II.Самоопределе ние к деятельности (Определение темы и целей урока.Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности) III. Подготовка к восприятию произведения. | Беседа Прием “Предположение”. | Звучит песня «Беловежская пуща» (первый куплет), затем учитель просит детей прочитать слова на слайде: «Охранять природу – значит охранять Родину». - Как вы понимаете эти слова? - Помните ли вы, кому они принадлежат? - И именно рассказ М.М. Пришвина продолжает новый раздел – «Природа и мы». Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди. Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. - Каким надо быть читателем, чтобы совершить эти открытия и поделиться ими с другими? (Вдумчивым. Внимательным. Грамотным.) Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, который называется «Выскочка». - Попробуйте сформулировать цель нашего урока, а я вам покажу небольшую подсказку. Предлагаю вам выбрать учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью. -Чему мы будем учиться? Выразительно читать. Делить текст на части. Анализировать литературное произведение. Давать характеристику героям. Составлять план. Слушать и уважать мнение своих товарищей. Рассуждать, думать и высказывать своё мнение. Работать в паре или группе Ориентироваться в тексте Давать оценку своей работе. - Обоснуйте свой выбор. Беседа о названии рассказа. —Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он? —Можно ли по названию это предположить? Разгадывание загадок. С хозяином дружит, Дом сторожит. Живёт под крылечком, А хвост колечком. (собака) Трещала с самого утра: «Пор – р – ра! Пор – р - ра!» А что – пора? Такая с ней морока, Когда трещит…. (сорока) — Мы с вами много говорили о собаках, у некоторых из вас они есть. А вот что вы знаете о сороках? (После высказываний детей заранее подготовленный ученик рассказывает о сороках.) - Кого называют в народе выскочкой? В Толковом словаре Ожегова этому слову дается следующее объяснение: (В словаре зачитывает ребенок) Выскочка– это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам. (Иллюстрации на доске) П- Предположите по иллюстрации, о ком будет идти речь? | Слушают музыкальный отрывок, отвечают на вопросы учителя, слушают рассказ учителя об авторе. Формулируют цель и учебные задачи урока, выбирают учебные уменияиз предложенного списка. По названию предполагают о чем пойдет речь в рассказе. Разгадывают загадки. После высказываний детей заранее подготовленный ученик рассказывает о сороках. | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Понимать и формулировать учебную цель и задачу. Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. | С помощью специального задания подводит детей к теме урока. Наблюдение,контроль. Ведет диалог с классом, загадывает загадки |
IV. Работа над содержанием текста. | Прием «Чтение с пометкой» Прием « Вопрос автору» Приём «Дерево предсказаний» Прием «Чтение с пометкой» Приём «Дерево предсказаний» Физкультминутка | 1.Работа с текстом во время чтения. - Читаем вслух, по ходу чтения работаем с текстом, над непонятными словами ставим вопросы. Лексическая работа: Бдительность – постоянное настороженное внимание. Улучила – нашла подходящее время. Поскакала дуром– не по порядку, как попало, не думая. С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая. Полено – кусок распиленного бревна для растопки Сородичи – родственники. Выводок – птенцы живущие с матерью; Срам – стыд, позор; С.92 после первого абзаца. - Проследите, как менялась кличка собаки? Почему? С.92 второй абзац Тема абзаца? С. 92 второй абзац, второе предложение (...и опустила его вниз поленом...) (Для чего она это делала?) С.92 после третьего абзаца. ( … на кости есть много охотников...) ( групповая работа по 4 человека) КПодумайте и дайте ответы на вопросы. 1. Что будет дальше? 2. Как могут развиваться события? 3. Чем закончится текст? С.93 второй абзац Главная мысль? С.93 (… наступали шесть умных сорок(Кому достанется все-таки кость?) С.94 второй абзац (...только бы еще одно мгновение.. -Что произойдет дальше? ( групповая работа по 4 человека) К 2.Анализ текста и повторное выборочное чтение. Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказывали в начале работы с текстом? - В каком абзаце вы найдете описание Вьюшки? Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании? (Сравнение) с. -Найдитеэпизод, где автор использует крылатое выражение вы “В семье с не без урода”. Что оно обозначает? с. 93 третий абзац подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение. С кем сравнивает автор шесть сорок? (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов. - - Где в рассказе самый напряжённый момент (кульминация)? с. - Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадание) - Что такое сострадание? - Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? - Почему? - Почему эта история закончилась именно так? - Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека? - Как относятся к выскочкам в обществе? Какой вывод делает М.М. Пришвин? О чем предупреждает? (М.М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать). | Читают, по ходу чтения помечают непонятные слова, проводят словарную работу, объясняют значение слов и выражений. Работают с толковым словарем. По ходу чтения осуществляют анализ текста. Работают в группе, прогнозируют дальнейшие события. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Взаимодействуют с учителем во время анализа текста, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Работают с крылатым выражением и средствами художественной выразительности. | Работать с с толковым словарем. Формулировать собственное мнение Анализировать текст, строить речевые высказывания, учитывать мнение участников группы, осуществлять контроль по результату. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника, строить понятные для собеседника речевые высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. | Наблюдение. Вопросы и ответы Наблюдение и контроль Контролирует дискуссию. |
V. Итог урока. Рефлексия. Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы | | «Рефлексия шесть шляп мышления» (учащиеся работают в 6 группах) Красная шляпа(чувства) – Что вы чувствуете по отношению к герою? Желтая шляпа(оптимизм) - Что хорошего можно взять для себя? Черная шляпа(критик) – Что плохого в поступках героев? Синяя шляпа(обобщение) – Дайте совет читателю или герою. Белая шляпа(учёный) – Чему следует поучиться у героев? Зелёная шляпа(творчество) – Продолжите рассказ. | Работают в группах. Учащиеся высказывают свое мнение. Формулируют полные ответы на вопросы. | Работать в группе, слушать собеседника, строить понятные речевые высказывания, осуществлять самоконтроль учебной деятельности. | |