Просмотр содержимого документа
«Местоимение как часть речи»
6
Урок русского языка в 4 классе
Учитель начальных классов Можейко Н.В.
Тема. Закрепление знаний о местоимении.
Тип урока: урок-обобщение
Цель: актуализация знаний о местоимении, совершенствование навыка правильного употребления местоимений в речи.
Задачи:
- обучающие: формировать умения находить личные местоимения в тексте; употреблять личные местоимения в нужной форме; находить и исправлять ошибки в употреблении личных местоимений.
- развивающие: развивать логическое мышление, способность анализировать предложенный материал; развивать навыки устной и письменной речи; развивать умение работать самостоятельно.
- воспитвающие:формировать познавательный интерес; воспитывать интерес к изучению русского языка, внимание к слову.
Оборудование: таблица “Изменение местоимений по падежам”, оценочные листы, карточки с тестом, деформированным текстом
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Чтобы очень много знать, надо не лениться!
Чтоб десятки получать, надо потрудиться!
2. Создание доброжелательной атмосферы.
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
- Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?
Слагаемые успеха:
1.Трудолюбие.
2.Внимание.
3.Упорство.
4. Взаимопомощь.
5. Доброжелательность.
- Предлагаю взять для урока такой девиз: «С малой удачи начинается большой успех».
- Как вы это понимаете?
- Я желаю вам много «маленьких удач на уроке». За каждую удачно выполненную работу вы будете получать баллы. В конце урока вы сможете с помощью их оценить свою работу на уроке.
3. Сообщение темы и целей урока
-Какую тему сейчас изучаем на уроках русского языка?
Цель: обобщение знаний о местоимении.
- Чем же нам предстоит заниматься на уроке? На все ли свои вопросы о местоимении вы получили ответы?
Критерии:
знаю, что такое местоимение,
умею находить местоимения в речи, в тексте,
могу определить лицо, число, падеж местоимений.
4. Чистописание
- Определите букву, которую мы будем писать на чистописании.Она находится в местоимении и обозначает непарную, звонкую, мягкую согласную. (Выбрать из слов местоимение и назвать правильную букву)
СНЕГ МИРНЫЙ МНЕ НА НЁС
Это буква «н»
н ннннн
- В каких личных местоимениях можно встретить эту букву?
( он, она, оно, они, мне, мной, меня …) Дети прописывают эти местоимения.
- Замените их местоимениями. Какого лица эти местоимения?(3-го)
- Что ещё можно определить у этих местоимений? (род)
Выставьте оценки в оценочный лист за задание 5 БАЛЛОВ
6. Актуализация опорных знаний.
А) Работа в парах.Найди лишнее в каждом ряду.
Я, она, они, оно.
Она, оно, он, они.
Мной, мне, мил, меня.
Нос, нас, нож, нюх.
Перед, тебя, под, от.
Б )ТЕСТ
Местоимение-это…
А) часть речи, которая называет предмет
Б) часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.
2. Укажите местоимение
А) ель Б) край В) ты Г) ем
3. Укажи предложение, в котором встречается местоимение
А) Из леса доносилось пение птиц.
Б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
4. Найди слова, которые не являются местоимением
А) ты, мы Б) она, он В) о,в
5. Выбери местоимение во множественном числе:
а) её б) за тебя в) вы г) мной
Взаимопроверка. Выставьте оценки в оценочный лист за задание5 БАЛЛОВ
ФИЗМИНУТКА
7. Работа по теме.
Выборочный диктант(в тетрадь записать только местоимения)
Текст из рассказа К.Г.Паустовского.
«Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала жалобно кричала, словно я отнял у неё птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей было нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.»
( я, ко мне, около меня, у неё, она, его, ей, он, надо мной, их)
-Определите лицо местоимений
- Есть ли местоимения с предлогами?
- Как пишутся местоимения с предлогами?(отдельно) А почему?(связь с существительным)
Самопроверка. Один ученик зачитывает ответ.
Выставьте оценки в оценочный лист за задание «Сколько местоимений в тексте?»10 БАЛЛОВ
ФИЗМИНУТКА
8. Продолжение работы по теме.
Правописание местоимений 3-го лица с предлогами.
- Раз мы заговорили о правописании местоимений с предлогами, то давайте вспомним правило написания местоимений 3-го лица с предлогами. (вспомните какую букву мы писали в чистописании.)
Спиши, ставя местоимения в нужную форму.
Коля и Петя рисовали. К (они) пришла девочка. (Она) зовут Наташа. У (она) не было красок. Они дали (она) краски. Ребята стали рисовать картину вместе. Картина у (они) вышла хорошая.
Самооценка. Выставьте оценки в оценочный лист за задание 5 БАЛЛОВ
9. Итог урока. Оценивание.
Вернемся к девизу нашего урока.
- Над какой темой сегодня работали?
- В чем были затруднения?
- Наш урок подходит к концу. Я предлагаю вам подсчитать баллы. Сложите «маленькие удачи» и определите, как успешно вы сегодня поработали на уроке.
Желаю вам добра. Из ваших «маленьких удач» получился хороший урок
25 б. – 10 б.
23, 24 б. – 9 б.
21, 22 б. – 8 б.
19,20 б.– 7 б.
17,18 б. – 6 б.
15,16 б. – 5 б.
Оценочный лист
1.
Словарная работа
2.
Тест
3.
Выборочный диктант
4.
Текст с местоимениями
Всего:
10. Д/ЗСпиши, исправляя ошибки.
Огромный пëснëсся прямо на еë (на неë).
Петя любовался ним (им) целый час.
Ребята сими (с ними) гуляли целый день.
Вася обиделся на их (на них) и не разговаривал с ими (с ними).