kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Местоимение как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок помогает создать условия для формирования представлений о местоименияхи, как части речи,его роли в письменной и устной речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Местоимение как часть речи»

Местоимение как часть речи

(Урок – усвоение новых знаний,

УМК «Школа России, 2 класс, 8-9 лет)

Цель урока: создать условия для формирования представления о местоимении, как о части речи, его роли в устной и письменной речи.

Задачи урока:

узнать, какова роль местоимений в тексте;

рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения;

формировать умение правильно употреблять местоимения в речи;

развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;

развивать умение работать в парах;

воспитывать навык самостоятельности;

воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся осознавать местоимение как часть речи;

употреблять местоимения вместо существительных;

находить местоимения в тексте;

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс», ученические тетради, презентация со слайдами, экран, проектор, фото ласточки с письмом, плакат с определением местоимения, мяч, конверты со смайликами внутри для рефлексии, карточки для парной работы.



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Орг. момент

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Мы друг другу улыбнулись

И за знаниями скорей!

- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату.

Дети настраиваются на работу, записывают дату.

Слайд 1.


  1. Чисто

писание

А чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания, посмотрите внимательно на доску, сегодня мы с вами повторим написание некоторых букв.

Дети смотрят на слайд и повторяют написание гласной буквы Я, соединение букв МЫ

Слайд 2.

  1. Само

определение к деятельности

Молодцы! Ребята, мы с вами не раз говорили о том, что за окном у нас наступило такое прекрасное время года как весна, а вместе с весной к нам возвращаются из тёплых стран наши верные пернатые друзья. Кто это?

А какие птицы к нам возвращаются?

К нам сегодня на урок тоже прилетела в гости одна птичка. Посмотрите, вы её узнали?

Что это за птица?

Ребята, она прилетела не одна, а принесла с собой какое-то послание. Хотите узнать, что в этом послании?


(Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из тёплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.)




Ребята, ещё раз внимательно прочитайте текст.

Что в нём не так, какой недостаток?




Как исправить этот недостаток?



Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится?

(Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны они возвращаются из тёплых стран. У них скоро появятся птенцы.)

Слова какой части речи мы заменили в тексте?

А как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?

Ребята отвечают, что это птицы.






(Называют птиц, которые прилетают из тёплых стран)

(Ласточка)


Дети отвечают, что хотят узнать, что написано в послании.









Ребята отвечают, что постоянно повторяется слово ЛАСТОЧКА,



(необходимо заменить его другими словами).








(Имени существительного)

(Знающие ученики отвечают, что это местоимения)













На доску прикрепляется фотография ласточки с конвертом в клюве

Учитель открывает конверт и читает послание от ласточки

Слайд 3














Слайд 4









  1. Сообщение темы и задач урока

Сформулируйте тему нашего урока.


Какие задачи мы поставим перед собой?




Ребята, а как вы считаете, почему местоимение получило такое название?




Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Тема нашего урока: Местоимение.

Мы должны узнать, что такое местоимение, для чего они используются в речи.

(употребляются вместо имен существительных и имен прилагательных)


Слайд 5



Слайд 6












Слайд 7

  1. Физминутка для глаз

Прежде чему знавать новое дальше, давайте немного отдохнём и потренируем наши глазки.

Показывается слайд с бабочками.

Дети тренируют глазки, успевая следить взглядом за вылетающими бабочками.

Слайд 8 (включатся с музыкой – нажать на значок)

  1. Первичное усвоение новых знаний

Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы?

Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне.


На какой вопрос отвечает слово «слон»?

Каким местоимением заменяется слово СЛОН?



На какой вопрос отвечает слово «он».

Значит, какой вывод мы можем сделать?






Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие?

Давайте понаблюдаем.

Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем.

Понятно ли о ком говорится в стихотворении?





Значит, какой вывод мы можем сделать?





А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение?










А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись?










Хорошо, ребята, вот мы с вами и разгадали ещё одну тайну русского языка, узнали, что такое местоимение! Давайте откроем учебники на стр. 101-102, там есть правило тётушки совы, которое вам необходимо будет выучить дома, а сейчас давайте проверим, как эта разгаданная тайна поможет вам в изучении русского языка, выполним упражнение _174____.

Молодцы! Всё сделали правильно!








Дети читают стихотворения на слайде

Отвечает на вопрос КТО?

(Слово слон заменяется местоимением ОН)

Отвечает на опрос КТО?

Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.





Дети читают


Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова.

Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.



Ответы детей:

местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным.

Ребята открывают учебники и выполняют задание из упражнения 174








Слайды 9-10



Слайд 11



















Слайд 12














Слайд 13















  1. Физ. минутка

Давайте немного отдохнём!

Выполняем упражнение вместе со сказочными героями.

Слайды 14-18

  1. Закрепление полученных знаний

Сейчас мы с вами закрепим то, что узнали сегодня. Давайте немного поиграем.

Я вам бросаю мяч и называю имя существительное, а вы мне возвращаете мяч, заменяя это существительное местоимением.

Молодцы!


А сейчас давайте поработаем в парах. У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет?

Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее справится, поднимает вместе руки вверх и мы проверяем.





Все ребята справились и всё записали верно. Молодцы!

Играем в игру «Замени местоимением»








Дети озвучивают задание: нужно вставить пропущенные местоимения. Ребята в парах вставляют пропущенные местоимения, осуществляется проверка, затем предложения записывают в тетради.

Слайд 19










Слайд 20

  1. Рефлексия

Ребята, а теперь давайте оценим свою работу на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Поднимите тот смайлик, который соответствуют вашей работе на уроке.

Дети выбирают и поднимают выбранный смайлик.

Слайд 21

  1. Подведение итогов урока

А теперь давайте подведём итог нашего урока.

Какую тайну русского

языка мы сегодня с вами разгадали?

- Какую часть речи изучали?

- Какое определение вывели?

-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?



Спасибо за урок!

Ответы детей: мы узнали, что такое местоимение, как оно связано с именем существительным, зачем в речи нужны местоимения и т.д.



Слайд 22











Слайд 23







Список литературы:

  1. Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок.2 класс. Волгоград: Учитель, 2011.

  2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. М.: Владос, 2001.

  3. Канакина В. П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Просвещение, 2011.

  4. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум 2007.

  5. Ситникова Т.Н.. Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2 класс. М.: ВАКО, 2012.











4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Местоимение как часть речи

Автор: Ведерникова Анна Михайловна

Дата: 03.11.2022

Номер свидетельства: 616628

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока  "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-miestoimieniie-kak-chast-riechi-2"
    ["file_id"] => string(6) "306513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458142093"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок русского языка в 6  классе « В чём загадка местоимения как части речи?» "
    ["seo_title"] => string(83) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-v-chiom-zaghadka-miestoimieniia-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "128140"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415444508"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа. "
    ["seo_title"] => string(98) "obshchiie-sviedieniia-o-miestoimienii-kak-chasti-riechi-miestoimieniia-1-2-3-litsa-ied-i-mn-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "189936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427051127"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "конспект урока на тему "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokanatiemumiestoimieniiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "265829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450027737"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Местоимение как часть речи "
    ["seo_title"] => string(31) "miestoimieniie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "106096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402941051"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства