9) Создать условия для для осмысления идеи произведения.
Оборудование: - портрет М.М.Пришвина;
- выставка книг М.М.Пришвина;
- презентация с биографией М.М.Пришвина;
-Толковый словарь С.И.Ожегова;
- учебник у каждого ученика;
-карточки с числовыми выражениями;
- рисунки с радостным и печальным лицами;
- конверты с пунктами плана.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Артикуляционная зарядка:
1) У Бори – винт.
У Вити – бинт.
2) Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.
2) Разминка и проверка домашнего задания.
1) Упражнение «Да-нет», с использованием сигнальных карточек.
* Известный сказочный кот носил теплые ботинки.
( Сказка Ш.Перро – кот носил сапоги)
Слова Вена и Блок могут быть как собственными, так и нарицательными.
( Столица Австрии – Вена, у человека – вена;
Фамилия поэта – Блок, блок – листы книги,подобранные по порядку .)
Кругом роса медвяная
Сползает по коре.
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре…, написал С. Есенин (Да)
Чтение уч-ся стихотворения наизусть.
В отрывке :
Как на выставке картин
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой…
Борис Пастернак говорит о галерее картин.(Нет)
Чтение уч-ся стихотворения наизусть.
- Можно ли сказать, что эти стихотворения о родине?
- Почему? Что для вас Родина?
- Вспомните, как о Родине говорят поэты ?
Вывод : Родина – это все, что человеку близко и дорого, то без чего жить он не может.
3) Физминутка.
4) Работа над новым материалом.
1) Мы закончили раздел «Тихая моя Родина». А название следующего раздела выбирайте сами На доске записаны два варианта:
Мы и природа.
Природа и мы.
- В чем сходство этих высказываний?( Одинаковые слова.)
- В чем различие? (Разный порядок слов.)
- Куда падает логическое ударение?
- Какие слова выделяются голосом?
- Что от этого меняется? ( Значение высказываний.)
2) Перед вами лежат карточки , составьте и решите числовое выражение. Результат укажет , какую страницу надо открыть. Проверьте ваше мнение с мнением авторов учебника.
Стойка – семья – распять – едва - трикотаж – подвал = 100-7-5-2-3-2=81
3) Связаны ли понятия «родина» и «природа» ?
- Прочитайте высказывание по карточке:
«Рыбе – вода, птице – степь,
Зверю – лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит
Охранять Родину.»
- Эти слова написал М.М.Пришвин.
4) Показ презентации «Биография М.Пришвина».
5) Выставка книг.
6) Работа над произведением.
- Сегодня мы будем читать рассказ М.М.Пришвина «Выскочка».
- Что обозначает слово «выскочка»?
- Кого и за что мы называем так?
- Положительная или отрицательная характеристика у этого человека?
- А еще есть растение, которое называют «Выскочкой».(Показ растения)
Я этот цветок помню еще с детства, когда-то у нас рос такой же. Уж не помню, куда он потом делся, но воспоминания остались. Ведь это было одно из немногих именно цветущих комнатных растений, а ведь нам всем так нравятся цветы! Все лето стоял он у меня такой весь спокойный, даже немного обиженный, видимо, не понравилось, что в самый ответственный момент я его перенесла в связи с ремонтом на другое окно (с северо-западной стороны). А тут в августе на тебе — красота! Вот и захотелось поделиться с Вами идейкой украсить свой дом таким же великолепием, как выскочка или цветок зефирантес (называйте, как кому нравится). А знаете, откуда у него такое название? Наше русское Выскочка (мне, если честно, не очень нравится, что такой красивый цветок называют выскочкой) данное растение получило благодаря своему свойству неожиданно выпускать стрелку с цветком. Из земли сначала появляется лишь маленькая часть острия бутона, а за день он вытягивается в длинный стебель с вот-вот раскроющимся цветком. А еще через несколько часов бутон распускается и если принюхаться, то можно уловить его тонкий нежный аромат. Все это происходит так быстро, что нам кажется, словно цветок выскочил из неоткуда. Но мне больше нравится слово Зефирантес (что-то такое зефирное и нежное). На самом деле это название происходит от двух древнегреческих слов Zephir и Anthos, что по-русски обозначает соответственно Западный ветер и Цветок. Все дело в том, что на родине цветка – Центральной и Южной Америке — зефирантес начинает цвести в тот момент, когда ветер меняется на западный и приносит с собой дожди и долгожданную прохладу.
- Почему называют так растение?
Вывод : Выскочка – это человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться или , который занял какое – нибудь положение не заслуженно общественное.
7) Первичное восприятие текста.
- Кто в рассказе является «выскочкой»?
- Можно дать другое название? Придумайте другое название.
Физминутка.
8) Выборочное чтение.
- Кто такая Вьюшка? Почему ее так называют?
- Кто такая Выскочка?
На доске картинка сороки.
- Какие слова и выражения вспоминаются при взгляде на картинку?
Сорока – белобока.
Сорока – воровка.
Сорока весть на хвосте принесла.
- Что произошло поздней осенью?
- Прочитайте, что о ней говорит автор.
- Как автор относится к сороке?
- Что является достоинством сороки?
- Прочитайте , как сороки отбирали косточку у Вьюшки.
- Чем же закончилось нападение?
- Как сороки отреагировали на потерю хвоста?
9) Найдите и прочитайте отрывки , которые соответствуют рисункам лиц ( улыбающее и грустное лица).
10) Работа с иллюстрацией в учебнике.
- Какой эпизод изобразил художник? Прочитайте отрывок.
- Какие герои изображены?
- Удалось ли художнику передать чувства героев?
- Что чувствуют Вьюшка и Выскочка?
- Как это изобразил художник?
11) Прочитайте текст и разделите на части ( у каждого ребенка конверт с возможными пунктами плана).
* Украденная косточка.
* Выскочка.
* Хитрость Вьюшки.
* Потеря хвоста.
Дети распределяют карточки по порядку. К каждому пункту устно подбирается свое название.
- Какие виды пересказа вы знаете? ( подробный и краткий).
- Перескажите текст кратко.
5) Закрепление.
Творческий пересказ. Перескажи текст :
- От лица Вьюшки.
- От лица сороки.
- От лица Выскочки.
6) Итог урока.
- С творчеством какого писателя мы познакомились?
- Как называется рассказ?
- Почему человеку надо знать и понимать жизнь природы?