2 | Мотивация к учебной деятельности, актуализация (5 мин.) | Работа с портретом - Перед вами портрет замечательного писателя Михаила Михайловича Пришвина. Всмотритесь в портрет писателя. Обратите внимание на лицо, взгляд. Какие ассоциации у вас возникают с образом писателя? - Каким изображен писатель на портрете? - Присмотритесь к взгляду писателя, какой он? - Во что одет М.М. Пришвин? Что можно сказать о стиле одежды? - Внешность выражает индивидуальность и указывает на его скромность и аккуратность. Важность и строгость показана на лице и глазах великого писателя. | - Культурный человек, строгий, занятой. - Занятым своим любимым делом, написанием рассказов. - Глаза смотрят в даль , что выражается еще и в строгих чертах лица. - Классический стиль одежды, выражает сдержанность и культуру писателя. | - Культурный человек, строгий, занятой. - Занятым своим любимым делом, написанием рассказов. - Глаза смотрят в даль , что выражается еще и в строгих чертах лица. - Классический стиль одежды, выражает сдержанность и культуру писателя. | Словесный метод (ответы на вопросы) Наглядный метод (работа с портретом, демонстрация презентации) Дидактические средства визуальные (портрет писателя)
|
4 | Открытие новых знаний (20 мин.) | Интервью с писателем (презентация) - У нас с вами есть уникальная возможность провести виртуальное интервью с М. М Пришвиным. Мы сегодня вернемся в 20, прошлый век и возьмем интервью и вот какие вопросы мы сегодня зададим (на слайде появляются вопросы). Давайте зададим первый вопрос писателю Михаил Михайлович, когда и где вы родились? Кем были ваши родители? Как вы учились в школе? Каким вы были в студенческие годы? Как вы поняли, что хотите стать писателем? Как называлась ваша первая книга? Какие книги вы писали позже? Давайте вспомним слова Константина Паустовского, как он характеризовал вас и ваши рассказы? Когда закончилась ваша жизнь? - Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди. Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. М. Пришвина. -Сейчас мы поработаем с рассказом М.М. Пришвина, откройте страницу 92. - Прочитайте название рассказа. - Верно, писатель дал своему рассказу название «Выскочка». Как вы думаете, кого называют «выскочкой»? - Я обратилась к толковому словарю Ожегова и узнала, что выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам. - Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием? Первичное знакомство с рассказом - Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ, но сначала мы с вами прослушаем аудиокнигу, после прослушивания вам будет необходимо ответить на вопросы. - Какие впечатление произвело на вас произведение? Какой был тон чтения у рассказчика? Как он менялся? Вторичное знакомство с текстом - А теперь и мы с вами приступим к чтению начинаю я, а вы следите пальце по тексту, потом я останавливаюсь и вы продолжаете читать по обзацу. Но каждый должен будет подчеркнуть слова, которые вам будут не понятны по прочтению. Физкультминутка для глаз Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти, повторить 4-5 раз. Крепко зажмурить глаза (считая до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти). - Перед рассказом, я сказала вам подчеркивать те слова, которые вам неизвестны, прочитайте их. Словарная работа - Давайте посотрим на доску и попробуем объяснить незнакомые нам слова и поговорки. - Первое слово – выводок, кто сможет объяснить значение этого слова? - А как вы понимаете значение слова улучили? - Следующее слово - травушка – муравушка. - Стрекотанье. - В семье не без урода. - С пыльцой в голове. - А какие еще незнакомые слова вы нашли в тексте, прочитайте их. Анализ рассказа - Прочитаем вопосы к произведению на странице 95. - Почему Пришвин назвал свой расказ «Выскочка»? Объясни. - Как автор описыает Вьюшку, ее поведение и повадки? Как у собаки появилась такая кличка? - Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой? - Что ты узнал о Выскочке? Какое чувство вызывает у тебя сорока? Случайно ли писательно так назвал ее? - На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе самый напряженный? Почему ты так считаешь? - Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием? Объясни. - Почему историю, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом? Придумай другой конец. - Какой урок для себя вы вынесли из этого рассказа? - Молодцы, вы на все вопросы ответили правильно. | - Я родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. - Мой отец, Михаил Дмитриевич, занимался селекцией лошадей, был прекрасным наездником, а также являлся заядлым охотником. А моя мать, Мария Ивановна, была домохозяйкой и занималась воспитанием детей. Кроме меня, в семье родилось еще четверо детей. - Первое образование было получено в деревенской школе. Затем же я перевелся в первый класс Елецкой гимназии, несколько раз оставался там на второй год. А через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями я тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет продолжил образование в Рижском политехническом институте. - В студенческие годы мне стали близки идеи марксизма, за что я поплатился арестом и заключением на год в тюрьму. После выхода из тюрьмы поехал за границу. С 1900 по 1902 год я учился в университете Лейпцига. Там я получал специальность агронома. - Вернувшись на родину, я женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году оставил свою профессию, стал работать корреспондентом в газетах и начал писать. Я бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления и вдохновение от путешествий, записанные мной тогда, легли в основу книг. - В 1906 году впервые был опубликован мой рассказ – «Сашок». Затем вышли мои книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло мое первое собрание сочинений. - «Певец русской природы», все мои произведения пропитаны особым отношением к окружающей меня природе, и изложены они в очень красивой языковой форме. - Моя жизнь оборвалась 16 января 1954 года в Москве от рака желудка) (До свидания, ребята!) Слушают учителя - Это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание - Рассказ может быть о несправедливости и воровстве. Слушают аудиокнигу Отвечают на вопросы Читают рассказ Повторяют за учителем - Семья зверей или птиц, состоящая из мамы, иногда отца, и детей их, одного вывода. - Семья зверей или птиц, состоящая из мамы, иногда отца, и детей их, одного вывода. - Сочная зеленая, густо растущая молодая трава. - Звук, сорок либо кузнечиков. - Человек, выделяющийся своими недостатками из какой-либо группы, коллектива. - В голове ничего нет, человек, не отвечающий за свои поступки и действия. Чтение незнакомых слов - Название произошло из имени сороки. Сорока никого не слушала и поплатилась за это хвостом. Важно прислушиваться к мнению коллектива. - Эта собака была умной, шустрой, верной. Автор описывает Вьюшку веселым нравом и с забавной внешностью. Нашли собаку на брегу Бии – Бьюшка – Вьюшка. - У собаки сороки украли кость, но собака была умной и обхитрила сороку, а сорока осталась без хвоста. - Выскочка была норовистой, высокомерной, амбициозной. Птица вызвала насмешку, иронию, неуважение к самодеятельности и глупости. - Сорока хотела украсть 2 кость, но у нее не получилось. Ведь собака оказалась умнее и проворнее, что не замечает норовистую воришку. Именно в эти минуты появляется неопределенное желание узнать, что произойдет дальше. - К Вьюшке с нежностью, теплом, любовью, он восхищается Вьюшкой, ведь ей можно было доверить сторожить дом. Над Выскочкой автор насмехается, относится к ней с юмором. - Автор хотел дать урок Выскочке, что нельзя так себя вести. - Нельзя быть выскочкой, необходимо прислушиваться к коллективу. | Читают вопросы Слушают учителя - Это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание Выдвигают свои предположения Слушают аудиокнигу Отвечают на вопросы Читают рассказ Повторяют за учителем | Словесный метод (ответы на вопросы, объяснение) Наглядный метод (демонстрация презентации, виртуальное интервью с писателем, учебник) Практический метод (выполнение заданий, словарная работа) |