Орг. момент | Прозвенел и смолк звонок Начинаем наш урок. Мы за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели. Мы друг другу улыбнулись И за знаниями скорей! - Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату. | Дети настраиваются на работу, записывают дату. | Слайд 1. |
Само определение к деятельности | Молодцы! Ребята, мы с вами не раз говорили о том, что за окном у нас наступило такое прекрасное время года как весна, а вместе с весной к нам возвращаются из тёплых стран наши верные пернатые друзья. Кто это? А какие птицы к нам возвращаются? К нам сегодня на урок тоже прилетела в гости одна птичка. Посмотрите, вы её узнали? Что это за птица? Ребята, она прилетела не одна, а принесла с собой какое-то послание. Хотите узнать, что в этом послании? (Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из тёплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.) Ребята, ещё раз внимательно прочитайте текст. Что в нём не так, какой недостаток? Как исправить этот недостаток? Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится? (Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны они возвращаются из тёплых стран. У них скоро появятся птенцы.) Слова какой части речи мы заменили в тексте? А как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного? | Ребята отвечают, что это птицы. (Называют птиц, которые прилетают из тёплых стран) (Ласточка) Дети отвечают, что хотят узнать, что написано в послании. Ребята отвечают, что постоянно повторяется слово ЛАСТОЧКА, (необходимо заменить его другими словами). (Имени существительного) (Знающие ученики отвечают, что это местоимения) | На доску прикрепляется фотография ласточки с конвертом в клюве Учитель открывает конверт и читает послание от ласточки Слайд 3 Слайд 4 |
Сообщение темы и задач урока | Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы поставим перед собой? Ребята, а как вы считаете, почему местоимение получило такое название? Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! | Тема нашего урока: Местоимение. Мы должны узнать, что такое местоимение, для чего они используются в речи. (употребляются вместо имен существительных и имен прилагательных) | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 |
Первичное усвоение новых знаний | Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы? Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне. На какой вопрос отвечает слово «слон»? Каким местоимением заменяется слово СЛОН? На какой вопрос отвечает слово «он». Значит, какой вывод мы можем сделать? Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие? Давайте понаблюдаем. Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем. Понятно ли о ком говорится в стихотворении? Значит, какой вывод мы можем сделать? А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение? А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись? Хорошо, ребята, вот мы с вами и разгадали ещё одну тайну русского языка, узнали, что такое местоимение! Давайте откроем учебники на стр. 101-102, там есть правило тётушки совы, которое вам необходимо будет выучить дома, а сейчас давайте проверим, как эта разгаданная тайна поможет вам в изучении русского языка, выполним упражнение _174____. Молодцы! Всё сделали правильно! | Дети читают стихотворения на слайде Отвечает на вопрос КТО? (Слово слон заменяется местоимением ОН) Отвечает на опрос КТО? Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное. Дети читают Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова. Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него. Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них. Ответы детей: местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным. Ребята открывают учебники и выполняют задание из упражнения 174 | Слайды 9-10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 |
Закрепление полученных знаний | Сейчас мы с вами закрепим то, что узнали сегодня. Давайте немного поиграем. Я вам бросаю мяч и называю имя существительное, а вы мне возвращаете мяч, заменяя это существительное местоимением. Молодцы! А сейчас давайте поработаем в парах. У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет? Посовещайтесь в парах, какие местоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее справится, поднимает вместе руки вверх и мы проверяем. Все ребята справились и всё записали верно. Молодцы! | Играем в игру «Замени местоимением» Дети озвучивают задание: нужно вставить пропущенные местоимения. Ребята в парах вставляют пропущенные местоимения, осуществляется проверка, затем предложения записывают в тетради. | Слайд 19 Слайд 20 |
Подведение итогов урока | А теперь давайте подведём итог нашего урока. Какую тайну русского языка мы сегодня с вами разгадали? - Какую часть речи изучали? - Какое определение вывели? -Что вы можете сказать о роли местоимений в речи? Спасибо за урок! | Ответы детей: мы узнали, что такое местоимение, как оно связано с именем существительным, зачем в речи нужны местоимения и т.д. | Слайд 22 Слайд 23 |