kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МБОУ " СОШ №23 с углублённым изучением отдельных предметов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по развитию речи на тему: «Синонимы и антонимы».

 (обучение грамоте)

Учитель: Гребенева Мария Андреевна

Класс: 1 класс

Цели: Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

Ход занятия:

Ι. Актуализация знаний.

- Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки.

II. Формулирование проблемы.

 Учитель: ( обращаясь к детям)

-Ребята, бывает так, что дети опаздывают в школу. Так однажды опоздали три товарища на урок, зайдя в класс, они сказали по очереди:

Первый сказал:
- Не сердитесь на нас за опоздание!

Второй:
- Не обижайтесь на нас!

Третий:
- Не злитесь на нас!

Учитель:
- Где вы были?

Первый:
- Недалеко.

Второй:
- Близко.

Третий:
- Рядом.

Учитель:
- Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Пример:

Большой – огромный – громадный.
Маленький – крошечный – малюсенький.

- Такие слова-друзья называют еще «слова близкие по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.
- Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.

Сердитесь – обижаетесь – злитесь.
Недалеко – близко – рядом.

- К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:

Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:

Человек бежит. Река бежит.

- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».
Река ( что делает?) бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.

- Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.

Послушайте коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».

- Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)

- А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

          Зябнет осинка
         Дрожит на ветру
         Стынет на солнышке
         Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

- А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.

1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.( спеши-поторапливайся)
2. Приятелей много, а друга нет. ( приятель- друг)
3. Переливает из пустого в порожнее.( пустое- порожнее)

ΙΙΙ. Развитие умений – применение знания.

Дидактическая игра «Найди друзей»

- Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.

Алфавит Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать (Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)

( Алфавит-азбука, аккуратный -чистый, огонь- пламя, алый- красный, скакать-прыгать, бросать-кидать)

- Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

IV.Физкультминутка «Веселая разминка»

А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
?И на место побежали!

V. Обобщение и систематизация изученного.

- В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:

Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.

- Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

- Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

    Далеко мой стук
   Слышится вокруг.
   Червякам я враг,
   А деревьям друг.
(Дятел; пара слов «враг – друг»).

Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова с противоположным значением: горячий ( холодный), широкий ( узкий), злой( добрый), трусливый ( смелый), конец ( начало), радость( грусть), война( мир), ночь (день), высокий( низкий), тяжелый( лёгкий), большой( маленький),  новый ( старый) радоваться грустить), бездельничать, плохо ( хорошо), мелко( глубоко), грязно ( чисто), рано ( поздно), сладкий ( горький), молодой – старый, светло – темно, плачет – смеется.

Игра «Подскажи словечко»

Куст низкий, а дерево … ( высокий)
Вагон большой, а тележка … ( маленькая)
Ночь была холодная, а день … ( тёплый)
Молоко жидкое, а сметана … ( густая)
Малина сладкая, а лимон …  ( кислый)

VI. Итог урока.

- Сегодня мы с вами совершили путешествие по стране слов. Скажите:

- Как эти слова называются?( синонимы и антонимы).

- Какую работу выполняют синонимы- слова- друзья близкие по значению и антонимы – слова- недруги противоположные по значению?

(Они позволяют нам не повторяться, делают нашу речь богаче и красивее).

-Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МБОУ " СОШ №23 с углублённым изучением отдельных предметов"»

Конспект урока по развитию речи на тему: «Синонимы и антонимы». (обучение грамоте)

Учитель: Гребенева Мария Андреевна

Класс: 1 класс

Цели: Познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции. Ход занятия:

Ι. Актуализация знаний.

- Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки.

II. Формулирование проблемы.

Учитель: ( обращаясь к детям) -Ребята, бывает так, что дети опаздывают в школу. Так однажды опоздали три товарища на урок, зайдя в класс, они сказали по очереди:

Первый сказал:
- Не сердитесь на нас за опоздание!

Второй:
- Не обижайтесь на нас!

Третий:
- Не злитесь на нас!

Учитель:
- Где вы были?

Первый:
- Недалеко.

Второй:
- Близко.

Третий:
- Рядом.

Учитель:
- Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Пример:

Большой – огромный – громадный.
Маленький – крошечный – малюсенький.

- Такие слова-друзья называют еще «слова близкие по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.
- Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.

Сердитесь – обижаетесь – злитесь.
Недалеко – близко – рядом.

- К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:

Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:

Человек бежит. Река бежит.

- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».
Река ( что делает?) бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.

- Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.

Послушайте коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».

- Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)

- А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

- А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.

1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.( спеши-поторапливайся)
2. Приятелей много, а друга нет. ( приятель- друг)
3. Переливает из пустого в порожнее.( пустое- порожнее)

ΙΙΙ. Развитие умений – применение знания.

Дидактическая игра «Найди друзей»

- Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.

Алфавит Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать (Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)

( Алфавит-азбука, аккуратный -чистый, огонь- пламя, алый- красный, скакать-прыгать, бросать-кидать)

- Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

IV.Физкультминутка «Веселая разминка»

А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
​И на место побежали!

V. Обобщение и систематизация изученного.

- В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:

Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.

- Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.

- Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел; пара слов «враг – друг»).

Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова с противоположным значением: горячий ( холодный), широкий ( узкий), злой( добрый), трусливый ( смелый), конец ( начало), радость( грусть), война( мир), ночь (день), высокий( низкий), тяжелый( лёгкий), большой( маленький), новый ( старый) радоваться грустить), бездельничать, плохо ( хорошо), мелко( глубоко), грязно ( чисто), рано ( поздно), сладкий ( горький), молодой – старый, светло – темно, плачет – смеется.

Игра «Подскажи словечко»

Куст низкий, а дерево … ( высокий)
Вагон большой, а тележка … ( маленькая)
Ночь была холодная, а день … ( тёплый)
Молоко жидкое, а сметана … ( густая)
Малина сладкая, а лимон … ( кислый)

VI. Итог урока.

- Сегодня мы с вами совершили путешествие по стране слов. Скажите:

- Как эти слова называются?( синонимы и антонимы).

- Какую работу выполняют синонимы- слова- друзья близкие по значению и антонимы – слова- недруги противоположные по значению?

(Они позволяют нам не повторяться, делают нашу речь богаче и красивее).

-Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
МБОУ " СОШ №23 с углублённым изучением отдельных предметов"

Автор: Гребенева Мария Андреевна

Дата: 19.02.2016

Номер свидетельства: 295958

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "разработка урока-проекта для 6 класса  на  тему  "Основные задачи на дроби" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-proiekta-dlia-6-klassa-na-tiemu-osnovnyie-zadachi-na-drobi"
    ["file_id"] => string(6) "236102"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443960463"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Формирование навыков безопасного поведения обучающихся в условиях образовательного пространства на основе технологии проектного управления "
    ["seo_title"] => string(163) "formirovaniie-navykov-biezopasnogho-poviedieniia-obuchaiushchikhsia-v-usloviiakh-obrazovatiel-nogho-prostranstva-na-osnovie-tiekhnologhii-proiektnogho-upravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224885"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439236671"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока математики на тему "Умножение на 10, 100, 1000" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-umnozhieniie-na-10-100-1000"
    ["file_id"] => string(6) "120955"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413827572"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) ""Болото и его обитатели" "
    ["seo_title"] => string(25) "boloto-i-iegho-obitatieli"
    ["file_id"] => string(6) "205096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429796242"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Звуки [х], [х'], буквы Х х. "
    ["seo_title"] => string(23) "zvuki-kh-kh-bukvy-kh-kh"
    ["file_id"] => string(6) "205084"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429794387"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства