kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М. Пришвин Золотой луг

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

обучающие

совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью,

учиться анализировать используемые автором в произведении средства языковой выразительности;

развивающие

развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, произвольное внимание,

обогащать и развивать речь учащихся,

расширять кругозор;

воспитательные

воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, испытывать наслаждение от произведений искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М. Пришвин Золотой луг»

Литературное чтение.

М. Пришвин. "Золотой луг»

Цели:

обучающие

совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью,

учиться анализировать используемые автором в произведении средства языковой выразительности;

развивающие

развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, произвольное внимание,

обогащать и развивать речь учащихся,

расширять кругозор;

воспитательные

воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, испытывать наслаждение от произведений искусства.

Оборудование:

иллюстрации к изучаемому произведению, мультимедийная презентация

выставка книг М. Пришвина с его портретом.


Добрый день! Начинаем наш урок. Девизом урока я предлагаю слова: «Умейте делать открытия!». Как вы их понимаете?

  1. Проверка домашнего задания.

-А с какой удивительной птицей мы познакомились на прошлом уроке?  (Камышовка - сверчок)

-Что особенного в этой птице?

-Мы сейчас проверим домашнее задание, у кого получилась более удачная загадка?  (Дети читают свои загадки)

-Какой автор помог нам «открыть» эту птицу? (В. Бианки)

  1. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

-А сегодня на уроке вас ждет встреча с новым автором и его произведением. Каким, вы скоро узнаете.

Но сначала давайте послушаем разговор Насти и ее папы.

Чтение авторского текста в учебнике  с.105

-Здесь, ребята, мы на минуту прервем Настю. Давайте посмотрим, есть ли такое произведение в нашем учебнике. Кто его автор

-Какая будет тема нашего урока? (М. Пришвин « Золотой луг»)

3. Работа над текстом рассказа «Золотой луг»

Какие ассоциации у вас возникают при слове луг? Проанализируем название рассказа. По словарю Ожегова: луг – участок, покрытый травянистой растительностью. Из названия рассказа мы можем догадываться о том, что речь пойдет о природе, а именно о луге, но мы пока не знаем, почему зеленый луг в названии обозначен как золотой. Как вы понимаете выражение « Золотой луг»? ( Жёлтый) Почему автор использовал именно такое определение луга? (усилить качество предмета, показать своё отношение, чтобы читатель мог лучше представить предмет)

3. Работа над текстом рассказа «Золотой луг»

  Подготовка к чтению

-Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению.

-Как вы думаете, почему рассказ называется « Золотой луг»?

Прочитаем рассказ. 

     4. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста.

-Подтвердились ли наши предположения о содержании текста?

-Удалось ли автору поразить вас?

-Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор?

-Какие 3 части присутствуют в каждом тексте? (Вступление, основная часть и заключение)

-Попробуем отыскать каждую часть в рассказе М. Пришвина «Золотой луг».

  1. Повторное чтение рассказа.

Деление текста на части.

    1. часть

-Где заканчивается 1 часть?

-Можно ли сказать, что автор и герой           произведения — одно и то же лицо? (Автор — М. Пришвин, а рассказчик— мальчик)

-Кто был старше из братьев? Почему? (« …Он впереди, я — в пяту»)

-Как это «идти в пяту»? (За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь.)

-Что значит «созревают одуванчики»?

-Что такое «забава»? (Игра, развлечение). Что значит постоянная забава?

-Какой промысел мог быть у мальчишек и что означает это слово?

      Учитель поясняет значение этого слова.

Промысел – добывание чего-нибудь; занятие охотой, добычей зверя, птицы, рыбы.

-В рассказе В.Бианки сообразительная внучка изобрела для птички новое название «неслышимка». Заметили ли вы детскую словесную изобретательность в рассказе              М. Пришвина? (Фукну, фукнет)

-От какого слова произошло это слово?

-Знакома ли вам такая игра с одуванчиками?

-Но как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он имеет в виду?

(Неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты)

-Как можно озаглавить 1 часть?

                   «Цветы для забавы»

    1. часть

-Где заканчивается 2 часть?

        Чтение 2 части. Вопросы после чтения. Выборочное чтение.

-Нашли ли вы подтверждение того, почему луг назван «золотым»? Прочитайте. Что говорили люди, когда видели луг?

- Найдите в тексте.

- Как можно сказать по-другому?

 Необыкновенно! Удивительно! Чудесно! Здорово! Прекрасно! Великолепно! Что заставило мальчика заняться наблюдением?

- Зачитать.

- Так каким был мальчик по характеру? (наблюдательный)

- Что сделал мальчик, чтобы найти ответ? (стал наблюдать)

- Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

- (Потому что спать одуванчик ложиться вместе с детьми и вместе с ними встает)


- Как мальчик относится к одуванчику, как к живому существу или неживому?

- В каких словах и выражениях это заметно? Найдите в тексте и прочитайте.

(«Он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и сжав в кулак, мы бы закрыли желтое. Лепестки – пальцы, закрыты не в бутон – а в кулак. Одуванчики раскрывают свои ладони, будто руки»)

- Давайте попробуем представить, что ваши ладошки – лепестки одуванчика.

- Утро?

Дети раскрывают ладошки в виде цветка

- Вечер?

Дети закрывают ладошки в виде бутона.

 - Озаглавьте

«Тайна золотого луга»

    1. часть

- Давайте еще раз прочитаем последнее предложение

в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста.

- В чем она по-вашему состоит? ( Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо ее только увидеть, приглядеться.)

- Как теперь рассказчик называет одуванчики?

- Почему они стали самыми интересными для детей?

(Потому что спать одуванчик ложится вместе с детьми и вместе с ними встает)

 - Озаглавьте 3 часть

«Один из самых интересных цветов»

5. Работа с текстом после чтения.

-Оправдались ли наши предположения вначале урока?

-Подходит ли заголовок к этому тексту? Как бы вы озаглавили этот рассказ?

-Какое же открытие вы для себя сделали?

(Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться)

-Какое «открытие» сделал для себя писатель?

(Мир удивителен и богат чудесами. Но чтобы это понять, надо не просто смотреть вокруг, но и уметь увидеть это).

Презентация

- Как вы думаете, одуванчик – загадочный цветок?

Одуванчик – загадочный цветок. Потому что в пору цветения и в пору созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок.

-Как вы думаете, сколько видов одуванчика встречается в природе? Оказывается, их 203 вида.

- А сколько названий у этого вида? 27 народных названий.

-А сколько пушинок бывает в одной корзиночке? Представьте себе, до 200 семян с парашютиком. А за сезон одно растение даёт до 3000 семян. Не все семена прорастают, а то бы на Земле не осталось бы места для других растений, росли бы везде одни одуванчики.

- Кому интересно знать, как ещё по-другому люди называют одуванчик? Тогда берите по одному «парашютику» и прочтите всему классу. (Одуванчик, одуй-плешь, бабка, молочник, плешивец, кульбаба, пушица, пустодуй, пухлянки, дуван, зубчик, летучки, прядуница).

- Ещё какие секреты одуванчиков вы знаете

- Одуванчик – лекарственное растение. Одуванчик в народе называют ЭЛИКСИР жизни.

- А почему одуванчик называют эликсиром жизни?

- И у нас, в Башкотостане, одуванчик пользуется большим успехом. Листья и корни одуванчика используют для лечения кашля и улучшения аппетита. А из цветков одуванчика варят очень вкусное варенье, из листьев одуванчика делают салат, из поджаренных корней готовят заменитель кофе, цветочные почки маринуют и добавляют в винегреты. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.Вот какую огромную пользу приносит одуванчик!

- Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин.

- Ребята, как вы думаете, только любоваться природой призывает своих читателей М. Пришвин? (Призывает защищать ее)

- Почему рассказ называется «Золотой луг?»

(Золотой луг – желтый от одуванчиков).

- Что означает здесь слово «золотой»

(Желтый, цвет золота)

- Что еще бывает золотым?

- В каком значении употребляется слово «золотой» в следующих выражениях?

золотое кольцо

золотая осень

золотое время

золотой работник

золотые руки

золотая рожь

золотое сердце

золотой голос

-Вот видите, как много значений может быть у одного и того же слова.

Произведения М. М. Пришвина учат наблюдать и любить природу. Писатель замечает малейшие изменения, происходящие вокруг, умеет рассказать о них так, что ясно себе все можем представить. Из этого рассказа видно, что даже в самом простом, неказистом, на первый взгляд ничем не приметном цветке скрыта удивительная красота. И в рассказе “Золотой луг” мысль одна: умение видеть красоту в простом, в самом дорогом и близком сердцу, в том, что всегда рядом с нами, и что мы, к сожалению, не всегда замечаем.
- Предлагаю вам дополнить предложения подходящими по смыслу словами.
«Я сорвал цветок, и он …
Я поймал мотылька, и он … у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к … можно только …
Слова для справок: сердцем, умер, природе, увял)
- Какой вывод вы можете сделать?

V.  Рефлексия деятельности.

-С каким произведением, какого автора вы познакомились сегодня на уроке?

-Что особенно поразило, заставило задуматься?

-Удалось ли вам сделать какое-то открытие?

             

10. Домашнее задание. Подготовка к выразительному чтению



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
М. Пришвин Золотой луг

Автор: Ерко Анна Иосифовна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 247647

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Урок литературного чтения на тему "Художественный образ в рассказе М. Пришвина «Золотой луг""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_literaturnogo_chteniia_na_temu_khudozhestvennyi_obraz_v_rasskaze_m_prishvin"
    ["file_id"] => string(6) "500054"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550346601"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "По М. Пришвину "Золотой луг""
    ["seo_title"] => string(26) "po_m_prishvinu_zolotoi_lug"
    ["file_id"] => string(6) "658460"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1729856748"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Тест - контроль по чтению М.М.Пришвин "Лисичкин хлеб", "Золотой луг" "
    ["seo_title"] => string(69) "tiest-kontrol-po-chtieniiu-m-m-prishvin-lisichkin-khlieb-zolotoi-lugh"
    ["file_id"] => string(6) "132231"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1416312289"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Ёж""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-m-prishvin-iozh"
    ["file_id"] => string(6) "306854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458209748"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Краски и звуки лета М. Пришвин, «Золотой луг») "
    ["seo_title"] => string(44) "kraski-i-zvuki-lieta-m-prishvin-zolotoi-lugh"
    ["file_id"] => string(6) "236770"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444150659"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства