воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, испытывать наслаждение от произведений искусства.
Оборудование:
иллюстрации к изучаемому произведению, мультимедийная презентация
выставка книг М. Пришвина с его портретом.
Добрый день! Начинаем наш урок. Девизом урока я предлагаю слова: «Умейте делать открытия!». Как вы их понимаете?
Проверка домашнего задания.
-А с какой удивительной птицей мы познакомились на прошлом уроке? (Камышовка - сверчок)
-Что особенного в этой птице?
-Мы сейчас проверим домашнее задание, у кого получилась более удачная загадка? (Дети читают свои загадки)
-Какой автор помог нам «открыть» эту птицу? (В. Бианки)
Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
-А сегодня на уроке вас ждет встреча с новым автором и его произведением. Каким, вы скоро узнаете.
Но сначала давайте послушаем разговор Насти и ее папы.
Чтение авторского текста в учебнике с.105
-Здесь, ребята, мы на минуту прервем Настю. Давайте посмотрим, есть ли такое произведение в нашем учебнике. Кто его автор
-Какая будет тема нашего урока? (М. Пришвин « Золотой луг»)
3. Работа над текстом рассказа «Золотой луг»
Какие ассоциации у вас возникают при слове луг? Проанализируем название рассказа. По словарю Ожегова: луг – участок, покрытый травянистой растительностью. Из названия рассказа мы можем догадываться о том, что речь пойдет о природе, а именно о луге, но мы пока не знаем, почему зеленый луг в названии обозначен как золотой. Как вы понимаете выражение « Золотой луг»? ( Жёлтый) Почему автор использовал именно такое определение луга? (усилить качество предмета, показать своё отношение, чтобы читатель мог лучше представить предмет)
3. Работа над текстом рассказа «Золотой луг»
Подготовка к чтению
-Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению.
-Как вы думаете, почему рассказ называется « Золотой луг»?
Прочитаем рассказ.
4. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста.
-Подтвердились ли наши предположения о содержании текста?
-Удалось ли автору поразить вас?
-Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор?
-Какие 3 части присутствуют в каждом тексте? (Вступление, основная часть и заключение)
-Попробуем отыскать каждую часть в рассказе М. Пришвина «Золотой луг».
Повторное чтение рассказа.
Деление текста на части.
часть
-Где заканчивается 1 часть?
-Можно ли сказать, что автор и герой произведения — одно и то же лицо? (Автор — М. Пришвин, а рассказчик— мальчик)
-Кто был старше из братьев? Почему? (« …Он впереди, я — в пяту»)
-Как это «идти в пяту»? (За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь.)
-Что значит «созревают одуванчики»?
-Что такое «забава»? (Игра, развлечение). Что значит постоянная забава?
-Какой промысел мог быть у мальчишек и что означает это слово?
-В рассказе В.Бианки сообразительная внучка изобрела для птички новое название «неслышимка». Заметили ли вы детскую словесную изобретательность в рассказе М. Пришвина? (Фукну, фукнет)
-От какого слова произошло это слово?
-Знакома ли вам такая игра с одуванчиками?
-Но как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он имеет в виду?
(Неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты)
-Как можно озаглавить 1 часть?
«Цветы для забавы»
часть
-Где заканчивается 2 часть?
Чтение 2 части. Вопросы после чтения. Выборочное чтение.
-Нашли ли вы подтверждение того, почему луг назван «золотым»? Прочитайте. Что говорили люди, когда видели луг?
- Так каким был мальчик по характеру? (наблюдательный)
- Что сделал мальчик, чтобы найти ответ? (стал наблюдать)
- Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
- (Потому что спать одуванчик ложиться вместе с детьми и вместе с ними встает)
- Как мальчик относится к одуванчику, как к живому существу или неживому?
- В каких словах и выражениях это заметно? Найдите в тексте и прочитайте.
(«Он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были желтые и сжав в кулак, мы бы закрыли желтое. Лепестки – пальцы, закрыты не в бутон – а в кулак. Одуванчики раскрывают свои ладони, будто руки»)
- Давайте попробуем представить, что ваши ладошки – лепестки одуванчика.
- Утро?
Дети раскрывают ладошки в виде цветка
- Вечер?
Дети закрывают ладошки в виде бутона.
- Озаглавьте
«Тайна золотого луга»
часть
- Давайте еще раз прочитаем последнее предложение
в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста.
- В чем она по-вашему состоит? ( Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо ее только увидеть, приглядеться.)
- Как теперь рассказчик называет одуванчики?
- Почему они стали самыми интересными для детей?
(Потому что спать одуванчик ложится вместе с детьми и вместе с ними встает)
- Озаглавьте 3 часть
«Один из самых интересных цветов»
5. Работа с текстом после чтения.
-Оправдались ли наши предположения вначале урока?
-Подходит ли заголовок к этому тексту? Как бы вы озаглавили этот рассказ?
-Какое же открытие вы для себя сделали?
(Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться)
-Какое «открытие» сделал для себя писатель?
(Мир удивителен и богат чудесами. Но чтобы это понять, надо не просто смотреть вокруг, но и уметь увидеть это).
Презентация
- Как вы думаете, одуванчик – загадочный цветок?
Одуванчик – загадочный цветок. Потому что в пору цветения и в пору созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок.
-Как вы думаете, сколько видов одуванчика встречается в природе? Оказывается, их 203 вида.
- А сколько названий у этого вида? 27 народных названий.
-А сколько пушинок бывает в одной корзиночке? Представьте себе, до 200 семян с парашютиком. А за сезон одно растение даёт до 3000 семян. Не все семена прорастают, а то бы на Земле не осталось бы места для других растений, росли бы везде одни одуванчики.
- Кому интересно знать, как ещё по-другому люди называют одуванчик? Тогда берите по одному «парашютику» и прочтите всему классу. (Одуванчик, одуй-плешь, бабка, молочник, плешивец, кульбаба, пушица, пустодуй, пухлянки, дуван, зубчик, летучки, прядуница).
- Ещё какие секреты одуванчиков вы знаете
- Одуванчик – лекарственное растение. Одуванчик в народе называют ЭЛИКСИР жизни.
- А почему одуванчик называют эликсиром жизни?
- И у нас, в Башкотостане, одуванчик пользуется большим успехом. Листья и корни одуванчика используют для лечения кашля и улучшения аппетита. А из цветков одуванчика варят очень вкусное варенье, из листьев одуванчика делают салат, из поджаренных корней готовят заменитель кофе, цветочные почки маринуют и добавляют в винегреты. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.Вот какую огромную пользу приносит одуванчик!
- Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин.
- Ребята, как вы думаете, только любоваться природой призывает своих читателей М. Пришвин? (Призывает защищать ее)
- Почему рассказ называется «Золотой луг?»
(Золотой луг – желтый от одуванчиков).
- Что означает здесь слово «золотой»
(Желтый, цвет золота)
- Что еще бывает золотым?
- В каком значении употребляется слово «золотой» в следующих выражениях?
золотое кольцо
золотая осень
золотое время
золотой работник
золотые руки
золотая рожь
золотое сердце
золотой голос
-Вот видите, как много значений может быть у одного и того же слова.
Произведения М. М. Пришвина учат наблюдать и любить природу. Писатель замечает малейшие изменения, происходящие вокруг, умеет рассказать о них так, что ясно себе все можем представить. Из этого рассказа видно, что даже в самом простом, неказистом, на первый взгляд ничем не приметном цветке скрыта удивительная красота. И в рассказе “Золотой луг” мысль одна: умение видеть красоту в простом, в самом дорогом и близком сердцу, в том, что всегда рядом с нами, и что мы, к сожалению, не всегда замечаем. - Предлагаю вам дополнить предложения подходящими по смыслу словами. «Я сорвал цветок, и он … Я поймал мотылька, и он … у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к … можно только … Слова для справок: сердцем, умер, природе, увял) - Какой вывод вы можете сделать?
V. Рефлексия деятельности.
-С каким произведением, какого автора вы познакомились сегодня на уроке?
-Что особенно поразило, заставило задуматься?
-Удалось ли вам сделать какое-то открытие?
10. Домашнее задание. Подготовка к выразительному чтению