Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность Учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
Орг. Момент. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. | 2 мин. | Здравствуйте. Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Проверять готовность к уроку. Садиться на места. Записывать. | Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя. |
Актуализация знаний | 8 мин. | Давайте вспомним, какие части речи вы уже знаете. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорите, о какой части идет в них речь. - Давно живу я в мире этом, Даю название предметам. (имя существительное-карточка на доске) Какая это часть речи? (сам.) На какие вопросы отвечает? Проверим, что вы запомнили о нём. Откройте учебник на странице 46. 1 – устно. 2,3,4,5 – карточка. Следующая часть речи: - Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное) Какая это часть речи? (самостоятельная) На какие вопросы отвечает? (какой? какая ? какое? какие?) - Что без меня предметы? Лишь названья А я приду- Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады, И хлеб в полях растет (глагол) Какая это часть речи? (сам.) На какие вопросы отвечает? ПОД холмом,ВОКРУГ деревни, НА пространстве БЛИЗ реки Лес растёт большой и древний Всем погодам ВОПРЕКИ. ПО полям бегут дороги. ЗА грибами ходим мы. Понимаем,что ПРЕДЛОГИ В нашей речи нам нужны! (предлог) Какая это часть речи? (служебная) Можем ли мы задать вопросы? (нет) | Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Выполнять задание учителя. Слушать учителя. Отгадывать загадки о частях речи. | |
Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевые высказывания. | 8 мин. | Готовы ли вы изучать новые части речи? Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на столбцы (Тайга, прекрасная, вокруг, пушистая, играет, бежит, белка, молния, около, снежное, учит, мирный, лесная, дождь, вы) По какому признаку вы определили слова в 1 столбик? Докажите. Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? По какому признаку вы определили слова третьего столбика. Докажите. Как вы думаете какие слова остались? Кто помнит, как называется эта часть речи? (Местоимение) Из каких частей состоит слово? (Место-, имени). Назовите тему урока? «Местоимение». Значит, какие задачи мы поставим перед собой на уроке? Что такое местоимение? Какое оно? Как выглядит? Когда употребляется? Зачем? Какие имеет вопросы? | Отвечать на вопросы учителя. Делить слова на слайде по столбикам. Участвовать в беседе. Называть тему и цели урока. | Регулятивные - постановка учебной задачи. Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |
Решение частных задач Практический: работа с учебником; со спец тетрадью. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. | 10 мин. | Откроем учебник на стр. 47. Прочитайте «Узелки на память» (читать три раза). Откроем РТ на стр. 56, выполните задание 84. Кто верно отвечает? (Аня) Прочитайте местоимения из задания 85, посмотрите, как они пишутся, у вас 1 минута. Закройте местоимения сверху чем-либо. Я диктую, вы записываете. Закройте РТ. Прочтите запись на доске (Морж - полярный житель. Морж не боится белого медведя. У моржа острые клыки. Морж совсем безобидный.) Что записано на доске? (текст) Что такое текст? Какая речевая ошибка допущена при составлении этого текста? Как можно исправить эту ошибку? (заменить слово морж местоимением он) Прочитайте текст, исправляя ошибку. Вместо какой части речи вы употребляли слово «он»? (вместо имени существительного) Для чего? (чтобы избежать повторов, для красоты речи) Откройте учебник на странице 48. Упр. 84 по заданию устно. Дома вам нужно будет записать исправленный текст. Прочитайте текст. Какой недостаток вы в нём заметили? (Повторяется слово, собака) Какое местоимение поможет избавиться от лишнего повторения одного и того же имени существительного? (Она) | Читать правило в учебнике Выполнять задание в рабочей тетради Записывать местоимения под диктовку Читать текст Отвечать на вопросы Читать исправленный текст Работать с упражнением в учебнике Отвечать на вопросы | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
Динамическая пауза Практический: выполнение двигательных упражнений. | 1 мин. | - Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку. Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем отдыхать! Спинку бодро разогнули, Руки к верху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. | Выполнять двигательные упражнения. | Личностные- установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником. | 15 мин. | Местоимение – служебная часть речи или самостоятельная? (сам.) Что это значит? (Что местоимении имеет грамматические признаки) Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «имя существительное»? Как оно изменяется? (По числам, родам, падежам). Давайте понаблюдаем, имеет ли такие признаки местоимение. Посмотрите на слайд. Распределим слова в три столбца (м.р., ж.р., ср.р.) Кофе, машина, самолёты, окно, оркестр, деревья, конь, рамка, коровы, троллейбус, музыка. Почему остались некоторые слова? Они во мн.ч., выделим им отдельную колонку. Имя существительное мы можем заменить местоимением, дайте название каждому столбцу используя их. (Он, она, оно, они) Обратите внимание на упражнение 83 в учебнике, на странице 47. Прочитайте существительные из этого упражнения. Какие имена существительные можно заменить одним из местоимений: он (м.р.), она (ж.р.), оно (ср.р.), они (мн.ч)? Выпишите их в четыре группы, как указано в образце. Давайте проверим, что у вас получилось. Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «местоимение»? (род, число) Молодцы. Давайте выполним задание под номером 88, на странице 58. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать? Прочитайте диалог. Какие ошибки в употреблении местоимений вы заметили? (Вместо ней и ними, употреблено ей и ими) Исправьте эти ошибки. | Отвечать на вопросы учителя. Выполнять упражнение на слайде Отвечать на вопросы учителя. Отвечать на вопросы учителя. Выполнять задание | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме. |
Итог урока. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение. | 2 мин. | Части речи бывают? (самостоятельные и служебные) К самостоятельным частям речи относятся? (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение) Сегодня на уроке мы познакомились с? (местоимением) Для чего нужны местоимения? Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения. | Отвечать на вопросы учителя. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Домашнее задание | 1 мин. | Запишите домашнее задание. Учебник, стр. 48 задание 84 письменно. Тренажёры урок 62, 63. Выучить правило. | Записывать Д/З. | |
Рефлексия Словесный: самоанализ. | 1 мин. | - Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей» | Оценивать свои достижения. | Регулятивные - анализировать проделанную работу. |