ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
Этап. Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приёма яркое пятно |
Здравствуйте, ребята, садитесь, меня зовут Алёна Андреевна, и сегодня я у вас буду вести внеурочное занятие по математике. | Садятся на свои места. | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: строить речевое высказывание в устной и форме (К) |
| -смотрят ролик |
| -«Кенгуру» и ребят |
| |
- вы принимали участие в нем в прошлом году | |
На слайде: Здравствуйте, ребята,3 класса! Вы узнали меня, кто я? Я не простой кенгуру, а символ международного математического конкурса "Кенгуру". Многих из вас я уже знаю. Вы решали мои задания в прошлом году! Здесь собрались способные, талантливые, готовые разгрызть гранит науки математики! Наши замечательные ребята-кенгурята. Сегодня я хочу, чтобы вы пришли ко мне в гости, узнали много нового, порешали задания. | -Кенгуру |
Этап. Подготовка учащихся к выполнению заданий из конкурса Цель. Подготовить учащихся к решению задач |
Историческая справка | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Познакомить с историей конкурса Познакомить с особенностями конкурса МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: |
Ребята, пора в путешествие к «Кенгуру». И мы летим в Австралию на 1 станцию, она называется «Зарождение Кенгуру». А как вы думаете, почему путешествие начинается с Австралии? -Да, правильно. А сейчас сядьте удобно, приготовьте слушать небольшую историю. (рассказ учителя с фотографиями) Примерно 100 лет назад в Австралии зародился такой замечательный конкурс «Кенгуру». Его придумал известный математик и педагог Питер Холлоран. Он придумал разделить задачи олимпиады по сложности, которые оцениваются в 3,4,5 баллов, в форме теста с выбором ответов. А 24 года назад в России появилось новое математическое соревнование - международный конкурс "Кенгуру". Конкурс обязательно проводится ежегодно в один день во всех странах-участницах, в России обычно в марте. Количество участников конкурса в России росло очень быстро до 2 миллионов человек. Конкурс "Кенгуру" помогает вывить уровень знаний по математике. Девиз "Кенгуру" - «Математика для всех". Это значит, что принять участи может каждый ребенок, начиная со 2 класса. За участие в конкурсе даются сертификаты участников и победителей, наклейки и конверты с открытками. | Конкурс появился в Австралии |
Слушают рассказ |
| |
Этап. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока (постановке учебной проблемы), построению плана достижения цели. |
| ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: -
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами (П) строить речевое высказывание в устной форме (К) владеть логическими действиями анализа, синтеза (П) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения (Р) планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (Р) |
Задание 1. В комнате находятся три котенка и два утенка, а во дворе — один котенок и три утенка. Шесть лап перебежали из комнаты в кухню, а потом восемь лап прибежали со двора в комнату. Сколько утят стало в комнате? Варианты ответа: (A) 1 ( Б) 2 ( В) 3 ( Г) 4 ( Д) 5 |
-Ребята, а мы уже на шаг ближе к тому, чтобы посетить «Кенгуру». Следующая станция называется «Евразия». | |
На слайде задача. -Прочитайте ее. | В комнате находятся три котенка и два утенка, а во дворе — один котенок и три утенка. Шесть лап перебежали из комнаты в кухню, а потом восемь лап прибежали со двора в комнату. Сколько утят стало в комнате? |
-У вас на партах лежат листочки. Под словами «задание 1» решите ее. Обратите внимание на возможные варианты ответа. | Решают, но затрудняются |
| |
-Итак, ребята, у вас на партах лежат буквы, поднимите букву, которая соответствует вашему ответу. | Поднимают букву, видят, что разные ответы |
|
-Ребята, посмотрите, сколько у нас ответов получилось? | много |
-Получилось у вас решить задачу? | Нет |
|
-А хотите поучаствовать в марте в конкурсе «Кенгуру»? | да | |
-Чему тогда будем учиться? | Решать задачи из конкурса | |
- Да, ребята, мы будем учиться решать задания из конкурса «Кенгуру», чтобы вы смогли успешно справиться в марте с подобными заданиями. | | |
Этап. Поиск решения учебной задачи методом систематического перебора. Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог. |
| ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: строить речевое высказывание в устной форме (К) |
| Выдвигают свои гипотезы решения задачи |
| ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Оформлять вспомогательную модель задачи в виде рисунка МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: 1)использовать способы решения проблем творческого и поискового характера (п) 2) осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий (п) 3) использовать различные способы поиска обработки информации (п) 4) контролировать учебные действия, оценивать (р) 5) строить речевое высказывание в устной форме (К) |
| В комнате находятся три котенка и два утенка, а во дворе — один котенок и три утенка. Шесть лап перебежали из комнаты в кухню, а потом восемь лап прибежали со двора в комнату. Сколько утят стало в комнате? |
| |
|
| |
| |
-Сколько котят и утят в комнате? | |
| | |
| - пусто, нет ни утят, ни котят | |
Да, ребята, как думаете, что означает стрелка, ведущая от комнаты в кухню и рядом лапки котят и утят? | | |
| | |
- Отлично. А мой рисунок соответствует задаче? | | |
| Сколько утят стало в комнате? | |
| | |
| |
Как думаете, как можно решить задачу? (Каждый ответ показывается на слайдах с анимацией) | | |
| У 1 котенка и 1 утенка | |
| | |
| | |
| 1 котенок и 1 утенок | |
| | |
| 8 | |
Может, это быть 2 котенка? Почему? | Нет, потому что во дворе был всего 1 котенок | |
(на слайде) 8 : 4 = 2 (кот.) - не может быть, по условию во дворе он был 1 | | |
А может, это 4 утенка прибежали? Почему? | | |
(на слайде) 8 : 2 = 4 (у.) -не могут прибежать, так как их было всего 3 | | |
Значит, кто мог прибежать? | | |
(на слайде) 8 лап = (4 + 2*2) лап ---- прибежал 1 котенок и 2 утенка. | | |
Сколько стало котят и утят в комнате? Как получили? | 2 кот. да еще 1 кот. получим 3 кот. | |
(на слайде) 2 кот. + 1 ут + 1 кот. + 2 ут = 3 кот + 3 ут. | | |
Нашли мы, сколько стало утят в комнате? | да | |
Запишем ответ: (на слайде) Ответ: 3 утенка стало в комнате. | Записывают | |
| | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: строить речевое высказывание в устной форме (К) |
Так, какую же букву нужно было выбрать? Есть такие ребята, кто сам мог решить задачу? Да, ребята, чтобы легко было решить задачу, можно схематично изображать рисунок к задаче, тогда станет все понятнее. | |
Задание 2. На одном из рисунков А-Д божья коровка отличается от других четырех. На каком? |
| | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: строить речевое высказывание в устной форме (К) )использовать способы решения проблем творческого и поискового характера (п) осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий (п) |
| |
На слайде задача: -Прочитайте ее Варианты ответа: А, Б, В, Г, Д | |
-Подумайте и дайте ответ. Поднимите букву с ответом. | |
Хорошо, опустите букву, а теперь попробуем решить вместе. | |
-Что изображено на рисунках? | |
-А, что нужно найти в задаче? | |
| |
-Верно, ребята, а чем еще? Посмотрите, одинаковое ли количество крапинок? | Считают количество Одинаковое |
( С помощью анимации все коровки поворачиваются в один ряд и смотрят в одну сторону) | |
Промежуточная рефлексия | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза (П) строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; |
Верно, ребята, это божья коровка под буквой Д. Кто сначала поднял эту букву и решил сам, поднимите руку? -Какие молодцы. -У кого-то возникли затруднения при решении задачи? (Если да, то говорю: тогда будем еще решать задачи) | Поднимают руку |
| | |
Задание 3. Сколько белых квадратиков надо закрасить, чтобы черных и белых квадратиков стало поровну? | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: 1) определять наиболее эффективные способы достижения результата (Р) 2) владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; (П) 4)представлять информацию в знаково-символической или графической форме (П) 5) контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р) 6) воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. (Р) |
| |
-Ну, что, ребята-кенгурята, вы уже проехали большую часть станций. Осталось совсем немного. Вы большие молодцы. Двигайтесь дальше! Удачи! | |
-Вот, ребята, нас встречает еще одна задача. На слайде задача: -Прочитайте ее. | |
А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д-5 | |
-Что нужно сделать в задаче? | |
| |
-У вас на партах листы, найдите это задание и закрасьте квадратики, сколько считаете нужным. | |
-Поднимите букву с ответом. | |
| |
| |
| |
-На сколько белых квадратов больше, чем черных? | |
| |
-Молодцы, как быстро вы справились с задачей. | |
Задание 4. Два кенгуренка Кузя и Пузя прыгают по клеточкам навстречу друг другу (см. рисунок). Они прыгают одновременно, но Кузя прыгает на соседнюю клеточку, а Пузя — через одну клеточку. На какой клеточке они встретятся? |
- Ребята, на этой станции нас ждет еще одна задача. | |
На слайде задача -Прочитайте ее - А-1, Б-2, В-3,Г-4,Д-5 | Два кенгуренка Кузя и Пузя прыгают по клеточкам навстречу друг другу (см. рисунок). Они прыгают одновременно, но Кузя прыгает на соседнюю клеточку, а Пузя — через одну клеточку. На какой клеточке они встретятся? |
|
-Посмотрите ребята на рисунок. Что на нем изображено? | Кенгурята: Кузя и Пузя |
-Кенгурята как прыгают к друг другу? | Одновременно, навстречу |
-что нужно найти в задаче? | На какой клеточке они встретятся? |
Попробуйте решить сами. Найдите на листах это задание. Дугами отмечайте прыжки кенгурят. Приступайте к решению. | Решают |
- Покажите ответ буквой. | Показывают букву В |
-Какой ответ у вас получился? | 3 |
-Как получили? | Считали клеточки |
На слайде: -Проверим ваше решение -Верно, ребята, вы справились с заданием. | |
| | |
Промежуточная рефлексия | | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: владеть логическими действиями анализа (П) строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; |
| |
Задание 5. На рисунке изображен план парка с семью аллеями. Маша вышла из точки О и прошла по двум аллеям. В каждой точке она не могла оказаться? | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: 1)использовать способы решения проблем творческого и поискового характера (п) 2) осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий (п) 3) использовать различные способы поиска обработки информации (п) 4) контролировать учебные действия, оценивать (р) 5) строить речевое высказывание в устной форме (К) |
Варианты ответа: А, Б, В, Г, Д | На рисунке изображен план парка с семью аллеями. Маша вышла из точки О и прошла по двум аллеям. В каждой точке она не могла оказаться? |
| О Маше |
| Маша вышла из точки О и прошла по двум аллеям. |
| В какой точке она не могла оказаться? |
| Решают задачу в паре |
| Поднимают букву Д |
| Маша не могла оказаться в точке (Д), так как до этой точке по любому из путей следует сделать минимум 3 дуги (аллеи). |
| да |
Задание 6. Сколько разных цифр в записи даты конкурса "Кенгуру"? |
Ребята, «Кенгуру» нас совсем заждался. Нужно поскорее решить задачи, чтобы добраться до него. посмотрите на слайд, прочитайте задачу. | Сколько разных цифр в записи даты конкурса "Кенгуру"? |
Варианты ответа: А-5 Б-6 В-7 Г-8 Д-10 | |
| Найти количество различных цифр даты конкурса |
| -Поднимают букву А |
| 0,1,2,3,9 |
| |
Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
Задание 7. | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: 1) определять наиболее эффективные способы достижения результата (Р) 2) владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; (П) 4)представлять информацию в знаково-символической или графической форме (П) 5) контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р) 6) воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. (Р) -
|
-А сейчас, ребята, мы проведем мини-конкурс! | |
-У вас на листочках под словами «задание 5» есть задания. Попробуйте их решить. А мы посмотрим, кто же из вас смекалистый и научился быстро решать задачи. Кто сможет решить, тому будет очень легко в марте на конкурсе «Кенгуру». Приступайте к заданию. | Выполняют |
Какой буквы из слова КЕНГА нет на рисунке? Выбери букву: А-К Б-Е В-Н Г-Г Д-А У подъезда висит табличка (см. рисунок). На каком этаже находится квартира с номером 27? Выбери букву: А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Если числа 5, 24, 9, 14 и 10 записать в порядке возрастания, какое число окажется третьим? Выбери букву: А-5 Б-25 В-9 Г-14 Д-10 Вдоль улицы один за другим стоя дома с номерами 1, 2, 3, 4, 5. В них живут белочка, кошка, мышка, ослик и собака. Собака живет в доме номер 1, а белочка - в доме номер 4. Кошка живет по соседству с мышкой. Кто живет в доме номер 5? Выбери букву: А-белочка Б-кошка В-мышка Г-ослик Д-собака Женя сначала нарисовала 4 маленьких квадратика (см. рисунок). Потом она пририсовала к ним еще несколько таких же квадратиков так, что получился большой квадрат. Сколько квадратиков она могла дорисовать? Выбери букву: А-2 Б-4 В-5 Г-6 Д-7 | Решают |
Итак, ребята, давайте проверять. Возьмите в руку ручку какого-то яркого цвета или фломастер и отмечайте знаком «+», если вы решили правильно. | |
- На слайде: Начнем отмечать каждую из букв слова КЕНГА на картинке: Видим, что на картинке нет буквы "Г". Значит, правильный ответ – Г, отмечайте знак «+», если у вас так же | Отмечают знак + | |
На слайде: Судя по табличке имеем следующую информацию: на 1 этаже находятся квартиры с номерами: 15, 16, 17, 18, 19 на 2 этаже находятся квартиры с номерами: 20, 21, 22, 23, 24 на 3 этаже находятся квартиры с номерами 25, 26, 27, 28, 29 на 4 этаже находятся квартиры с номерами 30, 31, 32, 33, 34 на 5 этаже находятся квартиры с номерами 35, 36, 37, 38, 39 Таким образом, квартира с номером 27 находится на третьем этаже. -Отмечайте знак | Отмечают знак + | |
На слайде: Запишем числа 5, 24, 9, 14 и 10 в порядке возрастания. Получим следующую последовательность: 5, 9, 10, 14, 24. Третьим в это последовательности находится число 10 - это и есть правильны ответ. -Отмечайте знак | Отмечают знак + | |
- Так как в условии задачи сказано, что кошка и мышка живут в соседних домах, то получается, что ни занимают домик 2 и 3. А в 5 домике живет ослик. -Отмечайте знак | Отмечают знак + | |
Дорисуем этот данную фигуру до квадрата. Получается, что нужно дорисовать 5 квадратиков, чтобы получить большой квадрат. -ставьте знак | Отмечают знак + | |
Промежуточная рефлексия | | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Актуализация истории конкурса МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: 1)строить речевое высказывание в устной форме (К) 2)формировать первичное понимание значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний (Л) |
-Молодцы, можете себе крупно написать «МОЛОДЕЦ». -У кого 1 ошибка? Ничего, вам нужно быть внимательнее. В следующий раз обязательно получится. -Кому было сложно выполнять задания? -Давайте попробуем вернуться к истории конкурса. -Когда и где появился этот конкурс? -Как разделились задания? -Когда проводится конкурс? -Какие призы даются участникам? -Конкурс проводится ежегодно? -Итак, ребята, давайте сделаем вывод: нужно ли участвовать в конкурсе и для чего? -А можно ли понять с помощью задач, что тяжело вам дается? Чтобы поработать над этим. | Поднимают руку Вспоминают историю Участвовать в конкурсе нужно, чтобы проверить свои знания по математике |
Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Примерный план этапа: фиксирование нового содержания; соотнесение цели учебной деятельности и ее результата (фронтально, индивидуально); рефлексия процесса учебной деятельности; планирование цели дальнейшей деятельности. |
На слайде: -Молодцы, ребята! Вот вы и доехали до меня. Трудно ли вам было решать мои задания? Зато вы поучились и потренировались решать задания, но это была только маленькая часть. Очень надеюсь, что вы примите участие в марте 2019 года, попробуйте свои силы и возможности. Только для этого нужно хорошенько потренироваться и внимательно заниматься на уроках математики. Участвуйте и показывайте свои возможности и знания! | | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. (Р) 2)оценивать учебные действия (Р) 3) строить речевое высказывание в устной форме (К) |
Я хочу дать вам небольшую подсказку для вас и ваших родителей, где можно найти задания, чтобы потренироваться дома самостоятельно или с помощью родителей. Уважаемые, родители! В марте 2019 года состоится математический конкурс «Кенгуру». Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок принял в нем участие, то хочу поделиться с вами сайтом, на котором представлены материалы прошлых лет по конкурсу. Ваш ребенок сможет потренироваться и успешно пройти конкурс. https://shkolnaiapora.ru/olimpiady-dlya-shkolnikov/kenguru - сайт с заданиями https://vk.com/mathkang - официальная группа вконтакте | |
| |