные связи (П)
Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К)
Выражать собственные мысли, правильно понимать задание (Л)
Постановка учебной задачи
Цель: организовать постановку проблемы
Сформулируйте тему нашего урока.
В чём заключается цель нашего урока?
Давайте послушаем и понаблюдаем, за тем как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе (электронное приложение к учебнику)
Учитель предлагает учащимся сформулировать правило.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Научиться определять род глагола в прошедшем времени в единственном числе и правильно писать его окончания.
Дети слушают, наблюдают за употреблением глаголов, сравнивают формы, определяют время, делают вывод.
Дети формулируют правило и сличают с образцом в электронном приложении
Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи (Л)
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)
Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П)
Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К)
Решение учебных задач
Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
Физкульт-минутка
Ребята, сейчас вам нужно от данных в упражнении 216 глаголов, образовать все формы прошедшего времени, выделить окончания, определить род.
А сейчас предлагаю вам поиграть, помочь нашим лосятам взлететь на воздушных шарах, выполнив правильно задание.
Отдохнули, подвигались, а сейчас разбиваемся на две группы. (в классе всего 8 обучающихся )
У каждой группы своё задание (дифференцированная работа).
Проверим, как вы справились с заданием. Идёт отвечать представитель первой группы.
Вторая группа защищает свою работу.
Самостоятельно работают в тетрадях.
На полях фиксируют самооценку с помощью значков.
Дети поочерёдно выходят к доске выполнять задание.
Учащиеся разбиваются на группы, совместно выполняют задание, договариваются, кто будет делать проверку по электронному приложению.
Ребёнок вставляет слова в предложения, рассуждая и доказывая.
Ребёнок вставляет слова в предложения, рассуждая и доказывая точку зрения группы.
Ребёнок устанавливает таблички с определением рода глагола, рассуждая, доказывая.
Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р)
Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К)
Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний (П).
Умение брать на себя ответственность (Л)
Первичное закрепление
Цель: организовать первичное применение нового знания
Откройте учебник на странице 123, найдите упражнение 219, прочитайте задание.
Расскажите о плане работы над упражнением.
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой
Чтение задания.
Нужно составить нераспространённые предложения, ставя глагол неопределённой формы в глагол прошедшего времени.
Записать составленные предложения. Указать род глаголов.
Проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К)
Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, делать умозаключения, выводы, обобщения (П)
Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р)
Рефлексия УД
Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности
Ребята, над какой темой сегодня работали?
Что нового узнали?
Посмотрите на отметки на полях, скажите, в чём испытывали затруднения?
Дополните предложения:
Урок привлёк меня …
Урок показался мне…
Урок заставил задуматься о …
Поднимите смайлики, которые соответствуют вашей успешности и настроению в конце урока.
Род глагола в прошедшем времени.
О том, что глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. В мужском роде у глаголов нулевое окончание, в женском роде окончание -а, в среднем роде окончание -о.
Элементы способностиоценивать свои достижения и трудности (Л)
Оценивать свои достижения и трудности (Р)
Выполнять анализ, умение делать выводы (П)
Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К)
Домашнее задание
Цель: систематизация и дополнение знаний
Выучить правило на стр. 122, выполнить упражнение 221.
Выполнив дома упражнение 221, дети систематизируют знания, ставя глагол в нужную форму, выделяя суффикс и родовые окончания.
Ставить, понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действие самоконтроля (Р)
Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач (П)