kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Михаил Михайлович Пришвин "Выскочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема" Михаил Михайлович Пришвин "Выскочка"

Цели : расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:  предметные УУД: умения прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постоянным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух,

Метапредметные УУД:
Р. - формулирование учебной задачи; планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока; оценивание своей работы на уроке;
П.- анализ художественного и научно –познавательного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск информации в учебной и справочной книге, самостоятельной и целенаправленный выбор книги;
К.  -ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, работа в паре и в группах;

Личностные УУД : привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям ,уважение к старшим).

Оборудование : выставка книг М.М.Пришвина, портрет писателя, карточки с заданиями, презентация, компьютер

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературное чтение ВЫСКОЧКА»

Урок литературное чтение

Тема урока : Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка»

Цели : расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные УУД: умения прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постоянным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух,

Метапредметные УУД:
Р. - формулирование учебной задачи; планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока; оценивание своей работы на уроке;
П.- анализ художественного и научно –познавательного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск информации в учебной и справочной книге, самостоятельной и целенаправленный выбор книги;
К. -ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, работа в паре и в группах;

Личностные УУД : привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям ,уважение к старшим).

Оборудование : выставка книг М.М.Пришвина, портрет писателя, карточки с заданиями, презентация, компьютер,


Этап                              

Деятельность учителя                      

Деятельность обучающихся                                     

Универсальные действия

1.Организационный момент.

Самоопределение к          деятельности

Включение в деловой ритм. Устное   сообщение учителя    

С добрым утром, начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать!

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Подготовка класса к работе.                

Личностные : самоопределение;регулятивные : целеполагание;коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!



2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Знакомство с жизнью и творчеством писателя по группам.

- Предлагаю вам прочитать внимательно слова:

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».


1 группа:

– О чем мог писать Пришвин? 

Что мы можем сказать о таком человеке? 


















2 группа:

– Что волновало писателя больше всего? 

- Почему он не мог быть равнодушным к природе?


Учащиеся заполняют таблицу




Каждая группа рассказывает о писателе.

1.Карточка

Пришвин родился в имении Хрущёво в Орловской губернии, повел здесь свое детство. В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. «Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются»

– О чем мог писать Пришвин? 

Что мы можем сказать о таком человеке? 

2.Карточка.

Михаил Михайлович Пришвин – человек, необыкновенно любивший родную природу, много сделавший для ее охраны. Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу. Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. В рассказах «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дятел», «Последние грибы», «Гости» писатель раскрывает эти чудеса перед нами.

– Что волновало писателя больше всего? 

- Почему он не мог быть равнодушным к природе?

3 карточка

- Михаил Михайлович очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.
Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

Коммуникативные :планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками;познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

 

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Сегодня прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина. Но сначала мы с вами проведем шуточную артикуляционную гимнастику, и вы сможете отгадать, кто будет главным героем рассказа, который мы сегодня будем читать.

Повторяйте за мной:

гуау – гуау – Испания
уаф – уаф – Франция
уон – уон - Япония
бау – бау - Англия
гау – гау - Вьетнам
гав – гав - Россия

- Так, о каком же животном пойдет сегодня речь?

- А читали мы с вами звукоподражательные слова. Так издают звуки лая собаки в разных странах.

- Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

– Работая в парах, определите цели урока. У вас на партах лежат листочки. Прочитайте  и определите главное.  Итак, сегодня на уроке…





Отгадать загадки

С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)

Непоседа, пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая.
Вертится, стрекочет
Весь день хлопочет. (Сорока)



- Мы с вами много говорили о собаках, у многих из вас они есть.

- А что вы знаете о сороках?

Ставят цели, формулируют

 (уточняют) тему урока.



























1.Познакомиться           

с учебником                                                         

с автором литературного

произведения

с новым произведением

2.Читать и                       

не понимать                                                                               

понимать прочитанное

3. Высказывать и доказывать        

недовольство                                                    

собственное мнение                                                                                                                

пожелание                                       



(это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание).

Регулятивные:целеполагание;коммуникативные:

постановка вопросов;познавательные:общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

4.

Словарная работа

 

Пользуясь словарем, определить значение слов и словосочетаний. (Работа в парах)


   Хвост поленом - хвост прямой, опущенный вниз.                                       

  Бдительность– внимание, настороженность.                                                    

  Выводок – птенцы, выведенные одной птицей.                                                                

  С заскоком и пыльцой в голове – крайность, странность в поведении.                   

 Поскакала дуром – двигалась странно.                                                                      

  Срам –стыд и позор.                                                                                                             

  На свой страх и риск – действовать полностью на свою ответственность.


Регулятивные : планирование, прогнозирование;познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Построение проекта выхода из затруднения

Первичное закрепление

 

Слушаем рассказ и следим за чтением. Особое внимание обращайте на героев рассказа и их повадки.

«Чтение с остановками»

(1,2,3 часть рассказа читает учитель, 4 часть – ученик)                                                   1 остановка – Это у неё означало тревогу и начало бдительности.                                             

– Как вы думаете, почему Вьюшка тревожилась?                                     

 2 остановка– и одна только Выскочка поскакала дуром…                                       
– 
Как поведет себя Выскочка?                                          

3 остановка – наступали шесть умныхсорок…                                     – Как вы думаете, кому достанется косточка?                                           

4 остановка– и торчал из пасти ее…                                                      – Как закончится рассказ?       

– Понравился ли вам рассказ?                                             – О ком говорится в рассказе?                                            Кто больше понравился?                                      – Какой представляете Вьюшку? А Выскочку?                                         – Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент изображен?

Устанавливает осознанность ситуации.
- Понравился вам рассказ?
- Кто действует в рассказе?
- Что показалось особенно интересным?

Читаем и обсуждаем группами вопросы и отвечаем на вопросы;

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция;познавательные:общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа по рассказу.

 

Повторное чтение рассказа «цепочкой», деление на части и составление плана.



Организует деятельность по применению новых знаний.

Составляют план рассказа:

  1. Вьюшка получила подарок.

  2. Украденная косточка

  3. Выскочка.

  4. Хитрость Вьюшки.

  5. Выскочка осталась без хвоста

Почему собаку назвали Вьюшкой? Проследите, как менялась кличка собаки.
Бия - Бьюшка – Вьюшка
- Как вы думаете, почему?

- Прочитайте описание Вьюшки, её поведение и повадки.
-Какое отношение автора к собаке? (с любовью, нежностью, обращается ласково).
- Как сорокам удалось украсть косточку? (хитростью: одна отвлекала, другая украла).
- Как озаглавим эту часть? ( Вьюшка получила подарок. Веселая собачка Вьюшка).

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.


Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;личностные : самоопределение

7.Итог по уроку

 

– Какой вывод делает  Пришвин? О чем предупреждает?  М.М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать.                                                                                            

– И мы сегодня познакомились с такой ситуацией, где сорока ведет себя как выскочка.

– У Пришвина есть слова: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю»                                                                                                          

– Как понимаете?

Тест напечатан на карточках.
- Возьмите тестовые карточки и ответьте на вопросы.
1. Какой породы была собака Вьюшка?



А) лайка Б) овчарка
2. Откуда приехала Вьюшка?
А) с берегов р.Енисея Б) с берегов р. Бии В) с берегов о.Байкал
3. Какую службу несла Вьюшка?
А) охотилась Б) сторожила В) охраняла хозяина
4. От какого слова произошла кличка собаки?
А) «Бия» Б) «Байкал» В) «Виться»
Проверка теста. На слайде ответы. Оцените себя.

8. Рефлексия деятельности(итог урока)

 

 Рассказ «Выскочка»………..                                                                                                      

 Сегодня я задал вопрос…….                                                                                                 Сегодня на уроке я задумался……...



Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;познавательные: рефлексия;личностные:

смыслообразование

9. Домашнее задание


Описать главных героев.


















Список литературы

  1. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская.-2-е издание., дораб.-М.: Просвещение, 2011

  2. Родная речь: учебник для 4 класса нач. шк. В 2-х частях/Сост. Л.Ф.Климанова и др.-М.: Просвещение, 2006

  3. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений/Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.: 1992

  4. Уроки литературного чтения: метод. пособие учеб. «Родная речь. 4 класс»/Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.-М.: 



























Приложение 1.

Карточки для работы в парах.

1.Познакомиться           

с учебником                                                         

с автором литературного произведения

с новым произведением

2.Читать и                       

не понимать                                                                               

понимать прочитанное

3. Высказывать и доказывать        

недовольство                                                    

собственное мнение                                                                                                                

пожелание                                       









Приложение 2.

  1. Карточка

Пришвин родился в имении Хрущёво в Орловской губернии, повел здесь свое детство. В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. «Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются»

– О чем мог писать Пришвин? 

Что мы можем сказать о таком человеке? 

2 Карточка.

Михаил Михайлович Пришвин – человек, необыкновенно любивший родную природу, много сделавший для ее охраны. Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу. Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. В рассказах «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дятел», «Последние грибы», «Гости» писатель раскрывает эти чудеса перед нами.

– Что волновало писателя больше всего? 

- Почему он не мог быть равнодушным к природе?



3 карточка

- Михаил Михайлович очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.

Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.



















Приложение 3.













Просмотр содержимого презентации
«ПРИШВИН. Выскочка»

урок литературное чтение 4класс Брагина Светлана Анатольевна МАОУ «Ошибская СОШ»  учитель начальных классов

урок литературное чтение

4класс Брагина Светлана Анатольевна МАОУ «Ошибская СОШ» учитель начальных классов

Михаил Михайлович Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин

  • Выскочка
Какое чудесное утро! Какое чудесное утро! Какое чудесное утро!
  • Какое чудесное утро!
  • Какое чудесное утро!
  • Какое чудесное утро!
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)

Михаил Михайлович Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин

Книги Пришвина для детей:

Книги Пришвина для детей:

гуау – гуау  -Испания уаф – уаф  – Франция уон – уон  - Япония бау – бау  -Англия гау – гау  - Вьетнам гав – гав - Россия

гуау – гуау -Испания

уаф – уаф – Франция

уон – уон - Япония

бау – бау -Англия

гау – гау - Вьетнам

гав – гав - Россия

С хозяином дружит, Дом сторожит. Живёт под крылечком, А хвост колечком.  ( собачка)  Трещала самого утра:  «Пор-р-ра! Пор- р-ра!»  А что –пора?  Такая с ней моррока  Когда трещит …  (сорока)

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.

( собачка)

Трещала самого утра:

«Пор-р-ра! Пор- р-ра!»

А что –пора?

Такая с ней моррока

Когда трещит …

(сорока)

Словарная работа полено – кусок распиленного бревна для растопки;  сородичи – родственники.   выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью; (с срам – подберите синонимы: стыд, позор;   бдительность – подберите синонимы: внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость;

Словарная работа

полено – кусок распиленного бревна для растопки;

сородичи – родственники.

  выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью; (с

срам – подберите синонимы: стыд, позор;  

бдительность – подберите синонимы: внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость;

Чтение рассказа по частям 1 часть -Это у неё означало тревогу и начало бдительности.                                                2 остановка–  и одна только Выскочка поскакала дуром…     3 остановка –  наступали шесть умныхсорок…                                                                 4 остановка–  и торчал из пасти ее…

Чтение рассказа по частям

1 часть -Это у неё означало тревогу и начало бдительности.                                               2 остановка–  и одна только Выскочка поскакала дуром…  

  3 остановка –  наступали шесть умныхсорок…                                                                 4 остановка–  и торчал из пасти ее…

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ВЬЮШКА ВЫСКОЧКА

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ

ВЬЮШКА

ВЫСКОЧКА

Составление плана

Составление плана

  • Вьюшка получила подарок.
  • Украденная косточка.
  • Выскочка.
  • Хитрость Вьюшки.
  • Выскочка осталась без хвоста
Рефлексия:    Рассказ «Выскочка» ….                                        Сегодня я задал вопрос…….                                                            Сегодня на уроке я задумался……...

Рефлексия:

   Рассказ «Выскочка» ….                                       

Сегодня я задал вопрос…….                                                            Сегодня на уроке я задумался……...

СПАСИБО ЗА УРОК

СПАСИБО ЗА УРОК

Вы можете использовать данный шаблон при создании своих презентаций. Но при этом обязательна ссылка на источник шаблона.  учитель английского языка Бугаева Светлана Васильевна МБОУ ООШ № 30 имени майора П.Ф.Баштовенко ст. Петровской Славянского района Сайт: lanabugaeva.ucoz.ru

Вы можете использовать данный шаблон при создании своих презентаций. Но при этом обязательна ссылка на источник шаблона.

учитель английского языка

Бугаева Светлана Васильевна

МБОУ ООШ № 30 имени майора П.Ф.Баштовенко

ст. Петровской Славянского района

Сайт: lanabugaeva.ucoz.ru

Интернет ресурсы

Интернет ресурсы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Михаил Михайлович Пришвин "Выскочка"

Автор: Брагина Светлана Анатольевна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174361

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Разработка урока литературного чтения. Михаил Михайлович Пришвин "Выскочка""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_litieraturnogho_chtieniia_mikhail_mikhailovich_prishvin_vyskoch"
    ["file_id"] => string(6) "369821"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481741757"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока на тему «М.М.  «Выскочка».  Характеристика героя на основе поступка». "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-na-tiemu-m-m-vyskochka-kharaktieristika-ghieroia-na-osnovie-postupka"
    ["file_id"] => string(6) "222766"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436792038"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства