работать над развитием речи, орфографической грамотностью;
воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
1. Организационный момент
Начнем наш урок с улыбки. Подарим друг другу хорошее настроение.
2. Актуализация знаний .
Отгадайте загадки, запишите отгадки.
Отгадай загадку: у кого за носом пятка? ( Обувь)
Сижу верхом, не ведаю на ком. ( Шапка)
Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Всё равно к себе притянет. ( Подушка)
На чужой спине едет, а на своей груз везёт. ( Седло)
Хоть сама и снег и лёд,
А уходит- слёзы льёт. ( Зима)
Частый, зубастый,
Вцепился в чуб вихрастый. ( Гребешок)
А ну-ка , ребята, кто угадает: На десять братьев двух шуб хватает? ( Варежки)
- Н а какие группы можно разделить слова отгадки?
( Слова с безударными гласными и с парными согласными в корне)
- Подберите проверочные слова.
3 . Самоопределение к деятельности
Скажите ребята, чем вы любите заниматься вместе? ( Ответы детей)
А вот я знаю одного ученика, который очень любит смотреть кино .Послушайте об этом стихотворение А. Л. Барто. .
Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Всё подряд, Он объяснит мне, Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
- Они ползут,
А он им – раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они- ей- раз!
Она им- раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла .
А. Барто.
- Почему девочка ничего не поняла?
( Брат не называл имена героев , а заменял их местоимениями.)
- С какими местоимениями вы уже знакомы? ( С личными)
- Сформулируйте задачи урока.
( Вспомнить , что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения)
4. Открытие нового знания. На экране выведен текст.
- Прочитайте текст.
- Определите какой в нём есть недостаток.
Сова- хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником.
У совы мощные когти и чуткие уши.
( В каждом предложении повторяется слово сова)
- Как можно исправить этот недостаток?
( Слова сова можно заменить другими словами)
- Прочитайте текст, заменив во втором и третьем предложении слово сова другими словами.
Сова - хищная птица. Из всех видов хищников она считается лучшим охотником.
У неё мощные когти и чуткие уши.
- Вместо какой части речи вы употребили слова она, у неё?
( Слова она, у неё мы употребили вместо имени существительного )
Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного , называется местоимением. Слова она, у неё являются местоимениями.
-Называют ли местоимения она, у неё на конкретный предмет или только указывают на него?
- Что же такое местоимение?
( Местоимение- часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него. )
5.Первичное закрепление изученного.
Работа по учебнику
Словарная работа .
Найдите в толковом словаре значение слова личный .
-Придумайте предложения, употребив слово личный.
Обобщите наши рассуждения по плану:
- Что такое местоимение?
- Как называют местоимения , которые указывают на лица?
- Какие местоимения относятся к личным?
6. Физкульминутка
Я буду называть слова, относящиеся к различным частям речи. Если назову местоимение, вы хлопаете в ладоши. Если услышите другую часть речи, то топаете.